Из справки начальника Отдела спецпоселений МВД СССР В. В. Шияна о состоянии работы МВД–УМВД республик, краев и областей среди спецпереселенцев
1 июня 1948 г.
Совершенно секретно
Совет Министров Союза ССР постановлением № 418-161сс от 21 февраля 1948 г. «О ссылке, высылке и спецпоселениях» обязал МВД СССР:
— установить строгий режим в местах расселения спецпоселенцев, исключив какую бы то ни было возможность побегов семей осужденных, убитых, находящихся на нелегальном положении бандитов и их пособников, а также «власовцев» и переселенных немцев, крымских татар, калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев, курдов и других;
— усилить борьбу с бандитизмом и другими уголовными преступлениями в спецпоселках и других местах расселения спецпоселенцев;
— организовать точный учет, правильное и обязательное трудоиспользование спецпоселенцев и административный надзор в местах поселения.
Совет Министров СССР этим постановлением возложил на МГБ СССР чекистскую работу по выявлению среди спецпоселенцев шпионов, диверсантов, террористов и других вражеских элементов, а среди спецпоселенцев, используемых на работах в лагерях и стройках МВД, оставил за органами МВД.
Совет Министров СССР обязал местные органы Советской власти, руководителей учреждений и предприятий по представлениям органов МВД трудоустраивать спецпоселенцев и обеспечивать их жильем.
Во исполнение постановления Совета Министров СССР в ряд республик, краев и областей для проверки состояния работы и оказания практической помощи в организации учета, режима и трудоустройства спецпоселенцев были направлены уполномоченные МВД СССР.
В результате проверки, а также изучения поступившей от МВД–УМВД информации установлено:
1. Некоторые министры внутренних дел республик, начальники УМВД по краям и областям устранились от непосредственного руководства работой среди спецпоселенцев и передоверили ее второстепенным лицам.
Начальники горрайотделов (отделений) МВД в свою очередь эту работу целиком переложили на своих заместителей по спецпоселению и комендантов спецкомендатур, последние вследствие отсутствия руководства и контроля в ряде случаев довели ее до полного развала.
2. Административный надзор за спецпоселенцами в местах их расселения осуществлялся слабо. Агентурно-оперативные и профилактические мероприятия по предупреждению побегов спецпоселенцев проводились формально. Вследствие этого имело место большое количество побегов.
На 1 января 1948 г., числилось в бегах 199 990 чел. , по неполным данным, дополнительно выявлено в январе-апреле 7358 чел., которые и ранее не были учтены как бежавшие.
В 1948 г. бежало 2767 спецпоселенцев. Из них в январе – 892, феврале – 649, марте – 599 и в апреле – 627 чел.
Розыск бежавших проводится слабо. В январе-апреле разыскано всего 6474 чел. По состоянию на 1 мая 1948 г. числится в бегах 22 941 чел.
Значительная часть спецпоселенцев, числящихся в бегах, ввиду отсутствия надлежащего режима фактически не бежали, а переменили места своего жительства в пределах республики, края, области.
По поступившим данным из МВД Казахской ССР, в период с 1 апреля по 10 мая на территории республики выявлено 12 483 чел. спецпоселенцев, самовольно переехавших из одной области в другую, которые своевременно не были взяты на учет. В Киргизской ССР выявлено такого контингента 5028 чел.
Контроль за обязательной явкой глав семейств спецпоселенцев в спецкомендатуры для регистрации отсутствовал.
3. Учет спецпоселенцев находился в крайне запущенном состоянии.
Как показала проверка, значительное количество спецпоселенцев вообще
на учете не состояло, особенно лица, самовольно прибывшие к своим родственникам из других республик и областей, а также переменившие места поселения в пределах республики, области.
Существующий учет зачастую ни в коей мере не соответствовал действительности. Имеются факты, когда на учете продолжительное время состояли выехавшие с места поселения по разрешениям органов МВД, арестованные, умершие и т. д.
Системы в учете спецпоселенцев не было. Специальных журналов учета по установленной форме во многих спецкомендатурах не имелось.
Запущенность учета привела к тому, что большое количество бежавших продолжало числиться в наличии, и мер к их розыску не принималось.
Многие спецпоселенцы, не занимавшиеся общественно полезным трудом, своевременно выявлены не были и продолжительное время вели паразитический образ жизни, что приводило к росту уголовной преступности среди спецпоселенцев.
4. Из-за отсутствия надлежащего контроля со стороны органов МВД за трудовым и жилищно-бытовым устройством спецпоселенцев некоторая часть из них до настоящего времени находится в тяжелых материальных условиях. Не единичны случаи, когда спецпоселенцы продолжительное время находятся без работы или используются на низкооплачиваемых работах.
Спецпоселенцы, работающие в строительно-монтажной конторе «Башзолото», в феврале и марте с. г. заработали по 30-40 руб. в месяц, а при перерасчете 134 чел. из них остались должны строительно-монтажной конторе за авансы, взятые в счет зарплаты.
Достаточных мер к использованию спецпоселенцев, имеющих специальное образование, не принимается.
В некоторых республиках, краях и областях имеется значительное количество спецпоселенцев, не обеспеченных жильем и размещенных в домах, требующих капитального ремонта, необорудованных бараках и на уплотнении у местного населения.
В связи с прибытием в отдельные районы Казахской и Киргизской ССР большого числа спецпоселенцев, самовольно оставивших места обязательного поселения, возникли затруднения с их трудоустройством, так как при отсутствии в этих районах промышленных предприятий колхозы из-за малоземелья не в состоянии использовать спецпоселенцев и наделить их приусадебными участками.
В течение марта-мая т. г. органами МВД проведена значительная работа по упорядочению учета спецпоселенцев, усилению режима в местах поселения, предотвращению побегов и розыску бежавших.
Однако работа по выполнению приказа № 00246 в отдельных республиках, краях и областях в полном объеме еще не развернута. Вопросам правильного трудоиспользования спецпоселенцев, создания для них необходимых материально-бытовых условий, соединения разрозненных семей и, главное, пресечению побегов и розыску бежавших в повседневной практике органов МВД достаточного внимания еще не уделяется.
Состояние работы по спецпоселенцам в отдельных республиках, краях и областях характеризуется следующими данными:
Казахская ССР
Режим и борьба с побегами находились в неудовлетворительном состоянии. Самовольные переезды спецпоселенцев с мест их расселения носили массовый характер, так, на 1 мая с. г. учтено самовольно переехавших в пределах Казахской ССР – 12 483 чел.
На 1 января [19]48 г. в бегах – 3748 чел. В 1948 г. бежало 551 чел., в том числе: январь – 104 чел., февраль – 150, март – 148, апрель – 149.
В январе-апреле т. г. выявлено ранее бежавших 2209 чел.
Задержано бежавших 1350 чел., в том числе: январь – 524, февраль – 208, март – 177, апрель – 421 чел.
Числится в бегах на 1 мая с. г. 5158 чел. Однако эти данные являются неокончательными, так как все бежавшие еще не выявлены, активный розыск бежавших не организован.
Ввиду отсутствия точного учета беглецов МВД Казахской ССР в течение ряда лет предоставляло в МВД СССР заниженные данные о количестве бежавших.
Учет спецпоселенцев крайне запущен и не отражает действительного положения о наличии спецпоселенцев. При переучете установлено 3786 чел. спецпоселенцев, бежавших из разных областей РСФСР и других республик, о которых органы МВД Казахской ССР не знали и последние на учет взяты не были.
Хозяйственно-трудовое устройство спецпоселенцев еще не закончено, 4,1 % (14 257 чел.) трудоспособных не использовалось на работах. Около 28 тыс. семей спецпоселенцев до сего времени проживают на уплотнении у местного населения или в не приспособленных для жилья помещениях.
Исчерпывающей информации о проведенных мероприятиях по выполнению приказа МВД СССР № 00246 1948 г. и докладной записки ОСП МВД Казахской ССР о работе по борьбе с побегами спецпоселенцев за I квартал с. г. в ОСП МВД СССР не представлено. Не представили также указанных выше документов УМВД по Алма-Атинской, Джамбульской, Актюбинской, Акмолинской, Талды-Курганской, Северо-Казахстанской и ЗападноКазахстанской областям.
Требование приказа МВД СССР № 00412 от 16 апреля 1948 г. о предоставлении в МВД СССР спецсообщений о побегах спецпоселенцев большинством УМВД не выполняется, к настоящему времени поступило сообщение только по одному побегу.
Отсутствует информация о результатах работы по передаче дел оперативных учетов и агентуры в органы МГБ, согласно приказу МВД и МГБ СССР № 00251/00100 от 9 марта 1948 г.
Киргизская ССР
Режим организован слабо. Самовольные переезды спецпоселенцев в пределах Киргизской ССР носили массовый характер. Помимо этого, в ряд областей республики, и особенно во Фрунзенскую и Таласскую, без разрешения органов МВД прибыло значительное число спецпоселенцев, бежавших из других республик и областей.
На территории Таласской области при переучете выявлено: 367 чел., прибывших из Казахской ССР, 77 – из Таджикской ССР, 9 – из Туркменской ССР, 9 – из Узбекской ССР, 354 чел. – из разных областей РСФСР.
На 1 января 1948 г. находилось в бегах 163 чел. В 1948 г. бежало 49 чел., из них: в январе – 22 чел., в феврале – 15, в марте – 7, в апреле – 5 чел. Задержано в 1948 г. 76 чел., в том числе: в январе – 22, в феврале – 16, в марте – 22, в апреле – 16. Состоит в бегах на 1 мая 1948 г. 174 чел.
Данные о количестве бежавших не являются точными, так как в сообщении МВД Киргизской ССР № 6/1-2571 от 15 мая 1948 г. указано:
Изменения в количестве побегов в результате произведенного тщательного переучета спецпоселенцев, выявления самовольно выбывших с мест поселения, а также незаконно прибывших сообщить пока не представляется возможным ввиду того, что обработка материалов переучета не закончена .
Учет крайне запущен и не отражает действительного положения. До апреля с. г. 5028 чел. спецпоселенцев, самовольно переселившихся с обязательного места поселения по месту нового жительства, не учитывались. В течение продолжительного времени на учете состояло 1815 чел. умерших.
Хозяйственно-трудовое устройство. 4472 семьи спецпоселенцев (13 % к общему числу расселенных в республике) проживают на уплотнении местного населения.
Скопление в ряде областей Киргизской ССР самовольно прибывших из других республик и областей создало значительные трудности в обеспечении их жилой площадью, приусадебными участками и огородами.
В апреле с. г. выявлено 449 чел. спецпоселенцев, не занимавшихся общественно полезным трудом.
[…]
Начальник отдела спецпоселений МВД СССР
полковник Шиян
ГА РФ. Ф. P-9479. On. 1. Д. 434. Л. 8-32. Подлинник.