№ 52

1631 г. апреля ранее 30[1]. Челобитная князя Шолоха Сунчалеевича Черкасского, поданная в Посольском приказе, с просьбой разрешить кумыкам, кабардинцам, око- чанам, мичкизянам и другим приезжим людям жить в Терском городе

л.149

// Царю государю м великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии бьет челом холоп твой Шолошка Черкаской[2].

Приезжают, государь, к твоей царской милости на Терек на житье иноземцы кумыченя и черкасы и окоченя и мичкизеня[3] и ногайские люди и изо всяких земель всякие иноземцы, и твои государевы воеводы с Терка их высылают, откуда хто приехал, и на Терке жить им не велят, и от твоей царской милости их отгоняют. А от тех, государь, иноземцов, окроме их к тебе, государю, службы, дурна никакова не живет. А служат, государь, они со мною, холопом твоим, твои государевы службы всякие.

Милосердый государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, пожалуй меня, холопа своего, не вели, государь, тех приезжих иноземцов, которые ныне на Терке живут, ис Терского города высылати[4].

Царь государь, смилуйся.

ЦГАДА, ф. Кабардинские дела, 1630, № 3, л. 149. Подлинник. Опубликовано: Кабардино-русские отношения, т. 1, № 89.


[1] Датируется на основании указа цари Михаила Федоровича от 30 апреля 1631 г., данного в приказ Казанского дворца в ответ ив челобитную См.: КРО, т. I, № 90, 91.

[2] Шолошка Черкаской — князь Шопом Сунчалеевич Черкасский. См. док. № 47 и комментарий к нему

[3] Здесь окочане и мичкизине названы раздельно.

[4] Указ царя Михаила Федоровича в приказ Казанского дворца гласил: «На Терке в черкаских слободах тех приезжих и прихожих людей переписать всех: сколь давно и откуды хто пришол. А будет которые живут з женами и з детьми и со всеми своими животы, и воровства от них никакова не бывало и впредь от них никакова не чаят, и тех людей выслать государь не велел. А которые всякие неписьменные люди приезжают и живут нестановым обычаем без жен и без детей и верить которым будет не мочно, и тех людей указал государь с Терка высылать, чтоб городу от них какое дурно не учинилось». См.: КРО, т. I, №91. Подлинники такой переписи обнаружить не удалось – архив приказа Казанского дворца не сохранился.