№ 18

1605г. позднее августа 17.–Отписка астраханского воеводы князя В. М.Лобанова-Ростовского в Посольский приказ об отпуске из Астрахани в Москву мурз Сунчалея Янглычева и Батая Шихмурзина

л. 3

// Государю царю и великому князю Димитрею Ивановичю всеа Русии холопи твои Васька Лобанов да Офонька Карпов челом бьют.

Нынешнего, государь, 113-го году августа в 17 день писал к нам, холопем твоим, с Терки Петр Головин, что тебе, государю царю и великому князю Димитрею Ивановичю всеа Русии, били челом терской жилецкой кабардинской Сунчалей-мурза Янглычев[1] да Окоцкой Батай-мурза. И нам бы, холопем твоим, Сунчалей-мурзе и узденем его и Батай-мурзе Окоцкому с товарыщи…

л. 4

// и новокрещеном, дав твое царское жалованье годовое на 114-й год по их окладом, из Астарахани отпустити их к тебе, ко государю царю и великому князю Димитрею Ивановичю всеа Русии, к Москве, и корм им в дорогу дать.

И мы, холопи твои, по терской отписке твое царское годовое жалованье на 114-й год по их окладом Сунчалей-мурзе 40 рублев, узденем его 9 человеком по 5 рублев человеку, Батай-мурзе 15 рублев, товарыщем его окоцким людем Тавбурлу Темиргозину 6 рублев, а Аларсану, да Батырю, да Уракче, да Салтан-беку по 5-ти рублев человеку, черкашенину Такшуку 6 рублев, новокрещеном Максимку 6 рублев, Демидку 5 рублев с полтиною дали.

Да бил челом тебе, государю царю и великому князю Димитрею Ивановичю всеа Русии, Сунчалей-мурза, что твоего царского жалованья по окладу брату его Алей-мурзе Мамстрюкову 16 рублев, да узденем ево, которые остались на Терке, 6 человеком по 5 рублев человеку, и тебе б, государю царю и великому князю Димитрею Ивановичю всеа Русии, пожаловати, велети твое царское жалованье брата его и узденей его дати ему; а им де, на те деньги купив им одежду, послать к ним на Терек.

И мы, холопи твои, Сунчалей-мурзе брата его и узденей его, которые остались на Терке, твое царское годовое жалованье на 114-й год…[2]

На л. 3об. отметка о подаче: 114-го ноября в 12 де[нь] Терской годовальщик Матвей Шюл[г]ин.


[1] Сунчалей Янглычевич Черкасский, кабардинский мурза, впоследствии князь, глава терских ококов и черкас. Бежал в Терский город после убийства князей Темрюковых мурзой Казыем Пшеапшо- ковым (Сунчалей был родственник Темрюковых). Он обосновался в Черкасской слободе со своими узденями, выполнял важную роль посредника в сношениях Москвы с Кавказом. Деятельность князя Сунчалея Черкасского частично приходится на «смутное время» и период правления Лжедмитрия I. В 1606 г. Лжедмитрий I был убит, престол занял Василий Шуйский, но некоторые города не признали его царем, в том числе Астрахань и Терский город.

[2] Далее текст утрачен.