Жалоба спецпереселенцев – чеченцев и ингушей председателю Верховного Совета СССР К. Е. Ворошилову и председателю Оргкомитета по Чечено-Ингушской АССР М. Г. Гайрбекову на неправомерную приостановку возвращения на родину 450 семей из Кокчетавской области Казахской ССР
17 июня 1957г.

Из Кокчетава – от 17 июня 1957 г. г. Грозный, председателю Оргкомитета по Чечено-Ингушской АССР т. Гайрбекову Председателю Верховного Совета СССР – т. Ворошилову К. Е.
Копия:
Секретарю ЦК Компартии Советского Союза – т. Хрущеву Н. С.
Председателю Совета Министров СССР – т. Булганину Н. А.
В текущем году в январе месяце представителем ЦК Компартии Казахстана нам был сообщен Закон о восстановлении Чечено-Ингушской АССР , о порядке возвращения населения. В марте месяце прибывшим представителем Оргкомитета по Чечено-Ингушской АССР т. Немухиным был сообщен порядок возвращения нас в течение 1957-1960 гг., причем все расходы, связанные с переездом, относились за счет нас, самих переезжающих.
Закон о восстановлении Чечено-Ингушской республики мы восторженно приветствовали и все мероприятия, связанные с осуществлением этого Закона, одобрили.
В течение апреля-мая месяцев текущего года представителем Оргкомитета вместе с комиссией, выделенной местными партийно-советскими органами, отобраны 450 семей ингушей и чеченцев, члены которых наиболее отличились в труде на производстве и в колхозах, для отправки их домой в первую очередь.
Указанным хозяйствам были выписаны удостоверения на право возвращения в Чечено-Ингушскую АССР. Указанные хозяйства подготовились к выезду, распродали движимое и недвижимое имущество и все собранные средства обратили на мероприятия по переезду и приобретению предметов первой необходимости, нужных как в пути следования, так и по прибытии в Чечено-Ингушскую АССР.
Кокчетавский облисполком дал заявку в Управление Карагандинской железной дороги на подачу вагонов на ст. Кокчетав к 10 июня 1957 г., каковая была принята Управлением ж. д. к исполнению.
Хозяйства, получившие удостоверения, ко дню подачи эшелона вагонов прибыли со всей области на станцию Кокчетав на погрузку и отправку. По неизвестной причине выезд без предупреждения был приостановлен. Вагонов не подали, билеты на проезд по железной дороге запретили продавать нам; нас, подготовившихся к выезду, скопилось в Кокчетаве на станции железной дороги, мы очутились под открытым небом, лишившись хозяйства и прочих средств существования.
Мы не знаем, кто тут виноват, или это результат бездеятельности Оргкомитета по Чечено-Ингушской АССР, или это извращение отдельными лицами установленного порядка возвращения нас домой в целях создания недовольства.
Мы возмущены этим внезапным запрещением отправки нас домой, поставившим нас в тяжелое положение; по установленному порядку в 1957 г. должно быть возвращено 17 % от общего количества чечено-ингушского населения, находящегося в Казахстане, эти 17 % для Кокчетавской обл. составляют 450 семей, которым и выданы удостоверения, однако никому из нас не разрешают выехать домой.
Мы настоятельно просим Вашего вмешательства пресечь это издевательство над нами и дать указание немедленно отправить нас домой в соответствии с Положением о порядке возвращения ингушей, чеченцев на прежнее местожительства в Чечено-Ингушскую АССР. У нас нет другого исхода.
Просим дать возможность возвратиться в Чечено-Ингушскую республику. Просим принять самые срочные меры к немедленному возвращению нас к родным местам и положить конец нашим страданиям.
По поручению 450 семей, получивших разрешение на выезд, подписали: Точиев, Льянов, Борохоев, Албагков.
Резолюции: Совмину РСФСР (т. Яснову ) и МВД СССР (т. Дудорову).
М. Первухин .21 июня 1957 г.
Тов. Алехину. 29.VI.
Тов. Семенову А. Д. Пр[ошу] выяснить и доложить. Алехин. 2 VII .

ГАРФ. Ф.А-259. On. 7.Д.9230.Л. 72-73. Заверенная копия.