Из обзора Управления спецпоселениями МГБ Казахской ССР о состоянии режима, административного надзора и противопобеговой работы в аппаратах спецпоселений МГБ республики
Не позднее 11 августа 1950 г
Совершенно секретно
«Утверждаю»
министр госбезопасности Казахской ССР
генерал-майор А. Бызов
11 августа 1950 г.
Проверка работы аппаратов спецпоселений и спецкомендатур показала, что проводившиеся до сего времени мероприятия по наведению порядка в учете выселенцев и организационному укреплению спецкомендатур не всегда сочетались с задачей укрепления режима, имеющей важнейшее значение в работе по выселенцам.
Борьба с побегами выселенцев-поселенцев
Располагая многочисленной агентурно-осведомительной сетью и подсобными силами (ст[аршими] десятидворок и группами содействия), аппараты спецпоселений не сумели обеспечить эффективное использование по выявлению лиц, склонных к побегам, организации и проведению мероприятий по предотвращению побегов и немедленному задержанию беглецов.
В результате этого побеги выселенцев с мест поселений не только не прекращаются, но в ряде областей из месяца в месяц растут, а число задержаний сокращается.
Особенно неблагополучно по побегам выселенцев-спецпоселенцев в Карагандинской области, давшей в первом полугодии с. г. 56 % всех побегов по республике, причем подавляющая масса побегов падает на спецкомендатуры г. Караганды.
Значительное число побегов допустили также аппараты спецпоселений в Акмолинской и Джамбулской областях.
Аппараты спецпоселений в Павлодарской и Кустанайской областях в истекшем полугодии не допустили ни одного побега, в Актюбинской и СевероКазахстанской областях полностью ликвидированы побеги [к] 1950 г.
Успешная борьба с побегами невозможна без изучения и устранения причин побегов, выявления и строгого учета лиц, склонных к побегам, обеспечения в отношении их усиленного режима и систематического агентурного наблюдения.
Практика показала, что учет выселенцев-спецпоселенцев, склонных к побегам, поставлен в райаппаратах и спецкомендатурах неудовлетворительно.
В первую очередь нужно сказать, что учет этот далеко не полный. Обычно в спецкомендатурах на учет склонных к побегам берутся выселенцыспецпоселенцы, в отношении которых имеются агентурные данные и сообщения старших десятидворок о побеговых намерениях. Между тем в ряде случаев бегут как раз те выселенцы, которые о своих побеговых намерениях ничего не говорят и на учете склонных к побегам не состоят.
[…]
Районные и областные аппараты спецпоселений слабо работают по выявлению и взятию на учет выселенцев-спецпоселенцев, склонных к побегам, не помогают спецкомендатурам в обеспечении строгого режима и организации противопобеговых мероприятий в отношении указанных лиц.
В областных аппаратах спецпоселений Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Кзыл-Ординской, Алма-Атинской и Акмолинской областей нет совершенно учета выселенцев-спецпоселенцев, склонных к побегам, и режимные отделения этих ОСП при проверке не смогли назвать, даже примерно, количество таких выселенцев-спецпоселенцев.
Работа по выявлению и разработке лиц, склонных к побегам, не может ограничиваться только той категорией выселенцев-спецпоселенцев, которая выказывает побеговые намерения.
Из опыта работы известно, что в основном побеги с мест поселений идут за счет следующих категорий выселенцев-спецпоселенцев:
учащихся и выпускников школ ФЗО, составляющих 50 % к числу бежавших за истекшее полугодие;
одиночек, не имеющих своего хозяйства;
уклоняющихся от учета спецпоселений (20 % к числу бежавших);
лиц, не занимающихся общественно полезным трудом, уголовно-преступных элементов, прибывших из мест заключения;
лиц, работающих на материально-ответственных должностях (зав. складами, кладовщики, кассиры, работники торговой сети), пытающихся скрыться от уголовной ответственности в связи с совершенными хищениями и растратами (9 % к общему числу бежавших за 1-е полугодие).
Между тем эти контингенты зачастую выпадают из поля зрения аппаратов спецпоселений, агентурно-осведомительная сеть и подсобные силы не направляются на изучение их образа жизни, поведения и настроений.
Лиц, склонных к побегам, не только выказывающих побеговые намерения, а также и не выказывающих таких намерений, но ведущих подозрительный образ жизни, нужно обеспечить постоянным агентурным наблюдением, устанавливать для них учащенные явки на регистрацию, комендантскому составу лично посещать места работы и жительства этих выселенцевспецпоселенцев, выявлять их родственные и иные близкие связи, собирать данные об их особых приметах, необходимые при организации розыска, на случай побега.
Мероприятия по преследованию и задержанию беглецов проводятся аппаратами спецпоселений зачастую нерешительно и неумело.
Об этом свидетельствует тот факт, что из числа бежавших в первом полугодии 1950 г. задержано только 60 %, причем из них лишь незначительное число задержано в результате преследования по горячим следам.
Имеют место факты, когда отдельные коменданты спецкомендатур, узнав о побеге выселенца, не сообщают немедленно об этом чрезвычайном происшествии в райаппарат, надеясь задержать беглеца собственными силами, а затем либо скрыть побег, либо сообщить о нем уже после задержания беглеца.
В результате этого райаппараты лишаются возможности принимать своевременные меры к быстрейшему задержанию беглеца, не дав ему уйти за пределы района, области.
В первом полугодии 1950 г. было выявлено значительное число побегов, о которых либо вовсе не сообщалось в вышестоящие органы, либо сообщалось с большим опозданием.
Таких, по существу скрытых, побегов выявлено: по Карагандинской области – 12 (из числа бежавших в 1950 г.), по Акмолинской области – 4, Алма-Атинской – 3, Джамбулской и Кзыл-Ординской – по 2 и по некоторым другим областям.
[…]
Работа с агентурно-осведомительной сетью ведется на крайне низком уровне, без чекистской целеустремленности. Огромный агентурно-осведомительный аппарат, состоящий на связи у комендантского состава, используется малоэффективно. Анализ агентурных донесений за II квартал с. г. показывает, что только 1,3 % донесений содержат данные о подготовке побегов, 3 % донесений – о местонахождении бежавших, вся же остальная масса донесений представляет из себя малоценный материал информационного характера.
Это происходит потому, что работники спецкомендатур, вследствие своей малоопытности в агентурно-оперативной работе, сами не в состоянии правильно направлять работу агентуры на своевременное выявление и разработку выселенцев-спецпоселенцев, склонных к побегам, уголовно-преступных элементов и лиц, не занимающихся общественно полезным трудом.
В результате этого и отсутствия должной требовательности со стороны комендантского состава значительная часть агентурно-осведомительной сети по существу бездействует, либо работает впустую.
Руководящие и оперативные работники райаппаратов до сих пор мало помогали комендантскому составу в работе с агентурой, не передавали работникам спецкомендатур своего чекистского опыта и не контролировали должным образом их работу.
О том, что работа с агентурно-осведомительной сетью предоставлена самотеку, свидетельствует также большая текучесть агентуры. За истекшее полугодие агентурно-осведомительный аппарат обновился на 24 % за счет численного роста сети и замены исключенных по неработоспособное™ и другам причинам.
В результате такого безудержного, не вызываемого необходимостью, численного роста агентурно-осведомительной сети она оказалась засоренной балластом, который только загружает оперативных и комендантских работников, мешает им продуктивно работать с качественной частью агентурноосведомительный аппарата.
Работа с агентурно-осведомительной сетью должна быть коренным образом перестроена, особенно теперь, в связи с передачей аппаратов спецпоселений в органы МГБ.
Располагая широко разветвленной агентурно-осведомительной сетью, аппараты спецпоселений не должны ограничивать ее функции только выявлением побеговых настроений среди выселенцев-спецпоселенцев, а строить работу в соответствии с задачами органов МГБ по охране государственной и общественной безопасности.
Районные аппараты МГБ должны взять в свои руки работу с агентурноосведомительной сетью аппаратов спецпоселений и путем систематического инструктажа и практаческого показа вербовки и приема агентуры повысить чекистскую квалификацию операгавного и комендантского состава.
Состояние режима и административного надзора
В работе по поддержанию режима и борьбе с побегами немаловажную роль играют подсобные силы – старшие десятидворок и группы содействия.
За последнее время работа со старшими десятидворок несколько улучшилась. В спецкомендатурах проведена работа по обновлению списков выселенцев-спецпоселенцев, закрепленных за ст[аршими] десятидворок, на последних переоформлялись подписки и приводились в порядок их личные дела.
[…]
Значительно хуже обстоит дело с использованием групп содействия.
Проверка работы спецкомендатур показала, что во многих случаях группы содействия существуют формально и никакой работы с ними не ведется.
Показатели работы групп содействия ничтожны, если принять во внимание большую численность этих групп.
Очень много групп содействия распускается ввиду неработоспособности, что также свидетельствует о плохой работе с ними комендантского состава.
Аппараты спецпоселений должны решительно бороться с недооценкой подсобных сил в деле поддержания режима и противопобеговой работе.
Необходимо всемерно укреплять эти подсобные силы, лучше ими руководить, предъявлять больше требовательности к ст[аршим] десятидворок и группам содействия. На беседах и инструктивных занятиях с ними отмечать хорошую работу отдельных ст[арших] десятидворок групп содействия, а также обсуждать тех из них, кто бездействует и уклоняется от выполнения своих обязанностей.
Вместе с тем необходимо шире применять поощрительные меры в отношении лучших ст[арших] десятидворок, а отлынивающих от работы наказывать в административном порядке.
Говоря о состоянии режима в местах спецпоселений, нельзя упускать из виду такой важный фактор, как преступность среди выселенцевспецпоселенцев.
Среди работников аппаратов спецпоселений существует представление, что борьба с уголовной преступностью среди выселенцев-спецпоселенцев – задача только органов милиции, и поэтому аппараты спецпоселений стоят в стороне от этого дела.
Между тем совершенно ясно, что вопросы борьбы с преступностью среди выселенцев-спецпоселенцев имеют прямое отношение к режиму, так как уголовные преступления, совершаемые выселенцами-спецпоселенцами, являются в то же время опасными нарушениями установленного для них режима.
Из практики работы каждому работнику аппаратов спецпоселений известно, что наиболее вероятные беглецы и злостные нарушители режима – это выселенцы-спецпоселенцы с уголовным прошлым, лица, ведущие паразитический образ жизни, не имеющие постоянного места работы и жительства.
Естественно поэтому, что аппараты спецпоселений должны в тесном контакте с органами милиции вести активную борьбу с преступностью среди выселенцев-спецпоселенцев, нацеливать свой агентурно-осведомительный аппарат на выявление уголовно-преступных и паразитических элементов, на вскрытие и пресечение их преступной деятельности.
Имеющиеся данные говорят о высоком уровне преступности среди выселенцев-спецпоселенцев. За первое полугодие 1950 г. арестовано за различные преступления 1594 выселенца, причем во II квартале преступность по сравнению с I кварталом значительно возросла. Наиболее распространены такие виды преступлений, как кражи, скотокрадство, хищения и растраты, хулиганство, самовольный уход с производства и из школ ФЗО. Зарегистрировано также большое число убийств, совершенных выселенцамиспецпоселенцами.
Аппараты спецпоселений ослабили борьбу с выселенцами-спецпоселенцами, злостно уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими паразитический образ жизни, в результате чего эти выселенцы становятся на путь преступлений, занимаются спекуляцией, хищениями, кражами.
За последнее время в этом вопросе укоренилась ошибочная практика, когда выселенцы, злостно уклоняющиеся от работы в колхозах, по решениям колхозных собраний высылаются на 8 лет в отдаленные районы страны, тогда как в соответствии с приказом МВД СССР и Генерального прокурора СССР № 001475/279/сс – 1948 такие выселенцы подлежат привлечению к уголовной ответственности по ст. 82 ч. И УК РСФСР и мерой наказания в отношении их установлено лишение свободы на 8 лет.
Такие факты неправильного применения меры наказания в отношении выселенцев, злостно уклоняющихся от работы в колхозах, имели место за последнее время в Кзыл-Ординской, Кустанайской, Павлодарской, ЮжноКазахстанской областях.
Имевшие место в июне-июле с. г. массовые драки между выселенцамичеченцами и местными жителями (на ст. Кушмурун Кустанайской области, в Усть-Каменогорске и Лениногорске Восточно-Казахстанской области), сопровождавшиеся убийствами и тяжелыми ранениями, со всей очевидностью показали, что работники аппаратов спецпоселений своевременно не реагировали на факты вызывающего, хулиганского поведения выселенцев по отношению к местным жителям.
В результате такого попустительства со стороны комендантского состава неприязнь и мелкие стычки между выселенцами и местным населением принимали порой крайне острые формы и приводили к резким проявлениям национальной вражды, групповым дракам с убийствами и увечьями.
Такое поведение выселенцев нельзя рассматривать иначе как результат ослабления режима, когда отдельные распоясавшиеся элементы из числа выселенцев забывают о том, что на них наложены какие-то ограничения и что установленный в местах спецпоселений режим обязывает их строго соблюдать правила общежития и требования общественного порядка.
Проверкой работы спецкомендатур выявлены факты ослабления комендантским составом таких мер поддержания режима, как ежемесячная регистрация выселенцев-спецпоселенцев, посещение комендантами и их помощниками домов, общежитий, бараков и других мест проживания выселенцев-спецпоселенцев.
Работники спецкомендатур недооценивают значения этих мер, позволяющих им время от времени лично убеждаться в наличии выселенцев на местах расселения, ближе знакомиться с образом жизни, поведением, имущественным положением выселенцев, что очень важно для всей работы по укреплению режима и проведению противопобеговых мероприятий.
При проверке спецкомендатур Акмолинской области обнаружено много случаев учинения росписей в регистрационных листах одним лицом за целые семьи.
В спецкомендатурах Восточно-Казахстанской области выявлены факты длительной неявки выселенцев-спецпоселенцев на регистрацию, а комендант спецкомендатуры № 31 младший лейтенант Хвастунов с целью сокрытия этих нарушений стал заводить новые регистрационные листы.
Установленный § 46 инструкции для комендантского состава порядок донесения в письменной форме начальнику райаппарата или его заместителю по спецпоселению о результатах явки выселенцев-спецпоселенцев на регистрацию, комендантами спецкомендатур систематически нарушается, а начальники райаппаратов представления этих сведений не требуют.
В борьбе с паразитическими элементами, злостными нарушителями режима и побеговыми намерениями слабо используется такая мера, как направление в режимные поселки.
За последнее время аппараты спецпоселений вовсе прекратили оформление и представление материалов на высылку указанных лиц в режимные поселки […]
Такие же факты имеют место и по другим аппаратам спецпоселений.
Аппараты спецпоселений не используют в полной мере предоставленных им прав административного воздействия на выселенцев-спецпоселенцев за нарушения режима (наложение арестов и штрафов).
Так, например, на ст. Кушмурун Кустанайской области длительное время орудовала шайка хулиганов-выселенцев во главе с Чайхоевым.
Несмотря на это, за первое полугодие с. г. по трем спецкомендатурам, имеющимся на ст. Кушмурун, только два выселенца были оштрафованы за нарушения общественного порядка.
Недостаточно применяется на местах такая важная профилактическая мера, как объявление выселенцам-спецпоселенцам решений Особого совещания об осуждении за побеги с мест поселений и о выселении в отдаленные районы Крайнего Севера лиц, ведущих паразитический образ жизни, злостно нарушающих режим и намеревающихся совершать побеги с мест поселений.
В Акмолинской области, например, решение Особого совещания об осуждении за побег объявляется выселенцам-спецпоселенцам только в том населенном пункте, откуда был совершен данный побег.
Необходимо, чтобы все применяемые в отношении выселенцев-спецпоселенцев меры наказания и административного воздействия: лишение свободы, высылка в районы Дальнего Севера и режимные поселки, административные аресты и штрафы – широко оповещались среди выселенцевспецпоселенцев на специальных собраниях и через старших десятидворок.
Выявлены факты, когда работники аппаратов спецпоселений и спецкомендатур сживаются с выселенцами, устанавливают с ними панибратские отношения, ходят к ним в гости, пользуются их услугами для личных целей, принимают различные подношения и берут взятки.
В результате этого работники спецкомендатур попадают в зависимое положение, вынуждены покровительствовать выселенцам, мириться с нарушением ими режима.
Комендант спецкомендатуры Лениногорского ГО Восточно-Казахстанской области лейтенант Абдрахманов неоднократно пьянствовал с выселенцами.
В этом же ГО комендант спецкомендатуры мл[адший] лейтенант Юдин и его помощник мл [адший] лейтенант Ступин участвовали в пьянке на квартире выселенца. Кроме того, Ступин вступил в интимную связь с выселенкойнемкой.
По указанным фактам ведется расследование.
Оперуполномоченный Пахта-Аральского РО Южно-Казахстанской области мл[адший] лейтенант Илларионов, направленный с оперативным заданием в г. Сухуми, остановился на квартире Кирикиади Ф. С., являющегося братом выселенца Кирикиади П. С., совершившего побег из ПахтаАральского района и проживавшего в этой же квартире. По делу ведется расследование.
Необходимо решительным образом изменить отношение к выселенцамспецпоселенцам со стороны комендантского состава.
Выселенец-спецпоселенец должен видеть в работнике спецкомендатуры строгого, требовательного представителя власти, призванного не только ограждать законные права выселенца, но и следить за тем, чтобы и сам выселенец не нарушал требований режима, вытекающих из его положения выселенца .
Начальник Управления спецпоселений МГБ Казахской ССР
полковник Николаев
ГА РФ. Ф. P-9479. On. 1.Д. 548. Л. 56-71. Заверенная копия.