Выступление начальника Управления КГБ Чечено-Ингушской АССР Шмойлова на Шестом пленуме Чечено-Ингушского обкома КПСС
4 декабря 1957г.
Товарищи! Партийная организация республики, претворяя в жизнь решение ЦК КПСС и Советского правительства «О восстановлении национальной автономии чеченского и ингушского народов», проделала некоторую положительную работу, о чем подробно доложил пленуму обкома тов. Гайрбеков.
Вместе с этим, в докладе т. Гайрбеков указывал на ряд серьезных недостатков, имеющих место в работе первичных партийных организаций, райкомов партии, областного комитета КПСС и Оргкомитета республики.
Совершенно правильно указывал тов. Гайрбеков на ряд отрицательных явлений, имеющих место в нашей республике, как то: неучастие некоторой части населения в общественно полезном труде, многочисленные факты нарушения социалистической законности, соблюдение частью населения отсталых родовых обычаев и религиозных обрядов, наличие большого количества уголовных преступлений, широкие размеры хищения продуктов сельского хозяйства с полей колхозов и совхозов, факты дерзких разбойных и хулиганских проявлений, активизация реакционной деятельности религиозных элементов.
Вполне согласен с тов. тов. Гайрбековым, Сагаевым и другими выступающими здесь товарищами, указывавшими на то, что все эти отрицательные явления наносят серьезный ущерб делу социалистического строительства в нашей республике.
На некоторых из указанных отрицательных явлениях я и хочу более подробно остановиться в своем выступлении.
Необходимо отметить, что за последнее время антисоветские и националистические элементы, используя создавшиеся трудности с расселением и трудоустройством прибывающего в республику из Казахстана и Киргизии чечено-ингушского населения, активизировали свою враждебную деятельность.
Отдельные из них предпринимают попытки, путем клеветы, шантажа, провокаций и даже угроз убийством, посеять национальную рознь между жителями республики, подорвать у них веру в незыблемую основу ленинской национальной политики партии – братскую дружбу между народами, затормозить дальнейшее политическое, хозяйственное и культурное развитие нашей республики.
Комитет госбезопасности располагает данными об усилении реакционной деятельности возвращающихся в ЧИАССР мусульманских религиозных авторитетов, которая направлена в первую очередь на воссоздание ранее существовавших в каждом ауле разрушенных временем мечетей, постройку новых храмов, гробниц и т. п., на разжигание национальной вражды, отрыв молодежи от коммунистического влияния и участия в общественной жизни.
Мусульманскими религиозниками проводится работа в направлении строжайшего соблюдения населением родовых и религиозных обычаев и обрядов. Муллы и мюриды стремятся оживить идеи мюридизма и рабского повиновения молодежи, в особенности женщин, законам адата.
За последнее время активизировали свою реакционную деятельность религиозные секты Кунта-Хаджи, Батал-Хаджи и другие.
Все эти секты являются большим злом для чечено-ингушского народа, так как практическая деятельность их направлена на то, чтобы воспитывать в народе чувство религиозного фанатизма, слепого его повиновения религиозным авторитетом, возрождение в нем отсталых обычаев и нравов, на разжигание национальной розни.
Так, в Советском и других районах, девушки-чеченки, за исключением единичных случаев, не учатся в школах, не посещают клубы, кино, библиотеки.
В высокогорном селении Итум-Кале Советского района из 95 учащихся 23 не посещают школы, в связи с запретом родителей.
В с.с. Барзой, Орловке значительное количество местных жителей в возрасте от 18 до 25 лет систематически посещают сборища мюридов секты Кунта-Хаджи.
В Урус-Мартановском районе не охвачено всеобучем около 100 девочек, которым родители из-за религиозных предрассудков препятствуют посещать школу.
Житель с. Барсуки Назрановского района, член КПСС Муружев Халалдин заявил, что он свою дочь учить не намерен, так как «ей надо выходить замуж и рожать детей, а для этого не обязательно быть грамотной».
В с. Яндырка этого же района значительная часть молодежи попала под влияние религиозных авторитетов. Моления там посещает даже секретарь комсомольской организации т. Султыгов Алаудин и др. комсомольцы.
Большое влияние оказывают на коренное население Первомайского района религиозники Оздоев Микаил и Чаниев Дауд, проявляющие крайний фанатизм в соблюдении обрядов секты Кунта-Хаджи и диктующие свою волю мюридам этой секты. Ингушской молодежи Первомайского района запрещается посещать клубы, кино и библиотеки.
В Назрановском районе имеют место случаи, когда реакционные элементы препятствуют работникам райкома комсомола проводить воспитательную работу среди молодежи.
Так, днем 29 ноября с. г. в с. Сурхахи, после проведения собрания с молодежью, трое неизвестных совершили нападение на секретаря Назрановского райкома комсомола т. Бокова Хаджибекира, требуя от него прекращения «вербовки» молодежи в комсомол. Один из нападавших пытался ударить Бокова ножом, порезал ему руку. Лишь благодаря оказанному Боковым сопротивлению хулиганы разбежались, однако, при попытке установить преступников, местное население, видевшее этот инцидент, их фамилии не назвало.
Приведенный факт нельзя рассматривать как хулиганское проявление. Речь здесь идет о более серьезном.
Нападение на руководящего комсомольского работника райкома надо рассматривать как вылазку вражеских элементов, пытающихся противодействовать проводимой комсомолом политико-воспитательной работе среди молодежи. Это нападение следует рассматривать как попытку террора по отношению к руководящим работникам. Из этого всего нам необходимо сделать необходимый вывод, а органам КГБ, с активной помощью партийной и комсомольской организаций Назрановского района, разыскать и наказать преступников.
Некоторые комсомольские организации республики не уделяют еще должного внимания вопросам воспитания молодежи в духе пролетарского интернационализма и дружбы между народами Советского Союза.
Возьмем, например, Грозненский педагогический институт.
На отчетно-выборном комсомольском собрании историко-филологического факультета, состоявшемся 21 октября с. г., имел место демонстративный уход с собрания девяти чеченцев и ингушей, в связи с тем, что в президиум не было избрано представителей от комсомольцев из числа коренного населения. При этом отдельные лица стали выкрикивать, что «русские оскорбляют национальные чувства».
Имеют место случаи драк с применением холодного оружия.
Так, 4 ноября на студенческом вечере между студентами произошла групповая драка, в результате которой был ранен холодным оружием студент Джамбулатов.
В этой связи среди некоторых студентов-чеченцев вынашиваются настроения кровной мести. Органы милиции недопустимо затянули расследование этого дела, и виновники драки до сих пор еще не наказаны.
Следует сказать, что даже здоровое стремление чечено-ингушской молодежи пединститута создать свою художественную самодеятельность не находит поддержки в парторганизации института, а также в Оргкомитете, не отпускающем нужных средств для функционирования самодеятельного ансамбля.
Органы госбезопасности располагают данными о том, что некоторые жители республики незаконно хранят у себя нарезное огнестрельное оружие, в том числе и автоматическое.
Зафиксированы стремления некоторых лиц, во что бы то ни стало приобрести оружие, а также случаи краж огнестрельного оружия.
В селении Алхазурово Урус-Мартановского района поселились бывшие жители различных сел быв. Итум-Калинского района, которые ведут между собой тейповую вражду. В селение прибыло значительное количество бывших участников политических банд и их родственников. Отдельные из них запугивают и терроризируют жителей села, всеми мерами поддерживая старые, реакционные нравы и обычаи. Некоторые жители села в октябре с. г. выезжали в Грузию для приобретения огнестрельного оружия, а также с целью изучения возможностей хищения скота. В селении сильно распространено воровство.
Напряженное положение создалось в станице Серноводской Сунженского района, где отдельные лица из числа коренного населения терроризируют русских.
8 ноября с. г. группа молодых чеченцев, прогуливаясь по улицам ст. Серноводской и встречаясь с русскими, учиняла драки с применением холодного оружия, в результате которых пострадало 8 человек. Все это вызвало большое волнение среди чеченского и русского населения, потребовавшего вмешательства Оргкомитета и обкома КПСС.
По поступившим в КГБ данным, в г. Ош Киргизской ССР начиная с 1950 г. в различных воинских частях похищено много боевого огнестрельного оружия. В Ошской области зафиксированы многочисленные факты попыток приобретения нарезного огнестрельного оружия через военнослужащих, за определенные суммы денег. Приобретенное боевое оружие различных систем тайно вывозится в ЧИАССР.
По заявлению граждан Ачхой-Мартановского района, прибывший на жительство в этот район Оздамиров принимает меры к розыску тайников, где якобы хранится оружие, ранее спрятанное им.
По заявлению нескольких жителей Сунженского района (всего 7 человек), в лесу, около с. Первомайское, им встретился неизвестный, имевший при себе пистолет «ТТ». На предложение охотников сдать оружие, этот человек взвел курок и, направив на них пистолет, скрылся в лесу.
Житель Ачхой-Мартановского района Ахмедов Маза, находясь на свадьбе, произвел выстрел из незаконно хранящегося у него оружия.
Приведенные факты говорят о необходимости усиления работы органов милиции по выявлению и изъятию имеющегося у населения огнестрельного оружия, которая пока еще ведется неудовлетворительно.
Вследствие слабой постановки идеологической работы, среди коренного населения имеют место случаи карьеризма, стремления из-за корыстных интересов пробраться в партию.
Так, житель Надтеречного района Едилов Али в беседе с другими лицами заявил: «Если вы не поступили в партию, то поступайте срочно и обязательно, здесь если ты не коммунист, трудно устроиться на хорошую работу. Я не поступал просто по моей халатности. Вы тоже не отнеситесь халатно к этому важному вопросу в вашей молодой жизни…»
Житель Советского района Шахалиев Исмаил в беседе заявил, что он хочет «заиметь сахарную книжку», под которой подразумевает партийный билет, после чего намерен из района выехать.
Проживающий в Грозном Хапаев С. в беседе заявил: «Если бы у меня был партийный билет или хотя бы кандидатский билет, то меня приняли бы управляющим. Так что ты учти и когда будешь ехать домой, укради партбилет, но без него не приезжай; любую работу дают, если ты партийный…»
К сожалению, приходится констатировать, что наши коммунисты и передовые беспартийные товарищи, наша интеллигенция, представители литературы и искусства пока еще не включились в борьбу с указанными отрицательными явлениями, не ведут пока еще активной борьбы с этими отрицательными явлениями некоторые руководящие работники обкома партии и Оргкомитета.
У многих вызывает удивление, почему такие руководящие работники нашей республики, как т.т. Гайрбеков, Сагаев, Татаев, Дукузов, Тангиев, Тепсаев и другие, не выступают перед населением с докладами, лекциями и статьями в печати, по радио на родном языке? Выступая бы перед населением и вскрывая в своих выступлениях указанные выше отрицательные явления, они бы тем самым способствовали ускорению в восстановлении республики и способствовали бы успешному выполнению поставленных перед республикой партией и правительством задач.
Следует сказать, что в результате своего неправильного и непартийного поведения со стороны отдельных коммунистов и беспартийного актива, некоторые из них хотели бы этого или нет, объективно способствуют разжиганию националистических чувств и других порочных явлений среди неустойчивой части интеллигенции и молодежи.
Так, писатель т. Мамакаев Магомед, выступая в сентябре с. г. на организационном совещании отделения Союза писателей ЧИАССР, заявлял: «Мы хотим, чтобы памятники разорителям и убийцам наших горских народов были снесены…».
Подобного рода заявления вряд ли могут способствовать правильному воспитанию жителей нашей республики.
На одной из конференций писателей ЧИАССР, состоявшейся в августе с. г., писатель Арсанов Саидбей, преувеличивая трудности проживания в Средней Азии, заявил, что чеченцы и ингуши в течение 18 лет находились в невыносимых условиях; умирали с голоду и т. д.
Тов. Арсанов призывал писателей не забывать «этой участи своего народа».
12 ноября с. г. грозненская радиостанция РВ-23 передала в эфир поэму поэта Мамакаева Арби под заголовком «В родное село».
Я с этой поэмой полностью не ознакомлен, но судя по ее отдельным отрывкам, она, на мой взгляд, является безыдейной и аполитичной, а следовательно, не способствующей марксистско-ленинскому воспитанию нашего народа. По этой причине эту поэму и подобные ей произведения впредь не следует передавать по радио или же публиковать в печати.
Вот некоторые строки из этой поэмы:
«…Мой Терек, 13 лет в Сибири мой Терек, 13 лет жаждал по тебе мой Терек…
…И вот настал долгожданный день, когда смотрю на тебя, мой Терек. Разреши-ка мне напиться из него. Я напьюсь до предела…»
«…И вот старик приехал из Сибири, где он 13 лет скитался, теперь он готов в могилу ложиться.
…И разберется бог наш, сказал он, крепко вздохнул он и долго не говорил после этого…».
А вот какое впечатление произвела на молодых людей в Карагандинской области Казахской ССР эта поэма Мамакаева Арби:
«…Нас было человек 8…, – рассказал один из слушателей. – …Эта поэма на нас так подействовала, что даже я не мог выдержать, еле выдержав слезы, я отошел от радиоприемника, в особенности, когда в поэме говорили о Тереке и про человека, который скитался 13 лет на чужбине и вернулся к любимому Тереку. А кто это скитался 13 лет, по-моему, мы с Вами знаем…».
Такие и подобные им выступления не способствуют дружбе народов республики, его культурному росту и повышению уровня сознания отсталых слоев, порождают националистические настроения и национальную вражду.
В октябре с. г. один из бывших руководящих работников ЧИАССР, член КПСС, высказывая недовольство тем обстоятельством, что на территории ЧИАССР проживают люди других национальностей, он поучал собеседников: «Нужно заниматься воровством, воровать кур, гусей, а иногда можно бычка и теленка. Эти меры подействуют на них, и они сами помаленьку будут выезжать, оставляя дома, и будут продавать бывшим хозяевам за небольшие деньги…».
Характерно, что этот человек в прошлом являлся руководящим работником в области торговли и теперь претендует на пост министра.
Преподаватель чеченского языка в Серноводской средней школе Джамурзаев Ибрагим ежедневно молится, носит с собой четки, воспитывает девушек в духе соблюдения адата. В беседе с учителями Джамурзаев заявил: «Кто сказал, что бога нет! Это неправильно, это ваш, советский закон говорит, что бога нет, у нас есть другой закон – бог есть, и никто мне не запретит верить в бога…».
Слушатель курсов по подготовке партийных и советских работников при обкоме КПСС т. Тагиров Заинди 31 октября 1957 г. в беседе с другими слушателями по поводу оживления мусульманских элементов, которые хотят восстановить мечети в селах, заявил, что кто бы чего не говорил, мы должны слушаться стариков. Конечно, если старики помогают нам воспитывать молодежь в нужном для нас направлении, то с ними надо считаться. Но здесь идет речь о стариках реакционно настроенных, приносящих своими советами и действиями вред нашей политико-воспитательной работе в массах. Таких стариков мы, коммунисты, не только не должны слушать, а наоборот, разоблачать их.
Другой слушатель курсов тов. Тасуев Султан заметил: «Пусть против проводников мусульманской веры выступают работники отдела пропаганды обкома КПСС».
Позволительно спросить тов. Тасуева, а почему бы ему, как члену КПСС, не принять бы активное участив в политико-воспитательной работе среди населения, решительно бы бороться с порочными явлениями, имеющими место в нашей республике? Я думаю, что это является первейшей обязанностью каждого коммуниста.
Товарищи! Можно было бы продолжить перечень аналогичных примеров и фактов, но мне кажется, сейчас нет в этом большой необходимости. Достаточно и этих фактов. Приведенные факты говорят о том, что в нашей республике имеют место порочные явления, бесспорно заслуживающие серьезного внимания партийной организации республики.
Всем этим явлениям необходимо дать правильную политическую оценку, так как они представляют из себя серьезное препятствие на пути дальнейшего развития нашей республики, и если мы сейчас не поведем с этими пороками решительной борьбы, то вряд ли нам удастся успешно выполнить грандиозные задачи в хозяйственном и культурном строительстве республики, которые были изложены в докладе тов. Гайрбекова.
Из сказанного выше нам всем необходимо сделать серьезные политические выводы. Я не буду останавливаться на стоящих перед партийной организацией республики задачах, поскольку на днях обком партии принял развернутое решение о мерах усиления борьбы с этими явлениями, в нем четко сформулированы задачи и думаю, что это решение, а также постановление настоящего Пленума обкома КПСС, будут в ближайшее время разосланы в райкомы партии и по ним будет проведена серьезная политическая работа в массах. В сегодняшнем решении этим вопросам надо придать особо важное значение, и нет сомнения в том, что наша республиканская партийная организация, все коммунисты нашей республики примут активное участие по наведению порядка в нашей республике, в ликвидации всех этих явлений. Что касается коммунистов Комитета госбезопасности, то можете не сомневаться, товарищи, что они выполняли, выполняют и впредь будут выполнять с честью все указания партии и правительства в борьбе с врагами советского народа.
РГАСПИ. Ф. 17. On. 57. Д. 2627. Л. 128-142. Копия.