№ 34
1617 г. позднее марта 8. – Из отписки терского воеводы Н.Д. Вельяминова в Посольский приказ о вольном гребенском казаке Иване Хлыновце, побывавшем в Мерезинских кабаках одновременно с посланцем кахетинского царя Теймураза
л. 91
// …Да нынешнего ж, государь, 125 году марта в 8 день приехали в Терский город из розъ
л. 92
// езду сверх Терка голова конных стрельцов Лука Вышеславцев да сын боярской Степан Савин сын Борисова, а в розспросе мне, холопу твоему, сказали. Слышели де оне в Гребенях у вольново казака у Ивашка Хлыновца[1]. Был де он, Ивашко, в Гребенях под снежными горами и слышел де он, что к[рымский] царь вышел и стоит на степи, а збир[ает]ца со многими с ратными людьми, [а ит]ти де ему, крымскому царю, на кизыл[баш]сково на Обас-шаха, а итти [де] ему [подле] гор Османовскою дорогою[2] [и приходити войною] под Терской город и над Терским [горо]дом промышляти. Да при нем же, при Ивашке при Хлыновце, пришел в Мерезинские кабаки от грузинсково царя Теймураза чернец[3], а говорил де, что послал ево грузинской Теймураз царь х крым
л. 93
// скому царю для того, чтоб ему, грузинскому царю Теймуразу, свестися с крымским царем, а итти де ему с крымским царем на кизылбашсково на Обаз-шаха вместе подле гор Османовскою дорогою. А для де того крымский Царь и стоит на степи, дожидаетца конского корму, а как Де конской корм поспеет, и ему тотчас итти на кизилбашсково на Обаз-шаха и над Терским городом промышляти хочет.
А на Тереке, государь, твоих государевых ратных людей мало, и те все конечно бедны, наги и боси и голодни, многие люди помирают голодною смертью, а иные от голоду и от нужи и бредут розно. И в приход, государь, крымсково царя на Терке теми людьми сидеть не с кем. и о том мне хо„ своему, как укажешь?
ЦГАДА, ф.
Кабардинские дела, 1616, № 1, л. 91-93.
Подлинник. Часть текста утрачена.
[1]Вольный гребенской казак Иван Хлыновец, видимо, выходец из Вятской земли, из городка Хлыновец.
[2]Османовская, Асмановская дорога проходила в низовьях р. Сун- жи. Здесь же рядом с Суншинским острогом находился Османовский перевоз. – Ред.
[3]Приезд в Мерезинские кабаки посланца от грузинского царя Теймураза с определенными военными целями – свидетельство связей вайнахских обществ с Восточной Грузией. – Ред.