ОТЧЕТ
о результатах переговоров экспертных групп
по подготовке переговоров
между полномочными делегациями
Парламента Чеченской Республики
и Верховного Совета Российской Федерации
С 26 по 28 мая т. г. проходила вторая встреча экспертных групп Парламента Чеченской Республики и Верховного Совета Российской Федерации. Чеченской стороной на обсуждение были представлены проект Договора об основах межгосударственных отношений Чеченской Республики и Российской Федерации и проект Соглашения по торгово-экономическому сотрудничеству между Чеченской Республикой и Российской Федерацией на 1992 год, подготовленные Парламентом ЧР.
Указанные проекты были нацелены на реализацию первого пункта протокола встречи двух делегаций от 12–14 марта т. г. в Дагомысе «О политической независимости и государственном суверенитете Чеченской Республики» и урегулирование торгово-экономических связей с учетом реальной независимости ЧР.
Российской стороной был представлен проект слегка перекроенного Федеративного Договора (в конце второго дня переговоров), который не мог быть принят чеченской стороной в качестве основы экспертных переговоров, и был аргументированно отвергнут.
Основная дискуссия проходила вокруг проекта Договора об основах межгосударственных отношений Чеченской Республики и Российской Федерации, расцененного российской делегацией как конструктивный и перспективный документ.
Однако и несмотря на то, что в начале встречи обеими сторонами официально была подтверждена необходимость решения вопроса о политической независимости Чеченской Республики на основе признания ее Российской Федерацией, переговоры экспертных групп не могут быть расценены как удовлетворительные, а углубленный анализ дает серьезные основания сомневаться в их дальнейшей перспективе по целому ряду причин.
На основании официальных и неофициальных контактов с представителями Верховного Совета Российской Федерации и экспертов по подготовке переговоров сложилось мнение, что Верховный Совет РФ не является дееспособным органом власти, способным на международно-правовой основе и конструктивной идее решать сложные, многоплановые вопросы межгосударственных взаимоотношений обновляющегося Кавказско-Российского пространства, что, отчасти, явствовало из напоминания делегацией Российской Федерации об отсутствии у них сколько-нибудь серьезных полномочий относительно главного пункта переговоров.
Значительную роль в формировании отношения Российской Федерации к заключению с Чеченской Республикой межпарламентского Договора об основах межгосударственных отношений играет и тот факт, что главой ВС РФ, подписывающим Договор, является человек по национальности чеченец, что некоторыми влиятельными политическими силами в российском руководстве воспринимается как недопустимое ни при каких обстоятельствах, если речь идет об отношениях между независимыми государствами.
Кроме того, для самого председателя ВС РФ Хасбулатова и так называемых депутатов РСФСР от ЧИАССР недопустимым ни при каких обстоятельствах является вопрос о признании полной независимости Чеченской Республики, что также явствовало из официальных и неофициальных бесед.
Причина недееспособности ВС РФ, отчасти, кроется и в том, что этот верховный орган власти организован без учета волеизъявления народов бывшего РСФСР, при структурах командно-бюрократической системы Советской империи. Кроме того, на данный момент председатель Верховного Совета РФ Р. И. Хасбулатов не имеет права занимать этот государственный пост, так как с момента провозглашения независимости Чеченской Республики всенародно избранными Президентом и Парламентом ЧР, он не представляет в качестве депутата граждан РФ. Государственное образование ЧИАССР, от которого был избран Хасбулатов депутатом РСФСР, с 27 октября 1991 года перестало существовать, и на ее месте волеизъявлением чеченского народа образовано Чеченское государство с абсолютно независимыми политическими и государственными структурами. В таком же неправовом режиме пребывают и другие бывшие депутаты РСФСР от ЧИАССР, в настоящее время используемые спецслужбами России в качестве платформы для провокаций и диверсионных действий, нацеленных на уничтожение независимости Чеченского государства.
Из анализа поведения российской стороны на переговорах экспертных групп напрашивается вывод, что ВС РФ не намерен в ближайшем будущем на юридическо-правовой основе решать вопрос признания независимости Чеченской Республики и намеренно растягивает подготовительный процесс, для создания условий и прикрытия своих истинных целей – силового вмешательства во внутренние дела Чеченской Республики, для чего предпринимает тайные действия по созданию и использованию любого внутреннего конфликта, подобного событиям 31 марта 1992 года.
Для создания более благоприятных для Чеченской Республики условий на переговорах с Российской Федерацией считаю необходимым сделать следующее:
1. Бывших депутатов РСФСР от ЧИАССР, лишенных соответствующих полномочий Постановлением Парламента Чеченской Республики и решением высшего форума народной власти Общенациональным Конгрессом чеченского народа, лишить гражданства, как невыполнивших волю народа.
2. Ввиду очевидной недееспособности юридическо-правовой незаконности Верховного Совета Российской Федерации для решения вопроса о правовом урегулировании взаимоотношений между двумя независимыми государствами, дальнейшее ведение переговоров возложить на Кабинет Министров Чеченской Республики во главе с президентом и премьер-министром.
Такое решение вопроса в возникшей ситуации обеспечит обеим сторонам больше простора для маневра, в частности для Чеченской Республики в решении вопроса урегулирования торгово-экономических взаимоотношений и других вопросов коммуникационной обеспеченности со странами СНГ и мира.
К настоящему прилагается Протокол о результатах встречи групп экспертов Российской Федерации и Чеченской Республики в г. Москве 26–28 мая 1992 года.
РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ ЭКСПЕРТОВ
ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 3. ЯНДАРБИЕВ
1 июня 1992 г.