№ 36

1619 г. позднее мая 4. – Отписка терского воеводы Н.Д. Вельяминова в Посольский приказ о принесении шерти кабардинским мурзой Алегукой Шегануковым и о просьбе кабардинских мурз прислать к ним ратных людей для борьбы вместе с горскими людьми, в том числе чеченцами, с ногайскими татарами

л. 140

// Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии холоп твой Микитка Вельяминов челом бьет.

В нынешнем, государь, во 127 году майя в 4 день приехал, государь, ко мне, холопу твоему, на Терек кабардинской черкаской Алягука-мурза Шаганукин. А приехав, бил челом тебе, великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, чтобы тебе, великому государю, ево, Алягуку, пожаловати, велети ево приняти под свою царскую высокую руку в холопство потому, как де, государь, убили ногайские люди дядю ево Казыя-мурзу Шепшукова, и он де, Алягука мурза, после дяди своего Казыя и по сю пору у твоей царской милости не бывал и шерти тебе, великому государю, в Терском городе не давывап. А тот, государь, Алягука-мурза ныне в Кабарде в дяди

л. 141

// своего в Казыево место Шепшукова владеет всем.

И по его, государь, Алегукину к тебе, к великому государю, челобитью я, холоп твой, ево, Алегуку-мурзу, под твою царскую высокую руку в холопство привел. И Алегука-мурза шерть тебе, великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, дал по своему мусульманскому закону, на куране передо мною, холопом твоим.

И после шерти, государь, черкаской Алягука-мурза били челом тебе, великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, кабардинские мурзы Алегука-мурза Шагонукин, да Мулдар-мурза Апкасов, да Ахлов-мурза Аитеков и многие кабардинские мурзы, чтобы тебе, великому государю, их, кабардинских мурз, пожаловати, велети их, кабардинских мурз, от нагайских людей оберегати

л. 142

// и велети им давати своих государевых ратных людей и велети бы им, кабардинским мурзам, с твоими государевыми с ратными людьми ногайских мурз воевати. И оне де, государь, кабардинские мурзы, все и со многими горскими людьми ногайских мурз воевати и улусы их разоряти ради, чтобы им, кабардинским мурзам, недружба своя отомстити и кровь им отлити Казыя-мурзы Шепшукова. И будет де ты, великий государь, им, кабардинским князем и мурзам, поволишь с своими государевыми ратными людьми ногайских мурз воевати и улусы их разоряти, и с ними де, государь, с кабардинскими князи и с мурзами, готовы все головами своими и безленейские[1] и кумиргинские[2] и жаньские черкасы[3], а безленейские, государь, и кумиргинские и жаньские черкасы под крымского царя рукою,

л. 143

// а кумытцкие и мерезинские и шибуцкие и тшанские[4] и калканские и мулкинские[5] и многих горских земель люди готовы все против ногайских людей заодин стояти. А будет де ты, великий государь, их, кабардинских князей и мурз, не пожалуешь, ногайских мурз воевати им не поволишь, и ногайские, государь, люди учнут кочевати на Крымской стороне, а за Волгу не пойдут, и им де, государь, кабардинским князем и мурзам, от них, от ногайских мурз, теснота будет великая и прожити им, кабардинским князем и мурзам, будет невозможно. И им де, государь, кабардинским князем и мурзам, от великие нужи и от тесноты от ногай

л. 144

// ских людей ис Кабап брести розно, пометав домы свои.

Да и по Терку, государь, ногайские люди вызнали броды перевозы все и ездят ногайские люди в Кумыки и в к зылбашскую землю, а кумытцкие люди провожают крымски и азовских, и бухарских, и ногайских многих торговых людей ’ Кумыки и из Кумык, а тебе, государю, не бив челом и q мною, холопом твоим, не обослався.

И о том мне, холопу своему, как укажешь.

ЦГАДА, ф. Сношения России с ногайскими татарами, 1619, д. л. 140–144. Подлинник.

Опубликовано: Кабардино-русские отношения, т. 1, № 61.


[1] Безленейские черкасы (бесленеевцы) – самая восточная локальная группа западных адыгов. Одно из наиболее ранних свидетельств о бесленеевцах в русских источниках относится к 1552 г., когда в составе посольства черкасских князей к царю Ивану Грозному назван князь Машука. Документ 1559 г. уточняет: в составе второго черкасского посольства назван «абеслинский князь» Машука Кануков. Связи бесленеевцев с Русским государством, установившиеся еще в XVI в., были причиной сравнительно частого упоминания бесленеевцев. Источники называют «владение Бысленей», «бесленей- ские кабаки», «безленейских черкас». Территория бесленеевцев, по данным Эвлия Челеби (середина XVII в.), находилась несколько западнее р. Лабы. Источники показывают большую подвижность бесленеевцев на протяжении XVII – начала XIX в., вызванную главным образом постоянными войнами в этом регионе. Бесленеевцы пострадали от эпидемии чумы, свирепствовавшей на Северном Кавказе в 1810–1811 гг., вследствие чего их численность значительно сократилась и в 30-е годы XIX в. составляла 3,8 тыс. душ мужского пола. См.: ЦГВИА, коллекция 414, д. 300, л. 82об.; КРО, т. II, с. 179– 180. – Ред.

[2] Кумиргинские черкасы – темиргоевцы, крупная по численности локальная группа западных адыгов. Населяла территорию в бассейне р. Белой. Упоминания о темиргоевцах появляются в русских источниках начала XVII в. «Крымский-де царь, – сообщается в одном из документов, – пришел войною на кумиргинские черкасы и повоевал 7 кабаков». См.: КРО, т. I, с. 90. Общественный строй характеризовался как «аристократический». Во главе темиргоевцев стоял князь из рода Болотоковых. – Ред.

[3] Жаньские черкасы – самая западная группа адыгов. К началу XIХ в. численность жанеевцев, главным образом вследствие войн, значительно сократилась. До начала XIX в. жанеевцы обитали в райэне Анапы на Черноморском побережье, но в начале XIX в. они занижали лишь небольшую территорию в дельте р. Кара-Кубани. Во главе жанеевцев стоял князь. Самой влиятельной княжеской фамилией были Заноко (Зановы). – Ред.

[4] Тшанские люди – видимо, жители горного общества Шатой в Чечне.

[5] Мулкинские люди – население общества Мулкой в Горной Чечне.