Из информации Министерства просвещения Чечено-Ингушской АССР «О ходе перестройки школ республики в соответствии с Законом об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии народного образования»
Не ранее июня 1960 г.
1. Ход работы по осуществлению восьмилетнего всеобуча и по созданию сети школ новых типов.
В истекшем 1959/60 уч. г. школы, местные органы народного образования и Министерство просвещения ЧИАССР приступили к практическому осуществлению перестройки школ в соответствии с Законом об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии народного образования в СССР.
В качестве одной из основных была поставлена задача осуществления всеобуча .
В условиях Чечено-Ингушской республики эта задача очень осложнена чрезвычайно быстрым ростом контингентов подлежащей обучению молодежи.
Так, если на начало 1958/59 уч. г. в 1-7-х классах школ обучалось 82,7 тысячи детей, то в истекшем учебном году в этих классах обучалось уже 102,2 тысячи, а на новый 1960/61 уч. г. планируется 123,8 тысячи.
За таким быстрым ростом контингентов учащихся не поспевает строительство школ и интернатов, что приводит к сохранению в большинстве школ двухсменных, а в некоторых же школах – и трехсменных занятий, а также осложняет возможность размещения детей, обучающихся не по месту жительства, и создание им надлежащих условий.
В целях обеспечения охвата детей обучением принимались различные меры. Неоднократно проводились проверочные учеты детей и подростков; было увеличено с 8 до 15 число школ-интернатов, а плановый контингент воспитанников доведен с 1350 до 3150 чел.; при ряде школ г. Грозного были созданы группы продленного дня; в школьных интернатах имелось более 1800 мест; для оказания материальной помощи остро нуждающимся учащимся был создан фонд всеобуча в сумме 753 тыс. рублей; среди учащихся, их родителей и населения проводилась массово-разъяснительная работа; злостные нарушители закона о всеобуче в ряде случаев привлекались к ответственности.
Наряду с этим со стороны Министерства просвещения и на местах принимались меры к решительному повышению качества учебно-воспитательной работы в школах.
Однако, несмотря на все эти меры, всеобуч выполнен не был. На конец учебного года оставалось вне школы 2356 детей и подростков школьного возраста.
В республике плохо обстоит дело с обучением девочек из чеченских и ингушских семей, особенно в старших классах сельских школ. Из-за бытующих еще у некоторой отсталой части коренного населения религиозных и других предрассудков многие родители не пускают девочек в старшие классы, считая, что для них достаточно и начального образования.
В результате в истекшем году вне школы оставалось 1360 девочек, чеченок и ингушек.
В целях наиболее полного охвата обучением девочек коренной национальности для них были созданы три школы-интерната и открылись при существующих школах специальные классы для переростков.
Наряду с этим на местах проводилась разъяснительная массово-политическая работа среди родителей учащихся и населения.
Но, как это видно из приведенных выше цифр, должного результата проведенная работа не дала.
В новом учебном году на селе открываются еще две школы-интерната для девушек, чеченок и ингушек, и 179 классов для переростков, в том числе 123 первых – четвертых и 56 пятых – седьмых. Кроме того, будут приняты меры к решительному усилению и улучшению массово-разъяснительной и политико-воспитательной работы среди населения.
[•••]
Министр просвещения ЧИАССР А. Ромовский

ГА РФ. Ф. А-2306. On. 72. Д. 7764. Л. 1-5. Копия.