№ 23

1614 г. не ранее сентября 1.– Отписка терского воеводы П. П. Головина в Посольский приказ о желании кумыкского мурзы Салтан-Магмута дать аманата в Терский город и об участии в переговорах с ним терских окочан Дербыща Божикова и Петряя Илтарова

л. 77

// Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии холоп твой Петрушка Головин челом бьет.

В прошлом, государь, в 122 году августа в 1 день писал я, холоп твой, к тебе ко государю с Терки[1] наперед сего о твоем государеве непослушнике о кумыцком о Салтан-Магмуте-мурзе з братьею с терским годовальщиком с сыном боярским з Григорьем Шахматовым, что в прошлых, государь, годех посылал я, холоп твой, с Терки на него на Салтан-Магмута-мурзу з братьею с терским жильцом с Сунчалеем-мурзою Янглычевым твоих государевых терских ратных людей, стрельцов и казаков, и вольных атаманов и казаков, и Сунчалеевых узденей, и новокрещенов, и окоцких людей и неидинова, чтоб над ним учинити поиск и привести б его под твою государеву цареву высокую руку, чтоб кумыцких князей тем розвести и меж ими учинати рознь и от их бы приходу оберечи твой государев Терской город. И божиею, государь, милостью и твоим государевым счастьем

л. 78

// твои государевы ратные люди, и эта маны и казаки, и Сунчапеевым уздени, и новокрещены, и окоцкие люди поиск над ним учинили, отогнали у него с поду животину и Ондрееву деревню[2] у него взяли и разорили и огнем выжгли и из Ондреевы деревни его изогнали и ему учинили великую тесноту. И Салтан-Магмут з братьею и с ызменником з Ботаем-мурзою, который бежал с Терки в прошлом в 118 году, с того разорения стал бы жить в горах в Окоцких кабаках.

И по челобитью к тебе ко государю кумыцкого Гирея князя на того ж Салтан-Магмута з братьею посылал я, холоп твой, с Терки в прошлом же в 120-м году в горы на Окоцкие кабаки Сунчалея же мурзу Янглычева да з головою стрелецким с Василием с Хохловым твоих государевых терских служивых рат

л. 79

// ных людей и атаманов и казаков, и новокрещенов, и окоцких людей, и Сунчалеевых узденей. И божиею, государь, милостью и твоим государевым счастием терские служивые ратные люди и атаманы и казаки у Салтан-Магмута во Окохох кабаки его повоевали и пожгли все и з Салтан-Магмутом з братьею и с уздени его и с ызменником з Ботаем и с окоцки- ми людьми твои государевым терские ратные люди и атаманы и казаки бились, не щадя голов своих, и тебе, государю, служили и из Окоцких кабаков его Салтан-Магмута изогнали ж.

И после, государь, того кумыцкой Салтан-Магмут-мурза з братьею, узнав перед тобою, великим государем, вину свою и от твоих государевых терских ратных людей и атаманов и казаков над собою разорение и великую себе тесноту, присылал на Терек бити челом тебе, государю, узденя

л. 80

// своего Черкаса, чтоб ты, великий государь, его Салтан-Магмута-мурзу пожаловал, велел ему быти под своею государевою царскою высокою рукою в холопстве. А како де ты, великий государь, его Салтан-Магмута-мурзу пожалуешь, велишь ему быть под своею государевою великою рукою в холопстве, и он Салтан-Магмут-мурза з братьею своею тебе, государю, во всем рад служити и шерть тебе, государю, дати по своей вере и мусульманскому закону на куране на том, что ему Салтан-Магмуту-мурзе з братьею и с уздени своими служити и прямити тебе, государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, и быти под твоею государевою царевою высокою рукою в прямом холопстве неотступну от твоего царского величества навеки. А в аманаты де тебе,, великому государю, Салтан-Магмут-мур

л. 81

// за в Терской город хочет дати сына своего, которого ты, государь, велишь сына у него взяти в аманаты.

И в прошлом же, государь, в 122-м году, приехав ис Кабарды на Терек Сунчалей-мурза Янглычев, сказывал мне, холопу твоему в роспросе при Салтан-Магмуте же мурзу: приезжал де при нем в Кабарду брат его Салтан-Магмутов Hyцал-мурза, а говорил де ему Сунчалею, что Салтан-Магмут де мурза велел бить челом тебе, государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, чтоб ты, великий сударь, его Салтан-Магмута-мурзу пожаловал, велел ему быти под своею государевою царевою высокою рукою и оманаты велел у него в Терской город взяти. А как де ты, великий государь, Салтан-Магмута-мурзу пожалуешь, велишь ему быти под своею государевою царевою высокою рукою, и Салтан-Магмут де мурза з братьею своею тебе, государю, рад служити и холоп прямой твой, государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, без отступен от твоего царского вели

л. 82

// чества навеки.

Да в прошлом же, государь, во 122-м году, майя в 8 день приехали из Мичкиз на Терек терские жильцы окоцкие люди Петря Илтаров да Дербыш Божиков…

л.83

// Ив прошлом же, государь, в 122-м году посылал я, холоп твой, с Терки тех же терских жильцов окоцких людей Дербыша Божикова да Петря Илтарова в Мичкизы проведывати про шах Баса и про горские про всякие вести и про Салтан-Магмута.

л. 84

// мурзу з братьею, что прямо ли он, Салтан-Магмут-мурза, в твоей царской милости под твоею царскою высокою рукою хочет быти и тебе, государю, добити челом и вину свою принести.

И августа, государь, в 6 день приехал на Терек из Мичкиз окоченин Петря Илтаров, а с ним приехал кабардинского казлара Хотова сына Додорукин уздень Тапшоко Ештуков. А в роспросе мне, холопу твоему, сказали: прислали де их на Терек з дороги с Актыша кумыцкие Салтан-Магмут-мурза, да брат его Нуцал, да Ахматкан, да Андеин сын Алисалтан-мурза, да Албирюй Тавструев, да Ботай-мурза Шихмурзин, да кабардинские казлары Хотово дети Смайл да Додорука для того, что он, Салтан-Магмут-мурза, з братьею своею едет к Быстрой[3] тебе, государю, за свои вины бити челом и шерть дати, приехав под Терской город на Быстрой реке, а в оманаты де тебе, государю, в Терской город хочет дати сына своего. И тебе б, государю, его, Салтан-Магмута, пожаловати, в оманаты сына его в Терской город велети взяти, и своих государевых ратных людей Гирею князю з братьею пожаловати его,  Салтан-Маг

л.85

// мута, давати для войны на него не велети и своим государевым терским ратным людем пожаловати воевати его, Салтан-Магмута, не велети ж. И мне б, холопу твоему, для твоего государева дела на договор и для шерти и кому взяти у него оманаты прислати к нему, к Салтан-Магмуту-мурзе з братьею на Быструю реку Сунчалея-мурзу Янглычева да голову стрелецкого. И Салтан-Магмут де мурза тебе, государю, шерть даст при них и роту во всем учинит по своей вере, по мусульманскому закону. И я, холоп твой, призвав к себе Сунчалея-мурзу Янглычева да голову стрелецкого Луку Вы- шеславцова и детей боярских, и сотников, и пятидесятников, и десятников, и стрельцов, и казаков о твоем государеве деле с ними говорил, что у Салтан-Магмута-мурзы з братьею оманаты в Терской город до твоего государева указу имати ли или нет? И только взяти, и тем бы Гирея князя з братьею не отогнати от твоего царского величества. И Сунчалей-мурза Янглычев, и голова стрелецкой Лука Выше

л. 86

// славцов, и дети боярские, и сотники, и пятидесятники, и все твои государевы терские служивые ратные люди говорили мне, холопу твоему, чтоб у Салтан-Магмута-мурзы оманатов в Терской город до твоего государева указу не имати, потому что Салтан-Магмут- мурза безюртной человек, а Гирей де князь з братьею своею твоим царским жалованьем живет кабаками своими и тебе, государю, служит и прямит и оманаты дал, и чтоб тем его Гирея з братьею от твоего царского величества не отогнати. Да в прошлых де, государь, годех Салтан-Магмутово блаженные памяти великому государю царю и великому князю Федору Ивановичю всеа Русии челобитье было, и шерть давал и не одинова, и он де только льгал, опричь де ссоры в Салтан- Магмуте ничево нет. Да Сунчалей же мурза сказывал мне, холопу твоему, наодине: слышал де он у Кула-мурзы Канукина сына, только де в Терской город у Салтан-Магмута взяти оманаты, и Казыю де мурзе Шепшукову в том бу

л. 87

// дет досадно, да не токмо де что Казыю одному, половине де Кабарде будет в том досадно, потому что недруги де его Осламбековы да Янсаховы дети, да Хотово дети Смайл да Додорука-мурза с ним, Салтан-Магмутом, стали одиначни, а умышляли де над Казы- ем, что хотели его убити за то, что он, Казый, служит и прямит тебе, государю, а с ними ни в какие статьи не потянул. И я, холоп твой, у Салтан-Магмута-мурзы з братьею в оманаты сына его в Терской город без твоего государева указу взяти не смел для прежнего его Салтан-Магмутова воровства, потому что Салтан-Магмут-мурза преж того к турскому и х крымскому царю для людей ездил сам и брата своего Нуцала посылал не одинова просити под Терской город, и для Гиреева з братьею к тебе, ко государю, челобитья и для их к тебе, ко государю, службы и правды, и чтоб тем его, Гирея князя, з братьею от твоего царского величества не отогнати. А кабардинского Додорукина узденя Топшока Ештукова, которой приезжал

л. 88

// от Салтан-Магмута, пожаловав твоим государевым жалованьем, с Терки отпустили его к Салтан-Магмуту, а с ним посылал терского жильца окоченина Петряя Илтарова на Быструю реку. А приказывал я, холоп твои, к Салтан-Магмуту-мурзе с тем кабардинским узденем с Паштокою да с окоченином с Петряем, а велел ему Салтан-Магмуту сказати, что прежнее его Салтан-Магмутово челобитье к тебе, ко государю, я, холоп твой, писал и бес твоего государева указу оманатов я, холоп твой, взяти у него не смею. И только Салтан-Магмут-мурза з братьею своею бьет челом тебе, государю, и хочет прямо быти в твоей царской милости в холопстве под твоею государевою царскою высокою рукою и вину свою принести, и он бы, Салтан-Магмут-мурза, ехал к тебе, ко государю, за свои вины бити челом сам и милости у тебя, государя в вине своей просити или брата своего Нуцала послал. А войны на него, на Салтан-Магмута-мурзу, от твоих государевых терских ратных людей никоторые не будет до твоего царского

л. 89

// указу.

И августа, государь, в 10 день приехали з Быстрие реки в Терской город от караула терские жильцы окоцкие люди Дербыш Божиков да Петря Илтаров, а в роспросе мне, холопу твоему, сказали: приезжали де к Быстрой реке повыше караулу к городищу Салтан-Магмут-мурза, а с ним брат его Нуцал, да Андеин сын Алисалтан-мурза, да Албирюй Когостровов, да изменник Ботай-мурза Шихмурзин, да окоцкой Когостров- мурза Битемирев, а в оманаты де Салтан-Магмут привозил с собою на Быструю сына своего Чопана лет в 15. И услыша де он, Салтан-Магмут-мурза, твое царское жалованное к себе слово, обрадовался великою радостию, а сказал, что он холоп твой государев со всею братьею своею неотступен до веку. А како де ты, государь, его, Салтан-Магмута-мурзу, пожалуешь, велишь у него в Терской город взяти оманаты, и у него де у Салтан-Магмута в Терской город в оманаты сын его Чопан готов тотчас, или которого сына ты, государь, велишь у него взяти. А к твоему де царскому величеству ехати

л. 90

// ему самому, Салтан-Магмуту, и брата своего послати ныне невмесно, потому что де путь последней, займет зима. И з Быстрые де реки Салтан-Магмут-мурза з братьею своею поехал назад к себе в кабак в Салаюрт[4]. И о том мне, холопу своему, вели свой государев указ учинити.

На обороте адрес: Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии.

Отметка о подаче: 123-го декабря в 30 день подал пятидесятник Богдан Емельянов.

ЦГАДА, ф. Кабардинские дела, 1614, № 1, л. 77–90. Подлинник. Опубликован частично: Русско-дагестанские отношения в XVII – первой четверти XVIII в. Махачкала, 1958, с. 43–45.


[1] Терский воевода П.П.Головин в своей отписке в Посольский приказ, предназначенной царю Михаилу Федоровичу, писал, что им были направлены в 1613 г. в Мичкизы терские жители окоцкие люди, чтобы «проведывати про шах Баса и про горские всякие вести», в том числе и о Салтан-Магмуте-мурзе «з братьею». Вернувшись, посланные рассказывали, что Салтан-Магмут с братьями уехал к Быстрой реке бить челом и дать шерть государю и царю, а также отдать своего сына в аманаты в Терский город. Предполагалось, что на Быструю для договора и для шерти «по своей вере, по мусульманскому закону» и получения аманата к Салтан-Магмуту должны были выехать князь Сунчалей Янглычевич Черкасский и стрелецкий голова Лука Вышеславцев в сопровождении стрельцов и казаков. Однако сложная политическая обстановка, напряженные взаимоотношения кабардинских князей с Салтан-Магмутом привели к тому, что «без государева указа» терский воевода не решился взять аманата и дело было отложено. В этот период Салтан-Магмут жил в одном из селений в Сала-юрте. – Ред.

[2] Ондреева дереёня (Андреева деревня, Эндери) – владение в Северном Дагестане. Входило в состав шамхальства Тарковского. К концу XVI в. после ожесточенной борьбы за власть сыновей шамха- ла Сурхая в Эндери утвердился один из сыновей шамхала Султан- Махмуд (Салтан-Магмут, Султан-Мут), мать которого происходила из кабардинских узденей. См.: КРО, т. I, № 126. Эндери входило в состав шамхальства Тарковского, которое в своей политике придерживалось крымско-турецкой ориентации. В 30-х годах XVII в. крымский хан посылал Салтан-Магмуту жалованье в виде различных даров. См.: КРО, т. I, с. 166. К концу XVI в. Эндери – фактически независимое владение.

По описанию И.-Г.Гербера (начало XVIII в.), «Андрей, или Ендрей, уезд. Между реки Аксай и Сулак в нижних горах. Состоит в одной великой деревне, которая между горами и густыми лесами построена, и проходы туды трудные». Владелец – Айдемир, жители – мусульмане-сунниты, язык – «татарский». «Под Российской империей с 1722 г.». Жители Эндери занимались земледелием и скотоводством, употребляли «оружие огненное» и луки, «у всех добрые сабли». В начале XIX в. в Эндери было до тысячи семей, до 3 тыс. вооруженных мужчин. Эндери считалось своего рода воротами, которые вели на Кумыкскую равнину. На базары Эндери приводили из разных районов Кавказа пленных. Местные жители покупали их и продавали главным образом в Кизляр на различные работы. Сюда же они поставляли дрова и строевой лес. См.: История, география и этнография Дагестана. М., 1957, с. 69, 214. – Ред.

[3] Быстрая река – здесь южный проток Терека, на котором стоял Терский город. Быстрая считалась пограничной с горскими владениями рекой. Нередко здесь северокавказские феодалы давали шерть русскому царю. Но возможно, что это один из притоков Сунжи. – Ред.

[4] Сала-юрт – одно из аварских равнинных обществ, соседних аккинцам. Входило в состав владения Саптан-Магмута-мурзы. – Ред.