Из стенограммы выступления члена Государственной думы второго созыва от Терской области Т. Э. Эльдорханова
3 мая 1907 г.
[…] Я позволю сказать себе несколько слов относительно тяжелого экономического положения моих избирателей, туземцев Терской области. Вся область делится на две части: плоскостную и горную. В плоскостной части острую земельную нужду испытывают чеченцы и ингуши, имеющие на одну мужскую душу от двух до трех десятин земли, считая в том числе и неудобья. Но трудно себе представить более худшие условия, какие имеются налицо в Нагорной полосе области. Насколько велики пространства земли, годные для обработки в этой части области, можно судить по следующим данным: на территории, занятой горскими обществами Нальчикского округа, другой земельной меры не существует, кроме следующих: «Кулач» – 2-2,5 аршина; «Аяк-Узун» – длина ступни ноги; «Таш-Орун» – место под одним камнем; «Черен-Орун» – пахотное место, дающее одну копну хлеба; «Гебен-Орун» – место, дающее одну копну сена. Эти кусочки пахотной земли, чрезвычайными усилиями человека обращенные в культурную землю, недостаточны для прокормления населения. Здесь не рациональное хозяйство, а каторжный труд, отчаянная борьба человека с суровой горной природой, а в итоге – полуголодное существование на кукурузном или ячменном хлебе. Это в упорной работе круглый год, так как у туземцев в году всего два-три праздника. Единственное занятие, которое возможно здесь, – это скотоводство, но для этого нужен простор земли. Еще в 60-х годах Главнокомандующий Кавказской армией Великий князь Михаил Николаевич обратил внимание на острую земельную нужду туземного населения Терской области. Им был предпринят ряд мер к улучшению экономического положения их, но, к сожалению, все это не дало населению осязательных результатов, а наоборот, впоследствии, в 80-х годах территории туземцев подверглись уменьшению. Так, лучшая часть Нагорной полосы области, занятая лесами и лесными полянами, отобрана под предлогом того, что туземцы неправильно пользуются лесами, далее в 50-х годах, что видно из официальных документов, которые я имею, князья Кумыкские добровольно уступили кумыкскому народу половину своей земли, прося правительство, чтобы другую половину укрепили за ними на правах собственности и выдали документы на право собственности. Документы были выданы князьям и узденям, что касается другой части – о признании этого права собственности за крестьянами, то она и по сие время остается открытой, и местные власти, пользуясь разными предлогами и причинами, заселяют на их собственных кумыкских землях пришлый элемент, нисколько не стесняясь их правом на эти земли.
Тяжелое положение туземцев усугубляется разными штрафами, взимаемыми с населения за преступные деяния отдельных лиц, и тем обстоятельством, что горными пастбищами они могут пользоваться только 3-4 летних месяца, а затем они должны гнать скот на казачьи и частновладельческие земли, арендуемые ими за неимоверно высокую цену. Туземцы все время продолжают говорить о земельной нужде и не пропускают случаев приезда начальствующих лиц, но голос народа уподобляется «голосу вопиющего в пустыне».
Для полноты картины необходимо заметить следующее: последнее время разные предприниматели в горах стали находить признаки ценных руд. У населения явилась надежда на безбедное существование в своих трущобах, но последовало быстрое разочарование. Правительство заявило свою претензию на эти недра земли, сказав: «Земля вам принадлежит, но мы вам заплатим только за порчу поверхности, а недра и богатства, находящиеся внутри земли, принадлежат казне». Фактически землей владеют горцы-туземцы; никто у них этого права не оспаривает. Казалось бы, вопрос о недрах решается сам собой. Но во всяком случае, если этот вопрос и является спорным, то надо было выждать время, пока он выяснится. И вот теперь, от имени моих избирателей – туземцев Терской области, я ходатайствую, чтобы расхищение этих природных богатств было приостановлено впредь до разрешения аграрного вопроса. Ввиду того что издание земельного закона затянется на долгое время, а нужда на местах так сильна, и, чтобы хоть несколько окрасить их жизнь, необходимо вернуть туземцам немедленно отобранную у них незаконным образом землю и урегулировать арендную цену. Что касается условий пользования землей, то мы должны и будем отстаивать принцип общинной собственности. Я кончаю свое слово указанием на то, что живое дело аграрной реформы должно быть перенесено на места и отдано в руки местных земельных комитетов. Но для того чтобы последние сыграли должную роль и разрешили бы аграрный вопрос во всей его широте и духе принципов, которые будут установлены Государственной Думой, необходимо предпослать этой реформе широкое местное самоуправление и узаконить основные свободы.
АвторхановА. К основным вопросам истории Чечни. Грозный, 1930. С. 41-44.