№ 53

1634 г. между июля 31 и сентября 24[1].Челобитная кабардинского мурзы Кельмамета Куденетовича Черкасского, поданная в Посольском приказе, о взятии его под защиту от окочанина Бикши – узденя князя Шолоха Сунчалеевича Черкасского

л. 124

// Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии бьет челом холоп твой Келмаметка-князь Куденетов сынишка Черкаской[2].

Жалоба, государь, мне на князь Шолохова Сунчелеева сына узденя на окоченина Бикшу[3], х которому приезжают в Терской город от Шингиреевых друзей, от Олегуки да от Хотаужюки мурз[4] с товарыщи. В нынешнем в 142-м году зазвал меня, холопа твоего Келмаметка, тот Бикша к себе в избу в гости, да тут же были со мною у нево в гостях старова Шолоха князя племянник Ильдар-мурза[5] да кизлар Иналука Хатов[6] и многие их уздени, и учинилась у меня с тем Бикшею тут брань, и тот Бикша меня, холопа твоего, тут при всех людех обесчестил, молыл мне так: Будет дя ты меня ударишь, и я де тебе и самому голову отрублю. А в нашем обычее такова слова никак узденю мурзе не мошно молыть: в тот бы час ево убил[7]. И я, холоп твой, хоть и от холопа, а не от своево брата такой великой позор принел при таких своей братье, чево было мне никак терпеть не мошно, да не смел ему за то ничево учинить, для того что в твоем государеве городе. А все он, Бикша, меня бесчестил наро- ком по наученью князь Шолохову, и теша твоих государевых изменников, а наших недругов, Алегуку да Хатоужюку з братьею.

Милосердый государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, пожалуй меня, холопа своево, вели мне на тово Бикшу большую оборань дать, чтоб мне тово позору своево избыть твоею государскою милостью и обо- ронью. А не пожалуешь меня, холопа своего, не велишь от такова оборанить, и мне, холопу твоему, в Кобарде с своею братьею и слово молыть не мочно[8].

Царь государь, смилуйся, пожалуй.

ЦГАДА, ф. Кабардинские дела, 1634, N° 2, л. 124. Подлинник.

Опубликовано: Кабардино-русские отношения, т.1, № 104.


[1] Датируется по времени приема мурзы Кельмамета Куденетовича Черкасского царем Михаилом Федоровичем и его отъезда из Москвы. См.: ЦГАДА, ф. Кабардинские дела, 1634, № 2, л. 90–95, 111, 369.

[2] Мурза Кельмамет Куденетович (или Куденекович) – один из феодальных владельцев Кабарды из рода Айдаровых, представители которых в первой половине XVII в. потеряли в Кабарде влияние. См.: КРО, т. I, с. 385, Указатель.

[3] Окочанин Бикша Алеев, уздень князя Шолоха Сунчалеевича Черкасского и его брата князя Муцала Сунчалеевича Черкасского и их аталык, т.е. «дядька», пользовался в Терском городе влиянием и выполнял ответственные поручения князей Черкасских и терских воевод. О Бикше Алееве см. также документы № 59, 64, 68, 69 и комментарии к ним.

[4] Алегуко (Олегуко) Шегануков и его дядя Ходождуко (Хотаужюка) Казыев – известные владельцы Большой Кабарды. Шан-Гирей – крымский царевич Шагин-Гирей. 20-е годы XVII в., когда Шагин-Гирей был в Крыму калгою при хане Магомет-Гирее, стали временем резкого обострения взаимоотношений русского государства с Крымом. Владельцы Большой Кабарды поддерживали дружеские отношения с Шагин-Гиреем, который был женат на дочери мурзы Алегуки Шеганукова. Из-за феодальных междоусобиц в Крыму Шагин-Гирей дважды выезжал из Крыма (1614–1623 и 1628–1632 гг.), служил шахам Аббасу и Сефи. Видимо, мурза Кельмамет в 1634 г. не знал, что еще в 1633 г., после неудачной попытки свергнуть хана Джани- бек-Гирея, Шагин-Гирей уехал в Константинополь, где позже был казнен. См.: КРО, т. I, №96, Указатель. Новосельский А.А. Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII в. М.– Л„ 1948, с. 107–138, 195 и др.

[5] См. примеч. 2 к док. № 51.

[6] Кизляр Иналука Хатов – козлар (тлакотлеш) Иналука Хотов из рода Анзоровых, один из самых влиятельных в Кабарде первостепенных узденей.

[7] Здесь мурза Кельмамет ссылается на нормы кабардинского обычного права, по которым кабардинские князья и мурзы считались неприкосновенными для лиц, стоявших ниже их по социальному положению.

[8] В соответствии с челобитной мурзы Кельмамета царю Михаилу Федоровичу было велено привезти Бикшу в Терский город, распросить и, если жалоба обоснована, бить кнутом и отправить в Астрахань в тюрьму. См.: ЦГАДА, ф. Кабардинские дела, 1634, № 2, л. 156, Видимо, факты, изложенные в жалобе Кельмамета, не подтвердились. так как Бикша Алеев до конца 40-х годов XVII в. упоминается в документах, как выполнявший по Терскому городу ответственные поручения. См.: КРО, т. I, Указатель.