Заключение прокуратуры Киргизской ССР в порядке надзора по делу об осуждении ряда чеченцев – руководителей и активных участников мюридских сект
22 октября 1952 г.
Секретно
«Утверждаю»
Зам. прокурора Киргизской ССР по спецделам
старший советник Ягненков
25 октября 1952 г.
Заключение
(в порядке надзора)
Приговором Судебной коллегии по Уголовным делам Верховного Суда Киргизской ССР от 1-7 июля 1952 г. осуждены:
1. Джабраилов Нурид, 1884 г. рождения, уроженец сел. Джегурта Курчалоевского района, бывшей Чечено-Ингушской АССР, происходит из духовного сословия, по национальности аварец, гражданин СССР, беспартийный, имеющий духовное образование, семейный, в Киргизскую ССР прибыл в порядке спецпоселения, сведений о прошлой судимости не имеется, до ареста проживал в селе Ворошиловском Ворошиловского района Фрунзенской области, нигде не работал.
2. Хамбулатов Магомед, 1881 года рождения, уроженец сел. Ачарышки Саясановского района, бывшей Чечено-Ингушской АССР, по национальности чеченец, гражданин СССР; беспартийный, по соцпроисхождению из торговцев, имеющий духовное образование, семейный, в Киргизию прибыл в порядке спецпоселения, сведений о прошлой судимости не имеется, до ареста проживал селе Ворошиловском Ворошиловского района Фрунзенской области, нигде не работал.
3. Гавдаев Яхья, 1884 года рождения, уроженец сел. Курчалой Курчалоевского района, бывшей Чечено-Ингушской АССР, по соцпроисхождению из крестьян, имеющий духовное образование, гражданин СССР, по национальности чеченец, беспартийный, семейный, в Юфгизию прибыл в порядке спецпоселения, сведений о прошлой судимости не имеется, до ареста проживал в селе Кара-Джигач Ворошиловского района Фрунзенской области, нигде не работал.
4. Ахматов Юсуп, 1879 года рождения, уроженец сел. Курчалой Курчалоевского района, бывшей Чечено-Ингушской АССР, по национальности чеченец, гражданин СССР, по соцпроисхождению из крестьян-середняков, беспартийный, семейный, в Киргизию прибыл в порядке спецпоселения, сведений о прошлой судимости не имеется, до ареста проживал в селе Макан Ворошиловского района Фрунзенской области, нигде не работал.
5. Хасуханов Сайды, 1898 года рождения, уроженец сел. Курчалой Курчалоевского района, бывшей Чечено-Ингушской АССР, по соцпроисхождению из торговцев, по национальности чеченец, гражданин СССР, беспартийный, малограмотный, семейный, в Киргизию прибыл в порядке спецпоселения, в 1938 г. судим по ст. 17-59-3 УК РСФСР к 8 годам ИТЛ, срок отбыл, до ареста по настоящему делу проживал в селе Ворошиловском Ворошиловского района Фрунзенской области, работал по месту жительства в артели «Кожхимитов» портным.
По ст. 58-10 ч. II и 58-11 УК РСФСФ к 25 годам лишения свободы с отбытием в ИТЛ, с последующим поражением избирательных прав сроком на 3 года и конфискацией всего имущества каждый.
6. Кадыров Абусопьян Кахирович, 1883 года рождения, уроженец сел. Старая Сунжа Грозненского района, бывшей Чечено-Ингушской АССР, из семьи служителя религиозного культа мусульманской церкви, по национальности чеченец, гражданин СССР, беспартийный, семейный, имеющий духовное образование, в Киргизию прибыл в порядке спецпоселения, сведений о прошлой судимости не имеется, до ареста проживал в селе Ворошиловском Ворошиловского района Фрунзенской области, работал в артели «Бытовик» в должности сторожа.
7. Магомадов Луту, 1896 года рождения, уроженец сел. Курчалой Курчалоевского района, бывшей Чечено-Ингушской АССР, по соцпроисхождению из крестьян-бедняков, беспартийный, по национальности чеченец, гражданин СССР, малограмотный, семейный, в Киргизскую ССР прибыл в порядке спецпоселения, сведений о прошлой судимости не имеется, до ареста проживал в селе Макан Ворошиловского района Фрунзенской области, работал чернорабочим на строительстве Аламединской ГЭС.
8. Ахматов Насуха, 1915 года рождения, уроженец сел. Курчалой Курчалоевского района, бывшей Чечено-Ингушской АССР, гражданин СССР, по национальности чеченец, по соцпроисхождению из крестьян-середняков, беспартийный, малограмотный, семейный, в Киргизскую ССР прибыл в порядке спецпоселения, сведений о прошлой судимости не имеется, до ареста проживал в селе Ворошиловском Ворошиловского района Фрунзенской области, работал продавцом в ларьке в артели «Бытовик».
9. Саралиев Дуку, 1892 года рождения, уроженец сел. Гульдичен Курчалоевского района, бывшей Чечено-Ингушской АССР, по соцпроисхождению из крестьян-середняков, по национальности чеченец, гражданин СССР, беспартийный, малограмотный, семейный, в Киргизскую ССР прибыл в порядке спецпоселения, сведений о прошлой судимости не имеется, до ареста проживал в селе Ворошиловском Ворошиловского района Фрунзенской области, работал чернорабочим в артели «Кожхимпром».
По ст. 58-10 ч. II и 58-11 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы с отбытием в ИТЛ, с последующим поражением избирательных прав сроком на 3 года и конфискацией всего имущества каждого.
10. Джафаров Магомед, 1887 года рождения, уроженец Хасан-Кала, Турция, по национальности турок, гражданин СССР, грамотный, беспартийный, семейный (детей не имеет), в Киргизскую ССР прибыл из бывшей ЧеченоИнгушской АССР в порядке спецпоселения, сведений о прошлой судимости не имеется, до ареста проживал в селе Ворошиловском Ворошиловского района Фрунзенской области, работал в колхозе им. Сталина.
По ст. 58-10 ч. II и 58-11 УК РСФСР к 8 годам лишения свободы с отбытием в ИТЛ, с последующим поражением избирательных прав сроком на 2 года и конфискацией всего имущества.
Материалами предварительного и судебного следствия осужденные: Джабраилов Нурид, Хамбулатов Магомед, Гавдаев Яхья, Ахматов Юсуп, Хасуханов Сайды, Кадыров Абусопьян Кахирович, Магомедов Дуту, Ахматов Насуха, Саралиев Дуку и Джафаров Магомед в достаточной степени изобличаются в том, что, являясь мусульманскими духовниками и авторитетами реакционных орденов «Кунта-Хаджи», «Накшбенди», «Авды» и «Чимерзы», систематически в селе Ворошиловском Ворошиловского района Фрунзенской области на протяжении с 1944 г. и по день ареста устраивали нелегальные сборища секты мюридов, на которых под прикрытием религиозной деятельности и убеждений проводили антисоветскую работу, направленную на срыв мероприятий, проводимых Коммунистической партией Советского Союза и Советским правительством, клеветали на советскую действительность, на колхозный строй и на материальные условия жизни трудящихся в СССР. Высказывали пораженческие настроения по отношению советского государства, проводили враждебную работу, искажая национальную политику СССР, направленную на разжигание национальной розни среди многонационального советского народа, отрывали окружающее их население от правильного марксистско-ленинского воспитания.
Конкретная виновность каждого из перечисленных осужденных заключается в следующем:
1. Джабраилов Нурид происходит из семьи потомственного мусульманского духовника, с 1928 г. является мюридом ордена «Накшбенди». После переселения из бывшей Чечено-Ингушской АССР на спецпоселение в село Ворошиловское Ворошиловского района Фрунзенской области Джабраилов не прекратил своей религиозно-антисоветской деятельности и продолжал проводить враждебную против СССР работу на территории Киргизской ССР. Так, осенью 1945 г. Джабраилов вместе с Хамбулатовым, Кадыровым, Гавдаевым и Ахматовым Юсупом (осужденными по данному делу) организовали нелегальное сборище секты мюридов, проживающих в селе Ворошиловском этого же района Фрунзенской области, на котором присутствовало около 200 чел. На этом сборище мюридов был поставлен вопрос об активизации религиозно-антисоветской деятельности среди мусульман.
На этом же нелегальном сборище секты мюридов Джабраилов был избран и назначен муллой реакционного ордена мюридизма «Накшбенди».
Аналогичные нелегальные сборища секты мюридов, в частности ордена «Накшбенди», под руководством и инициативе Джабраилова проводились в 1947 г. на квартире у осужденного по настоящему делу Ахматова Насуха, в 1950-1951 гг. на квартире у осужденного по настоящему делу Кадырова Абусопьяна Кахировича и у других лиц, состоящих членами секты мюридов ордена «Накшбенди». На этих сборищах присутствовало от ста и более человек.
На всех этих сборищах Джабраилов Нурид под прикрытием религиозных убеждений проводил резко антисоветскую агитацию, в которой возводил клевету на советскую действительность, на колхозный строй, на мероприятия, проводимые Коммунистической партией Советского Союза и советским правительством. Высказывал пораженческие настроения по отношению к Советскому Союзу о якобы предстоящей войне между Англией, США, с одной стороны, и СССР – с другой, и поражения СССР в этой войне. Наряду с этим Джабраилов, как организатор и руководитель секты мюридов ордена «Накшбенди», призывал массы спецпереселенцев не работать в колхозе и в других общественных и государственных учреждениях и предприятиях, используя свое влияние муллы и руководителя мюридизма, Джабраилов требовал от членов секты мюридов, а также от всего населения мусульманской веры беспрекословного выполнения законов шариата, обязывающих не посещать культурно-просветительные учреждения и не общаться с гражданами не мусульманского вероисповедания.
Секта мюридов состояла из нескольких групп, которые носили названия орденов «Накшбенди», «Кунта-Хаджи», «Авды» и «Чимирзы». Все эти ордена в целом входили в секту мюридов под руководством Джабраилова Нурида как старейшего муллы, однако, кроме этого каждый орден имел своего руководителя-тамаду (помощник муллы), который назначался непосредственно Джабраиловым. Так, например, орденом «Кунта-Хаджи» руководил осужденный по данному делу Ахматов Юсуп, орденом «Авды» руководил осужденный по данному делу Саралиев Дуку, орденом «Чимирзы» руководил осужденный по данному делу Хамбулатов Магомед, одним из основных и ведущих орденов являлся орден «Накшбенди», которым руководил непосредственно сам Джабраилов Нурид.
С целью распространения своего антисоветского влияния и активизации этой работы Джабраилов выезжал в Калининский, Петровский, Панфиловский и другие районы Фрунзенской области, где имеются на жительстве спецпоселенцы, собирал нелегальные сборища, на которых проводил антисоветскую работу, призывал массы спецпоселенцев не выполнять советские законы, саботировать все мероприятия советского правительства и [ждать] избавления от спецпоселения со стороны Англии и США.
Для этой цели Джабраилов Нурид использовал литературу антисоветского содержания, которая у него была изъята при аресте.
На предварительном и судебном следствии осужденный Джабраилов Нурид виновным себя признал полностью, кроме того, в совершенном преступлении изобличается показаниями свидетелей в количестве 22 чел., очными ставками, вещественным доказательством, а также показаниями сообвиняемых и другими материалами дела.
2. Хамбулатов Магомед являлся руководителем ордена «Чимирзы» секты мюридов еще на Северном Кавказе. После прибытия на жительство в Киргизскую ССР в порядке спецпоселения Хамбулатов не прекратил своей антисоветской работы, а еще более ее активизировал. На нелегальных сборищах Хамбулатов выступал с проповедями, в которых призывал массы спецпоселенцев не работать в колхозе, не заниматься общественно полезным трудом, клеветал на Советскую власть, на материальные условия жизни трудящихся в СССР, высказывал пораженческие настроения. Так, на сборище секты мюридов всех орденов осенью 1945 г., на котором присутствовало около 200 чел. в селе Ворошиловском, Хамбулатов призывал спецпоселенцев не выполнять законы советского правительства, при этом заявил: «Советское правительство нас выселило из Северного Кавказа, не выполняя законы Советской власти, мы этим самым ускорим приход американцев, которые избавят нас от спецпоселения, и мы свободно сможем вернуться опять на Кавказ».
Аналогичные высказывания со стороны Хамбулатова имели место в октябре 1950 г. на квартире у осужденного по данному делу Гавдаева Яхья и в начале 1951 г. на квартире у гражданина Килабовы Туту. При аресте у Хамбулатова была изъята религиозная литература антисоветского содержания, которую он использовал в своей антисоветской работе.
На предварительном и судебном следствии осужденный Хамбулатов виновным себя признал полностью, кроме того, в совершенном преступлении изобличается показаниями свидетелей, очными ставками и другими материалами дела.
3. Гавдаев Яхья являлся потомственным мюридом ордена «Накшбенди» еще будучи на Северном Кавказе, где принимал активное участие в сборищах, на которых проводилась антисоветская работа.
По прибытии на жительство в Киргизскую ССР в порядке спецпоселения Гавдаев не прекратил своей антисоветской деятельности, а, наоборот, еще более ее активизировал, принимал самое активное участие в сборищах мюридов ордена «Накшбенди», предоставляя свою квартиру для нелегальных сборищ мюридов, сам лично призывал спецпоселенцев к неуклонному выполнению законов шариата, к саботированию всех мероприятий партии и советского правительства, а также высказывал антисоветские суждения по вопросу переселения чеченцев и ингушей из Северного Кавказа в другие районы Советского Союза.
Кроме того, летом 1951 г. на квартире гражданина Эльтемирова и в сентябре 1951 г. на квартире у осужденного по данному делу Ахматова Насуха, Гавдаев высказывал пораженческие настроения о якобы предстоящей войне между СССР и США.
На предварительном и судебном следствии Гавдаев виновным себя признал частично, однако в совершенном преступлении достаточно изобличается материалами дела.
4. Ахматов Юсуп являлся потомственным мюридом еще будучи на Северном Кавказе, по прибытии на жительство в Киргизскую ССР Ахматов продолжал проводить антисоветскую деятельность под руководством Джабраилова, и с 1945 г. Ахматов был назначен Джабраиловым руководителем ордена «Кунта-Хаджи» (тамада).
Ахматов Юсуп активизировал антисоветскую деятельность среди сектантского подполья мюридов, проводил среди спецпоселения враждебную работу, направленную на срыв мероприятий Коммунистической партии Советского Союза и Советского правительства.
Так, осенью 1945 г. в селе Ворошиловке Джабраиловым во дворе дома гражданина Кудаева было собрано сборище, на котором присутствовало около 200 чел., на этом сборище Ахматов Юсуп был назначен руководителем ордена «Кунта-Хаджи», после назначения Ахматов выступил с проповедью резко антисоветского характера, в которой распространял провокационные измышления о якобы предстоящей войне между Англией, Америкой и Турцией, с одной стороны, и СССР – с другой, и поражения СССР в этой войне, после чего якобы все мусульмане будут находиться под протекторатом одного из указанных империалистических государств.
Ахматов категорически запрещал мюридам посещать культурнопросветительные учреждения, выходить на работу, участвовать в общественной жизни страны, запрещал детям посещать школу.
Ахматов Юсуп трижды организовывал сбор пожертвований для муллы Джабраилова Нурида. Ахматов требовал от мюридов, чтобы они воспитывали своих детей только по закону шариата.
В результате этой антисоветской работы многие дети спецпоселенцев продолжительное время не посещали школу, дети мюридов не учились вообще.
На предварительном и судебном следствии Ахматов Юсуп виновным себя признал полностью, кроме того, в совершенном преступлении изобличается показаниями свидетелей и другими материалами дела.
5. Хасуханов Сайды являлся одним из активнейших участников нелегальных сборищ секты мюридов ордена «Кунта-Хаджи». По прибытии на жительство в Киргизскую ССР в порядке спецпоселения Хасуханов активизировал антисоветскую работу среди спецпоселенцев, выступал на сборищах мюридов с проповедями резко антисоветского содержания, призывал массы мусульманского вероисповедания сплотиться вокруг муллы Джабраилова и строго выполнять законы шариата. Хасуханов высказывал ненависть к советскому правительству за переселение чеченцев из Северного Кавказа в другие районы Советского Союза.
Зимой 1951 г. Хасуханов у себя на квартире собрал сборище мюридов, на котором высказывал недовольство Советской властью за арест своих родственников, тут же клеветал на советскую действительность, колхозный строй и высказывал пораженческие настроения, восхвалял жизнь мусульман в Турции, называя Турцию подлинно свободной страной; Хасуханов проявлял максимум активности по сбору пожертвований с населения для муллы Джабраилова Нурида. Кроме этого, Хасуханов Сайды на одном из сборищ в июле 1951 г. осуждал с антисоветских позиций деятельность одного из руководителей советского правительства.
На предварительном и судебном следствии Хасуханов виновным себя не признал, объяснив, что он занимался религиозной деятельностью, но при этом не проводил антисоветской агитации. Однако в совершенном преступлении изобличается показаниями свидетелей в числе 17 чел. и другими материалами дела.
6. Кадыров Абусопьян Кахирович происходит из семьи мусульманского духовника, сам является потомственным мюридом реакционного ордена «Авды». Кадыров по прибытии на жительство в Киргизскую ССР в порядке спецпоселения установил связь с сектой мюридов, активизировал антисоветскую деятельность; на сборищах мюридов Кадыров выступал с проповедями антисоветского содержания, в 1945 г. Кадыров был избран муллой. В мае месяце 1951 г. Кадыров у себя на квартире организовал сборище секты мюридов, на котором призывал сектантов саботировать мероприятия коммунистической партии Советского Союза и советского правительства.
Кадыров занимался обучением спецпоселенцев Маева, Маслуева, Абдукадырова и других, чтением Корана и толкованием законов шариата. Это обучение носило резко антисоветский характер, Кадыров по мусульманским обычаям обвенчал несовершеннолетних Оздиева и Алхазурову.
В своей антисоветской работе Кадыров использовал литературу антисоветского содержания, которую перед арестом спрятал у гражданки Каратаевой Тамигаз, где она и была обнаружена.
На предварительном и судебном следствии Кадыров виновным себя признал частично. Однако в совершенном преступлении полностью изобличен показаниями свидетелей, сообвиняемых, вещественным доказательством и другими материалами дела.
7. Магомедов Луту являлся мюридом ордена «Чимирзы» с 1930 г., еще будучи на Северном Кавказе проводил антисоветскую деятельность. После прибытия на жительство в Киргизскую ССР в порядке спецпоселения Магомедов не прекратил своей враждебной работы, а, наоборот, еще более ее активизировал. На сборищах мюридов Магомедов не только разделял антисоветские суждения выступавших мулл и проповедников, но и сам выступал с речами антисоветского содержания.
Будучи недоволен мероприятием советского правительства по вопросу переселения из Северного Кавказа в другие районы СССР чеченцев, Магомедов сочинил песню антисоветского содержания, в которой высмеивал руководителей КПСС, клеветал на Коммунистическую партию Советского Союза и советское правительство.
На сборищах мюридов, в частности на квартирах осужденных по данному делу Ахматова Юсупа, Ахматова Насуха и Кадырова Абусопьяна, Магомедов исполнял эту песню антисоветского содержания. В 1948 г. Магомедов исполнял эту песню на квартирах граждан Усмановой и Калибова, а также переписывал и распространял ее среди спецпоселенцев. На предварительном и судебном следствии Магомедов Луту виновным себя признал полностью, кроме того, в совершенном преступлении полностью изобличается показаниями свидетелей и другими материалами дела.
8. Ахматов Насуха, мюрид ордена «Кунта-Хаджи», вступил в секту мюридов в результате антисоветской обработки со стороны своего отца Ахматова Юсупа на Кавказе.
Прибыв на жительство в Киргизскую ССР в порядке спецпоселения, Ахматов Насуха принимал активное участие в антисоветском подполье секты мюридов. Так, осенью 1945 г. Ахматов Насуха по поручению Джабраилова, Гавдаева, Хамбулатова и Ахматова Юсупа сам лично созывал спецпоселенцев на нелегальное сборище, на котором был поставлен вопрос об активизации антисоветской работы среди спецпоселенцев, аналогичные сборища Ахматовым Насуха созывались в 1950 и 1951 годах.
Кроме этого, Ахматов Насуха переписал песню антисоветского содержания у осужденного по данному делу Магомедова Лугу и исполнял эту песню на сборище. Лично сам Ахматов Насуха призывал чеченцев не заниматься общественно полезным трудом, а также высказывал пораженческие настроения. В 1951 г. Ахматов Насуха провел сбор пожертвований в трех селах Ворошиловского района Фрунзенской области для содержания мулл, руководителей орденов и мусульманских авторитетов. На предварительном и судебном следствии Ахматов Насуха виновным себя не признал, однако в совершенном преступлении полностью изобличается показаниями свидетелей, сообвиняемых и другими материалами дела.
9. Саралиев Дуку являлся потомственным мюридом мусульманского реакционного ордена «Авды» еще будучи на Северном Кавказе. По приезде в 1944 г. на жительство в Киргизскую ССР в порядке спецпоселения Саралиев устанавливает связь с сектой мюридов, в частности с Джабраиловым, и активизирует антисоветскую работу. В 1945 г. Саралиев был назначен Джабраиловым руководителем ордена «Авды» (тамада). После этого Саралиев еще более активизирует свою антисоветскую деятельность, на сборищах выступает с речами и призывами резко антисоветского содержания.
Так, в январе 1952 г. Саралиев среди своего окружения осуждал деятельность одного из руководителей Коммунистической партии Советского Союза и советского правительства.
В феврале 1952 г. Саралиев у себя на квартире собрал нелегальное сборище, на котором выступал с пораженческими настроениями о якобы неизбежной войне между Турцией и СССР и поражения СССР в этой войне, для чего якобы всем мусульманам нужно готовиться согласно законам шариата.
Кроме этого, Саралиев клеветал на колхозный строй и советскую действительность.
На предварительном и судебном следствии Саралиев виновным себя не признал, заявил, что он занимался религиозной деятельностью, отрицая факты враждебной против СССР работы. Однако в совершенном преступлении полностью изобличен показаниями свидетелей, сообвиняемых и другими материалами дела.
10. Джафаров Магомед. Не примыкал ни к какому ордену секты мюридов, однако последний, прибыв в Киргизскую ССР в порядке спецпоселения, в 1949 г. установил связь с Джабраиловым Нуридом, Ахматовым Юсупом и другими руководителями орденов секты мюридов, снабжая последних религиозной и антисоветской литературой, которую доставлял из Дагестана. Кроме этого, Джафаров посещал сборище мюридов, где разделял антисоветские суждения Джабраилова и других, выступавших на нелегальных сборищах.
Джафаров, не будучи мюридом, являлся религиозно настроенной личностью и на сборищах читал и разъяснял писания ислама в антисоветском духе, якобы в подтверждение закона шариата. Так, Джафаров утверждал, что, согласно писания ислама, все мусульмане не должны общаться с гражданами другого вероисповедания, и что, согласно этого же писания, скоро не будет Советской власти и все мусульмане будут жить под покровительством Турции.
Кроме этого, Джафаров на сборищах высказывал пораженческие настроения, клеветал на колхозный строй и советскую действительность, восхвалял жизнь в капиталистических странах.
В своей жалобе на имя председателя Совета Министров Союза ССР мать осужденного Джабраилова Нурида гражданка Джабраилова Хасант считает, что ее сын Джабраилов Нурид осужден неправильно, и поэтому просит о пересмотре дела.
От других осужденных по данному делу жалоб не поступило, имея в виду, что Джабраилов Нурид осужден правильно в соответствии с материалами дела и содеянным, и не находя оснований для отмены или изменения приговора Полагал бы:
1. Жалобу гражданки Джабраиловой Хасанты оставить без удовлетворения из-за отсутствия к тому оснований, о чем сообщить жалобщице.
2. Настоящее заключение вместе с жалобой Джабраиловой Хасанты направить в отдел по спецделам Прокуратуры Союза ССР.
3. Дело – по миновании надобности возвратить в отдел «А» МГБ Киргизской ССР для дальнейшего хранения в архиве.
Пом. прокурора Киргизской ССР
Юрист I класса Николусов
ГА РФ. Ф. P-8131. On. 31. Д. 31022. Л. 19-26. Подлинник.