Докладная записка министра внутренних дел СССР Н. П. Дудорова в ЦК КПСС об организации переездов семей чеченцев и ингушей на Северный Кавказ
20 июня 1957 г.
Секретно
ЦК КПСС
После состоявшегося 10 июня с. г. рассмотрения на Президиуме ЦК КПСС вопроса «О самовольных переездах семей чечено-ингушей в район г. Грозного» МВД СССР в тот же день были даны указания министрам внутренних дел Казахской, Киргизской, Узбекской, Туркменской ССР и РСФСР.
Предложено всех чеченцев и ингушей, находившихся к этому времени в эшелонах и отдельных вагонах, если у них имелись на руках установленные Оргкомитетом по переселению документы на выезд, немедленно отправить по назначению в Чечено-Ингушскую АССР.
Для скорейшего продвижения эшелонов и предотвращения посадки в них по пути следования новых групп или отдельных лиц чечено-ингушской национальности поручено все эшелоны, а также общие пассажирские поезда сопровождать оперативными группами транспортной милиции.
С 11 июня железнодорожной администрацией Туркестано-Сибирской, Ташкентской, Оренбургской, Карагандинской, Южно-Уральской, Омской, Томской и Приволжской железных дорог предоставление чеченцам и ингушам вагонов и продажа им билетов на общие пассажирские поезда для выезда в Чечено-Ингушскую АССР прекращены.
В целях недопущения самовольного проезда чеченцев и ингушей в сторону Кавказа на всех крупных железнодорожных станциях указанных железных дорог установлены милицейские заслоны.
В Казахскую и Киргизскую ССР для проведения необходимых мероприятий по упорядочению переселения чеченцев и ингушей в Чечено-Ингушскую АССР командированы 27 ответственных работников МВД СССР во главе с заместителем министра внутренних дел СССР т. Васильевым. Министрам внутренних дел Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Туркмении предложено использовать в этих целях имеющиеся в их распоряжении все местные возможности.
Работникам МВД и милиции строжайше запрещено применять к чеченцам и ингушам административные меры воздействия, которые могли бы вызвать те или другие эксцессы.
На железнодорожных станциях на 19 июня с. г. с документами Оргкомитета на право выезда в Чечено-Ингушскую АССР и без документов находилось 3427 семей в составе 23 673 чел. Значительная часть из них, ссылаясь на решение XX съезда и правительственные акты, усиленно и настойчиво добивалась отправки их в Чечено-Ингушетию, требовала предоставления вагонов и продажи билетов на общие пассажирские поезда. Эксцессов на этой почве не было. За последние дни в настроениях чечено-ингушей произошли изменения, и многие из них высказывают согласие возвратиться к месту жительства, приступить к работе и ожидать организованной отправки на Кавказ.
За 15,16,17 и 18 июня с железнодорожных станций вернулись 652 семьи в составе 3286 чел.
В Киргизской ССР положение с переселением чечено-ингушей в настоящее время можно считать урегулированным. Все чеченцы и ингуши, находившиеся на железнодорожных станциях в этой республике, вернулись в совхозы, колхозы и на предприятия.
Чеченцы и ингуши, находившиеся на 11 июня с. г. в эшелонах и пассажирских поездах с документами Оргкомитета на право выезда, прибыли к месту назначения – в Чечено-Ингушскую республику. На 19 июня в пути находилось 9 вагонов, в которых следует 376 чел.
При переселении в Чечено-Ингушскую АССР в 1958 г. чеченцев и ингушей целесообразно предусмотреть следующие мероприятия:
1. Численность подлежащих переселению лиц чеченской и ингушской национальностей в ЧИАССР определяет Совет Министров РСФСР в целом на год, с обязательным расписанием по месяцам и с указанием районов, в которые должны направляться переселяемые.
Переселение производится до начала уборки урожая в период апреляиюня месяца.
2. Выдачу переселенческих документов (пропусков) лицам чеченской и ингушской национальностей на переселение в Чечено-Ингушскую АССР возложить на учреждения МВД.
Учреждения МВД на каждую переселяемую семью выдают пропуск, в котором указывают район ЧИ АССР, куда переселяется семья, все члены семьи с указанием фамилии, имени и отчества, года и места рождения каждого из них, серии, номера и места выдачи имеющихся у них паспортов.
3. ЦК Компартии Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и советы министров этих республик определяют численность подлежащих переселению лиц чеченской и ингушской национальностей по областям, а исполкомы областных советов депутатов трудящихся и обкомы партии – по районам и городам.
4. Исполкомы местных советов депутатов трудящихся, горкомы и райкомы партии определяют персонально подлежащих переселению, очередность их выезда, утверждают списки переселяемых, после чего передают их органам милиции для выдачи пропусков.
5. Выписки из домовых книг, исключение из поселенных списков и снятие с воинского учета производятся только при предъявлении пропуска на выезд в ЧИАССР за пять дней до выезда. Увольнение рабочих и служащих и расчеты с колхозниками из лиц чечено-ингушской национальности администрация производит лишь при предъявлении пропусков на право выезда в ЧИАССР не ранее чем за две недели до выезда.
6. МВД союзных республик представляют в управления соответствующих дорог не позднее чем за 2 месяца сведения, с каких станций будут отправляться переселяемые чечено-ингуши , а железнодорожная администрация предоставляет вагоны за 3 дня до начала отправки.
7. Совхозы, колхозы, предприятия и организации, где проживали и работали чечено-ингуши , оказывают им всемерное содействие в продаже имущества и в организованной перевозке людей и имущества к местам погрузки.
8. В пути следования по железным дорогам эшелоны с переселенцами обязательно сопровождаются опергруппами транспортной милиции.
Начальниками эшелонов назначаются работники учреждений МВД.
9. Все перевозки людей и имущества переселяемых производятся за их счет.
Прошу рассмотреть.
Министр внутренних дел СССР Дудоров

ГА РФ. Ф. P-9401. On. 2.Д. 491. Л. 120-123. Заверенная копия.