Докладная записка заместителя наркома внутренних дел СССР С. Н. Круглова и наркома внутренних дел Казахской ССР Н. К. Богданова наркому внутренних дел СССР Л. П. Берии о работе среди спецпереселенцев с Северного Кавказа
г. Алма-Ата Не ранее 10 июня 1944 г.
Проект
По ВЧ
Москва.
НКВД СССР
т. Берии
Доносим о работе среди спецпереселенцев с Северного Кавказа за истекшую декаду .
В результате проводимых мероприятий по хозяйственному и трудовому устройству спецпереселенцев, о которых мы Вам докладывали в предыдущей докладной записке , за последнее время в большинстве областей значительно увеличилось количество спецпереселенческих семей, вступивших в члены сельхозартелей, и сократилось число неработающих трудоспособных спецпереселенцев.
Однако в некоторых областях состояние трудового и хозяйственного устройства спецпереселенцев, особенно расселенных в колхозах, остается явно неудовлетворительным. Так, например, по Карагандинской области из 3576 семей, расселенных в колхозах, принято в члены сельхозартелей только 578 семей. По Акмолинской области из 8 тыс. семей, проживающих в колхозах, членами сельхозартелей состоит всего 2746 семей.
Через ЦК КП(б) и СНК Казахской ССР приняты меры к быстрейшему хозяйственному и трудовому устройству всех спецпереселенцев.
В целях обеспечения спецпереселенцев жилищами ЦК КП(б) и СНК Казахской [ССР] по нашему предложению дали указание местным партийным и советским органам провести в местах расселения спецпереселенцев учет всех пустующих домов и передать их в собственность нуждающимся спецпереселенцам, оказана помощь спецпереселенцам в проведении в летний период необходимого ремонта передаваемых жилищ и приведения их в полный порядок к осенне-зимнему периоду. Вместе с передачей спецпереселенцам пустующих домов закрепляются за ними и приусадебные участки этих домов. Так как в населенных пунктах Казахстана имеется значительное количество пустующих домов, это мероприятие обеспечит жильем несколько тысяч семей спецпереселенцев.
Органам НКВД дано указание активно включиться в эту работу.
В связи с тем, что некоторые переселенческие семьи, расселенные в колхозах, по вине правлений колхозов не получили и не засеяли приусадебные участки, нами поставлен вопрос перед ЦК КП(б) и СНК Казахской ССР о выделении этим семьям засеянных участков из сверхплановых засевов колхозов.
Многие спецпереселенцы – члены сельхозартелей – не знают количества отработанных трудодней, и имеют место факты, когда в колхозах не полностью зачисляют работающим спецпереселенцам отработанные трудодни.
По нашему предложению ЦК КП(б) и СНК Казахстана дали местным партийным и советским органам указания в течение июня месяца с. г. обеспечить всех спецпереселенцев – членов сельхозартелей – трудовыми колхозными книжками и установить контроль за полным внесением в книжки всех отработанных трудодней.
Нами спецкомендатурам даются указания установить систематический контроль за правильностью отметок правлениями колхозов в трудовых книжках спецпереселенцев отработанных трудодней, не допуская никаких злоупотреблений.
В связи с постановлением Совнаркома СССР от 29 мая с. г. о выдаче спецпереселенцам продовольственного зерна и скота в окончательный расчет за оставленные ими в местах выселения зерно и скот нами совместно с СНК Казахстана разработаны мероприятия по реализации этого постановления. В ближайшие дни начинается выдача спецпереселенцам продовольствия из расчета по 19 кг на каждого человека. Наряды на продовольствие доведены до каждого района. Продовольствие наметили выдавать в первую очередь спецпереселенцам, остро нуждающимся в продовольствии и хорошо работающим в колхозах, совхозах и [на] предприятиях.
Во всех пунктах выдачи спецпереселенцам продовольствия устанавливаем дежурства работников НКВД, на которых возложили функции контроля за правильностью выдачи продовольствия. Лиц, срывающих раздачу спецпереселенцам продовольствия, замеченных в злоупотреблениях и расхищении продовольственного зерна, предложили немедленно привлекать к уголовной ответственности. Следствие вести органам НКВД.
В связи с раздачей продовольствия и скота проводим собрания спецпереселенцев, на которых разъясняется, что продовольствие и скот выдается правительством в окончательный расчет, и больше никаких продовольственных фондов спецпереселенцам правительством отпускаться не будет.
Кампанию по раздаче продовольствия используем для поднятия производительности труда спецпереселенцев, работающих в колхозах, совхозах, [на] предприятиях и т. д., и для укрепления дисциплины среди спецпереселенцев.
Окончательно решен вопрос об использовании спецпереселенцев – бывших руководящих партийных и советских работников. По нашему предложению бывшие руководящие партийные и советские работники были вызваны в ЦК КП(б) Казахстана, тт. Скворцовым и Ундасыновым было проведено с ними совещание, и все получили назначение на работу.
Пересмотрена дислокация спецкомендатур НКВД, и там, где представлялась возможность, выделены отдельно спецкомендатуры по обслуживанию чеченцев и ингушей. Так, например, по Карагандинской области создано таких спецкомендатур 19, по Семипалатинской – 15.
Во все спецкомендатуры, в обслуживание которых входят спецпереселенцы с Северного Кавказа, направлены воинские подразделения в составе 6 красноармейцев и 1 чел. сержантского состава. В каждый район, где расселены чеченцы и ингуши, для руководства воинскими гарнизонами при спецкомендатурах направлен офицер, в каждой области дислоцирована в качестве резерва рота внутренних войск НКВД.
Все воинские подразделения прибыли на места и полностью обеспечены вооружением, боеприпасами и необходимым запасом продовольствия.
В соответствии с Вашим указанием проводится реорганизация районных аппаратов НКВД. Проведен учет спецпереселенцев – бывших сотрудников НКВД, НКГБ и милиции. Всего выявлено и взято на учет 272 чел., из них оформлено и приступили к работе по обслуживанию чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев в аппаратах областных управлений, райотделений и спецкомендатурах НКВД 12 чел., остальные проверяются.
При ознакомлении с работой спецкомендатур НКВД установлено, что многие комендатуры не имеют постоянного помещения и спецпереселенцы местонахождения спецкомендатур не знают.
В связи с этим приняты меры к тому, чтобы каждая спецкомендатура имела отдельное помещение с необходимым оборудованием, на помещении каждой комендатуры вывешивается вывеска с указанием названия спецкомендатуры, устанавливаются часы приема спецпереселенцев комендантами и их помощниками.
Обязали всех комендантов разъяснить спецпереселенцам местонахождение спецкомендатур и время приема в комендатурах спецпереселенцев.
В некоторых спецкомендатурах в качестве помощников комендантов используются женщины. Считаю использование женщин на работе в спецкомендатурах по обслуживанию чеченцев и ингушей нецелесообразным.
Агентурно-осведомительная сеть по спецпереселенцам по состоянию на 10 июня с. г. составляет 3080 чел. Увеличение сети на 1281 чел. произошло, главным образом, за счет новых вербовок и незначительного количества принятого от органов НКГБ. Работу по увеличению агентурно-осведомительной сети среди спецпереселенцев за счет новых вербовок продолжаем с тем, чтобы в ближайшее же время агентурой и осведомлением охватить все места расселения спецпереселенцев и обеспечить активную разработку из их среды вражеских элементов.
Наряду с количественным увеличением агентурно-осведомительной сети обращаем внимание на качественный подбор агентуры и осведомления и активизацию работы с имеющейся сетью.
В соответствии с Вашей директивой № 222 от 17 мая с. г. были проверены все имеющиеся в органах НКВД и НКГБ материалы на спецпереселенцев с Северного Кавказа об их антисоветской, бандитской, уголовно-преступной и другой вражеской деятельности.
Всего арестовано 2148 чел, из них: за антисоветскую деятельность 153 чел., за бандитизм 29 чел., за терроризацию местного населения 22 чел., за хулиганство 165 чел., за скотокрадство и хищения 1162 чел., за побеги 379 чел. и за другие уголовные преступления 238 чел.
Все законченные следственные дела направляем на рассмотрение Особого совещания НКВД СССР.
Нанесение оперативного удара по вражескому элементу и лицам, склонным к побегам, значительно снизило уголовную преступность среди спецпереселенцев и резко сократило количество побегов спецпереселенцев в местах расселения.
За последнюю декаду со стороны чеченцев и ингушей случаев бандпроявлений, убийств и нападений не было.
Однако факты уголовных проявлений, особенно скотокрадство, мелкое воровство и самовольное оставление спецпереселенцами постоянных мест расселения, хотя и в значительно меньших размерах, все еще имеет место.
Аресты лиц, склонных к побегам, антисоветского и другого уголовнопреступного элемента продолжаем.
В целях борьбы с побегами и самовольным оставлением спецпереселенцами мест расселения наряду с проведением со спецпереселенцами общих собраний, на которых разъясняется порядок режима, каждому спецпереселенцу объявляется под расписку о том, что за побег или самовольное оставление места расселения виновные будут привлекаться к строгой уголовной ответственности.
В этих же целях форсируем создание из местного населения групп содействия спецкомендатурам НКВД и организацию круговой поруки среди спецпереселенцев по десятидворкам.
По состоянию на 10 июня с. г., по данным 6 областей, создано групп содействия 782 и десятидворок 799.
Как мы Вам сообщали, одной из основных причин самовольного оставления спецпереселенцами постоянных мест их расселения является уход на розыск своих семей .
В связи с этим во всех областях и районах проводится работа по розыску и соединению разрозненных семей. За истекшую декаду только по 3 областям (Кустанайской, Павлодарской и Семипалатинской) разыскано и соединено 356 семей.
Работу по розыску и соединению семей спецпереселенцев продолжаем.
В целях дальнейшего улучшения материально-бытовых условий спецпереселенцев и их чекистского обслуживания считали бы необходимым:
*1. В связи с тем, что подавляющее большинство чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев, особенно женщины и дети, одеты исключительно плохо, ходят в тряпье, а дети почти голые, необходима срочная помощь в обеспечении спецпереселенцев одеждой, хотя бы в минимальных размерах. Суровая зима в большинстве областей Казахстана и отсутствие у спецпереселенцев одежды приведут к нежелательным последствиям* .
Учитывая это, просим Вас войти с ходатайством в СНК СССР о выделении для спецпереселенцев с Северного Кавказа, расселенных в Казахстане, на пошивку одежды одного миллиона метров хлопчатобумажной ткани в расчет за оставленное ими в местах расселения личное имущество.
2. До сего времени не решен вопрос о порядке обучения детей спецпереселенцев, и никакой ясности у местных советских органов в этом вопросе нет.
Учитывая условия Казахстана, считаем целесообразным обучение детей спецпереселенцев производить на русском языке, по месту их жительства в существующих школах, для чего увеличить штат органов Наркомпроса Казахской ССР и дополнительно ассигновать необходимые средства.
3. В связи с тем, что спецпереселенцы с Северного Кавказа, учившиеся в средних и высших учебных заведениях, после их переселения в Казахстан, в силу режимных ограничений, не могут продолжать образование, и учитывая тягу переселенческой молодежи к учебе, считали бы целесообразным разрешить спецпереселенцам обучаться в средних и высших учебных заведениях, размещенных на территории Казахской ССР, без права выезда как во время учебы, так и после окончания учебы в учебных заведениях за пределы Казахстана.
Право на разрешение поступления спецпереселенцев в средние и высшие учебные заведения предоставить НКВД Каз[ахской] ССР.
4. В связи с проводимыми мероприятиями по выявлению и сбору беспризорных детей спецпереселенцев просим санкционировать устройство их (старше 14 лет) в соответствии с инструкцией НКВД, Наркомюста и Прокуратуры СССР № 326/52/45 от 21 июня 1943 г. в детские трудовые воспитательные колонии НКВД.
5. Местные партийные и советские органы без санкции НКВД СССР проводят различные мобилизации спецпереселенцев с Северного Кавказа на работу на промышленные предприятия, стройки и в городские организации. Это приводит к тому, что трудоустроенные семьи спецпереселенцев, получившие жилье, приусадебные участки, засеявшие огороды, при их мобилизации все это теряют и попадают в крайне тяжелые условия.
Считаем необходимым запретить мобилизацию спецпереселенцев с Северного Кавказа с их постоянного места расселения. Мобилизацию спецпереселенцев разрешить проводить только по указанию и с разрешения НКВД СССР.
6. ЦК КП(б) Казахстана принято решение о мобилизации 5 тыс. семей спецпереселенцев чеченцев и ингушей, расселенных в Казахстане, для работы в Карагандинском угольном бассейне. Вами была разрешена эта мобилизация только при условии подготовленности угольного бассейна к приему и размещению мобилизованных.
Проведенной на месте проверкой установлено, что жилища и необходимые бытовые условия для приема мобилизуемых семей чеченцев и ингушей в угольном бассейне не подготовлены, в результате мобилизуемые попадут в крайне тяжелые условия.
7. В связи с тем, что спецкомендатуры НКВД не имеют никакого транспорта, а обслуживают по нескольку селений, где расселены спецпереселенцы, было бы желательно обеспечить комендатуры армейскими велосипедами (самокатами), которых потребуется для Казахстана 500 штук.
8. Учитывая крайне неудовлетворительные средства связи НКВД Казахской ССР с областями (телефонная связь только открытая, причем не со всеми областями), что не дает возможности быстро дать УНКВД областей то или иное оперативное задание, считали бы целесообразным установить между НКВД Казахской ССР и областными управлениями НКВД кодированную радиосвязь, для чего необходима следующая передаточная и приемная радиоаппаратура: передатчиков «Волна» – 2 шт., приемников «133» – 2 шт., «Белка» – 18 шт., «Набла» – 18 шт., динамомашин «ДРП-6-и» – 18 шт., электроприборов «Соловей» – 20 шт., часов – 17 шт.
Для обслуживания передаточно-приемных радиостанций потребуется штат в 38 чел., из них: начальник отделения – 1, зам. начальника отделения (он же начальник центрального радиоузла) – 1, старший техник – 1, старших радиооператоров – 34, кладовщик – 1.
О следующем будем докладывать.
Зам. народного комиссара внутренних дел СССР
комиссар госбезопасности 2-го ранга Круглов
Народный комиссар внутренних дел Казахской ССР
комиссар госбезопасности Богданов
ГА РФ. Ф. P-9479. On. 1.Д. 183. Л. 285-293. Подлинник.