Донесение заведующего русской агентурой в Турции начальнику Особого отдела Департамента полиции А. М. Еремину по вопросам настроений в Турции и влиянии их на российский Кавказ
г. Константинополь 25 сентября 1912 г.
Из сведений начальника Тифлисского губернского жандармского управления о том, что Зелимхан будто три месяца молится в пещере, а потом по выходе объявит себя святым, я усматриваю, что агентура по панисламизму в Кавказском районном охранном отделении стоит настолько высоко, что даже знает мысли Зелимхана, а поэтому не будет ли найдено возможным ввиду того, что Константинополь есть главный центр панисламизма, а я не имею специальной агентуры, усилить меня таковой, из состава, имеющегося в Кавказской районном охранном отделении . В данном случае без ориентировки специальной агентурой я нахожусь в затруднительном положении, так как подобные сведения, что «Зелимхан три месяца молится в пещере и потом объявит себя святым», здесь всякий посчитал бы за сказку или за насмешку.
По имеющимся у меня из разных негласных источников вполне заслуживающим доверия сведениям, Зелимхан еще в 1909 г., на многолюдном съезде старейшин из селений Терской и Дагестанской областей публично был в одном горном ауле или историческом городке в глубине Дагестана провозглашен святым и Великим Имамом для борьбы с гяурами – русскими. Дальнейшими действиями Зелимхана в его набегах руководили турецкие офицеры и эмиссары «Итигата» . В мае месяце сего года Зелимхан, как мне было донесено, ушел из России, побывал в Мекке на богомолье, потом в Медине и в начале августа к Рамазану прибыл в Константинополь, где находится и теперь.
Здесь он будто бы намеревается пробыть до разрешения политического кризиса на Балканах, а когда уедет неизвестно, и вероятно, вследствие сильной конспирации я так и не узнаю своевременно о его отъезде. На открывшийся в Мекке общий съезд панисламистов Зелимхан не поехал, так как он не делегат и недостаточно образован. Его приметы: небольшого роста, рыжий, коренастый мужчина, без бороды с усами, лет 45, лицо красное; одевается иногда в папаху и черкеску; местожительство его в Стамбуле выяснить не удается; имеет охрану и агентуру.
Об изложенном доношу.
Прошу принять уверения в совершенном моем почтении и преданности Вам .
ГА РФ. Ф. 102. ООДП. 1910. Д. 111. Ч. 2. Л. 67-68 об. Рукопись. Подлинник.