Газета Барт, №10, июнь, 1991 г.
Доклад Председателя исполкома Общенационального Съезда Чеченского народа генерала Джохара Дудаева
г. ГРОЗНЫЙ, 8 ИЮНЬ 1991 ГОД
Более 300 лет наш народ чутко прислушивается к Рос¬сии в тревоге и надежде на перемены к демократии, сво¬боде.
На пороге XXI века много¬голосый хор, закрутившись в вихре политических событий, понес одряхлевший корабль Империи к развалу.
Из последних сил импер¬ская команда бросилась на его спасение.
Капитаны и рулевые заня¬лись примеркой новых одежд, в то время, как рабочая команда ржавыми гвоздями усердно латает прогнившее судно.
И, да здравствует развал Империи!
Основным источником до¬ходов жизнедеятельности лю¬бой Империи являются колонии, одна из которых – ка¬ша Чечня – вот уже полтора века эксплуатируется с неви¬данной жестокостью, вплоть до физического уничтожения более половины нации, лише¬ния древней исторической Родины.
Заменив слово «колония» на «автономию» с полным извращением самого понятия, в котором государственность выглядит не иначе, как издевательски, имперская машина с помощью аппаратов наси¬лия: армии, КГБ, МВД, про¬куратуры и оплота империи – КПСС отняли у нашего народа: религию, язык, обра¬зование, науку, культуру; природные и материальные ресурсы; идеологию, средства массовой информации, искус¬ство, кадры: право на свобо¬ду и на жизнь.
Стратегия сохранения им¬перии определена – любой ценой, любыми средствами и спо¬собами.
Главный оплот: вооружен¬ные силы;
партия, КГБ, МВД, проку¬ратура.
Главный аргумент – пра¬во сильного.
Главный метод – борьба с исламской верой, как са¬мым сильным оружием, спо¬собным объединять народы, противостоять и утверждаться против любой силы, лю¬бой веры, любой идеологии.
Пути достижения целей: быстрота и гибкость реагиро¬вания на изменения, выбор тактики; постоянное реалис¬тическое устрашение приме¬нением силы; подготовка ус¬ловии для провокаций, диверсий, которые запускаются в нужный момент; идеологи¬ческие диверсии, ложь, об¬ман; использование марионе¬ток Имперского двора, прода¬ющих интересы народа, вооруженная агрессия.
Чеченский народ определил свой путь, набрав его выс¬шим форумом народной влас¬ти – съездом, единодушно приняв решение на построе¬ние суверенного государства, низложив ответственность за проведение в жизнь решений съезда на Исполнительный Комитет (ИК). Свою роль ИК видит в оказании активной практической помощи парламенту республики в ре¬шении ключевых вопросов строительства суверенного го¬сударства, взяв ни себя функции разработки основополагающих законодательных актов; конституции, программ, концепции, законов, выработку предложений и выражение взглядов на актуальные вопросы, подготовку и организацию проведения работы оче¬редного съезда, тесное взаимодействие с парламентом, депутатами, органами власти на всех уровнях,
широкую информацию граждан о ходе реализации ре¬шений съезда,
ответственность за их вы¬полнение,
представлять на всех уровнях интересы этих решений.
И совершенно естественно, что как парламент, так и органы власти, в лице ИК съезда, могли бы найти бес¬корыстную силу в проведе¬нии в жизнь решений Съез¬да, оставляя за собой право непримиримой борьбы с лю¬быми силами, противостоя¬щими решениям съезда;
отвергать всякие попытки отвести решения съезда от утверждения действительного и полного суверенитета и подменить его «гибридом»;
создание собственных сил внутренней и внешней защи¬ты, без которых не достойно даже говорить о суверенитете, исключительно парламен¬тскими методами, в рамках законов.
Что сделано ИК со дня завершения работы съезда:
разработаны проекты кон¬цепций обороны, экономического развития,
закон об обороне, .
закон о порядке налогообложения и природопользования;
о государственном статусе республики;
об организации военной службы граждан;
о трудовой службе;
о службе граждан в вооруженных Силах СССР в переходный период;
программа деятельности Верховного Совета ЧИР в переходный период до восстановления независимости ЧИР и о временном порядке управления;
Закон об отношении ЧИР и СССР;
закон об эмиграции;
договор об основных межгосударственных отношениях с республикой;
разработан проект Догово¬ра с РСФСР на равных ус¬ловиях;
представлены интересы че¬ченского народа в международной организации непред¬ставленных народов (центр р. Гаага – Голландия);
налажены отношения с пар¬ламентами и демократическими силами республик и госу¬дарств;
непосредственное участие в работе Ассамблеи горских народов.
Участие в работе Международной Организации Защи¬ты Прав Человека.
Исполком ответственно констатирует и доводит до сведения делегатов тот факт, что Верховный Совет ЧИР не только не сделал и шага к утверждению суверенитета, во и цинично вынес волю на¬рода на политический торг между центром и Россией – «кто больше даст» и, естест¬венно, не народу, а торгов¬цу, о чем документально сви¬детельствуют ответы председателя Верховного Совета Республики на вопросы кор¬респондента «Независимой газеты» Виталия Портникова от 6.04.1991 года.
Более того, Верховный Совет приложил все усилия, чтобы размыть и стереть из памяти всех объявленное право на самостоятельность, дабы не посыпать солью на больные язвы Империи, а Верховному Совету получить от своих хозяев одобритель¬ный кивок, на который нуж¬но будет отвечать дарами доставшимися потом собственного народа.
Основные усилия ВС на¬правил на то, чтобы парали¬зовать деятельность Исполко¬ма. Призывая к парламентским методам политической борьбы, усиленно ведется пропаганда о том, что ИК пытается насильственно захватить власть, действуя аг¬рессивными методами. При этом, полностью блокированы средства массовой информа¬ции всех видов, помещения для работы и даже телефоны, участие в работе ВС.
Было бы наивным с нашей стороны полагать, что этот «осколок» Империи способен на парламентские методы со¬трудничества.
В соответствии с международно признанным правом, ВС бывшей автономии (на правах колонии) свои права на законодательную власть на территории Чечни поте¬рял с 28 ноября 1990 года: СССР – Российская Импе¬рия, a автономия не государ¬ства – это не только де-факто, но и де-юре (даже по формулировке Сталина понятие «государство» имеет оп¬ределенные структуры). Со¬вершенно естественно, что государственной властью ВС автономии никогда не обла¬дал и не мог обладать.
С переходом в статус су¬веренности, ВС мог получить, право на законодательную власть, при условии получе¬ния вотума доверия избира¬телей на продление срока полномочий до очередных выборов, чего депутаты не сделали.
Белее того, «право сильного» по инерции занесло ВС в «Декларацию о суверенитете» от 27.11.1990 года, где в статье 7, высшим органом власти признается Верховный Совет, хотя в статье 8 сказано, что «Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом суще¬ствования ЧИР как правового государства». Таким образом, ни государственной (ибо нет самого государства), ни на¬родной (ибо не признаются решения Съезда) властью ВС на территории Чечни не обладает.
Законодательную власть в такой ситуации обязан нести Исполком съезда, которой без властных функций не мо¬жет пока исполнять решения ни исполнительной, ни судебной власти.
Потеряв правовую основу, руководство ВС продолжает делать серьезные как полити¬ческие; так и правовые ошибки, которые с каждым днем приводят к дестабилизации обстановки, серьезным кризисным ситуациям, последствия которых трудно предска¬зать, одновременно ведя про¬паганду о существовании «каких-то», «где-то», «как-то», «откуда-то», которые только тем и заняты, якобы, чтобы нагнетать обстановку.
Попытка проведения «контрсъезда» (съезд народов Чечено-Ингушетии) по меньшей мере, правовой нигилизм, а, но прямому счету, политико-правовой «коксеис». Ведь на сегодняшний день в конституции ЧИАССР (по¬правка на ЧИР внесена толь¬ко 15.05.1991 г.) не фигурирует слово «Съезд», так ка¬кие решения собирается принимать «контрсъезд», более того, мы еще не граждане (граждане кроме прав имеют еще и обязанности), ибо нет, ни самой конституции, ни закона о гражданстве и более того, не принято гражданство.
Внесение Верховым Сове¬том в конституцию спешно, до начала «контрсъезда», каких-либо поправок означает абсурдность, так как сам Съезд назначен раньше, чем означено его право, а придание ему каких либо законодательных функций, означает немедленное признание прав Съезда чеченского народа и немедленный само¬роспуск с передачей законо¬дательной власти автоматиче¬ски Исполкому.
Так что ПС загнал сам се¬бя в тупик, на выходе которого стоит правовой страж. А вместо «контрсъезда», дабы не осквернять высокий фо¬рум народа. Исполком реко¬мендует бывшему ВС совме¬стно с КПСС провести обще¬ственно-партийное собрание, на котором, в лучшем случае, принять протокольную резо¬люцию. При передаче означенной резолюции в Испол¬ком, рекомендации могут быть учтены.
Дальнейшее бедствие и нерешительность могут привес¬ти к стихии масс, что на ру¬ку деструктивным силам. ИК необходимо осознать свою роль и ответственность, а равно как права, так и обя¬занности, возложенные на него высшим органом народной власти и отбросить робость в проведении в жизнь его решений. Нас могут обвинить, что деятельность ИК приводит к дестабилизации с одновременным «запуском» экономических санкций, направленных на резкое снижение уровня материального состояния населений. Мы исходим из того, что цена истинного суверенитета так велика, что рассчитывать на ее приобре¬тение дешевой платой не ме¬нее абсурдно, чем рассчиты¬вать на то, что чеченцы сми¬рятся когда-либо с нынешней дешевой колониальной свобо¬дой.
Понимаем и отдаем себе отчет и в том, что цивилизо¬ванный мир признает и под¬держивает только тех, к кто путь к независимости избира¬ет демократическими парламентскими методами на основе международно признанных законов сохранения права и способности самоащиты.
Вопрос сегодня стоит один: хотим мы быть свободными или добровольно отдадим свое будущее в крепостничество? Сегодня мы окончательно должны сделать свой выбор.
Если кто-то сегодня мне скажет, что не созрело созна¬ние масс, и что нужно еще время, – это чистейшей воды лицемерие, чтобы перехитрить самого себя. Скажу, что массы давно перезрели и приспособились, ибо еще в средневековье многочисленный русский народ за 300 лет татаро-монгольского ига смог созреть.
Если молодежь сошлется на сдерживание старших на пути к свободе, я скажу – ложь, ибо они, как никто, ощутили на себе всю тяжесть пресса геноцида и бесправия.
Если ученые экономисты заголосят о том, что мы не выживем, – я напомню им о некорректности, ибо империи живут не за счет концептуаль¬ной экономической науки, а за счет хищнического разграб¬ления и эксплуатации колоний. И тот факт, что в тече¬ние 5 лет все академии ми¬ра не могут подвести эту экономику под научную базу даже приближенно, говорит за себя.
Если мне скажут, что нас мало, то я напомню, что да¬же по заниженным данным о нашей численности из 109 народов, населяющих империю, мы стоим на 22 месте.
Если мне скажут о хоро¬шем и плохом царе, я напомню, что лучшие сыны имперской демократии: М. Горбачев – президент СССР ни и одной из кровавых бойнь не нашел виновника: среди грозного моря президентских указов не издал ни одного указа о предотвращении на¬силия: безнаказанностью по¬родил привычку к крови, к вооруженному насилию, к по¬стоянному страху. И все проделывается над вассалами в защиту интересов россиян.
И. Б. Ельцин, который еще недавно с экрана телевидения пускал слезу жалости к погибшим парням и скорбящим матерям, не успев сесть в президентский трон России, объявил всех нас россиянами и грозно отдает распоряжения независимой республики с уг¬розами чеченскому народу.
Если мне скажут, что вы¬сокая культура парламент¬ской борьбы, дискуссий, по¬ведения могут удержать варварство, – я напомню примеры Литвы, Латвия. Эстонии.
Если мне скажут, что ци¬вилизованный мир способен предотвратить нецивилизован¬ные методы, я напомню ре¬шение атаманов России объ¬явить заложниками чеченцев, находящихся на их террито¬рии. А пребывание группы казаков в Карабулаке объявляется походом на Сунжу с последующим вручением се¬рии наград.
Если мне скажут, что Рос¬сия отказалась от коварства, – я напомню, что в 1944 году войска вошли в села под видом усталых фронтовиков, нуждающихся в отдыхе, где их встречали как родных с заботой и вниманием.
Их действия и результаты общеизвестны.
Подобным образом посту¬пали в местах выселения, поступают и сейчас: Гурьев, Ставрополь,. Грузия, Арме¬ния, Прибалтика.
Идеологические диверсии, начавшиеся со времени про¬возглашения суверенитета Чечни, перешедшие в физи¬ческие, приобрели политический крупномасштабный ха¬рактер по всей империи и докатились до собственного дома. Кое у кого от ядовитой ненависти не выдерживают нервы и пускается в ход ору¬жие по детям и пенсионерам. И неслучайно, что этот яд выплеснулся из жала КГБ.
Смею заявить, что никакие теологические, политические, физические, психологические диверсии и провока¬ции не смогут принудить че¬ченцев опуститься до варваров, способных, брать заложниками беззащитных де¬тей, женщин, стариков, зани¬маться их изгнанием, не гово¬ря уже о физическом наси¬лии. И если те, кто прибыл сюда для личной наживы, не знают об этом, то те, кто сотни лет живет на этой земле, тому свидетели.
Именно рыцарский образ ведения войны, где пленному и беглому, беззащитному и обездоленному представля¬лись условия лучше, чем име¬ли сами, где долг гостепри¬имства и чести ставились вы¬ше жизни, и сделали славу свободолюбию и независимо¬сти нашего прошлого.
Напрасны потуги тех, кто лихорадочно подсчитывает шансы на разжигание национальной розни и дележах.
Мы хорошо научились раз¬личать, где зло, а где исти¬на, мы хорошо видим то по¬ложение, где, при самой вы¬сокой смертности детей; наи¬более высокий процент смерт¬ности приходится на детей именно русского происхождения, как один из ярких по¬казателей того, что положе¬ние трудящихся русских ничуть не лучше положения тружеников чеченцев. И на¬прасно пытаются перевести стрелки с рельс социально-экономических, политических кризисов на рельсы узко национальные или националис¬тические.
Но вместе с тем, мы дол¬жны вынести серьезное пре¬дупреждение тем, кто нанес и продолжает наносить непо¬правимый вред нации.
Идеологические диверсии, открытые провокации, перехо¬дящие в бешеную злобу в расчете на прежнюю безнаказанность, то и дело выплескиваются из темных кабине¬тов КГБ, прокуратуры, быв¬ших руководителей КП. Не уверенность ли в безнаказанности позволила открыть огонь по детям и ветеранам сотрудниками КГБ прямо в кафе, нанеся тяжелые ране¬ния? Храбрец Коновалов и ранее совершал аналогичное преступление, оставаясь без¬наказанным. Да, есть кем прикрыться, т. к. непосредственный начальник гражда¬нина Коновалова, за два дня до совершения преступления вышедший на пенсию, и воен¬ный прокурор гарнизона но¬сят одну фамилию.
Известно и то, кто был организатором митинга в Троицкой. Словно охваченный лихорадкой, начал перемещения ответственных работников прокуратуры, заметая следы пожаров в отделах, так и следы беззакония и сам прокурор республики, который одним махом перетасовал восемь мест.
Беззаконие и произвол, чинимые в Чечне так называемыми правоохранительными органами, перешли все границы возможного. Право и защита обеспечены верхушке, беззаконие и бесправие отданы слабым и беззащитным.
Нужно дойти до крайней жестокости, чтобы вынести постановление о лишении жилья женщины, у которой сын в армии, а другой – ин¬валид детства (снеся ее дом в январе 1990 года), и это становится типичным, – на очереди выселение беженцев, у которых умирают малые де¬ти, молодые женщины-матери. И это в то время, когда преступник, совершивший тягчайшее преступление с ярым проявлением нацизма по человеконенавистническим мо¬тивам и носящее политичес¬кий характер, разгуливаем не только на свободе, но и на¬ходится на отдыхе.
Можно себе представить, с какой жестокостью и рвени¬ем будут исполняться прика¬зы этими органами «защиты», спускающиеся свыше.
Но мы предупреждаем пре¬дседателей КГБ СССР, РСФСР, генеральных прокуроров СССР и РСФСР, что в атмосфере продолжающегося геноцида и произвола, мы оставляем за собой право за¬щиты жизней, чести и досто¬инства своих братьев и сестер собственными силами. Что безопасность безнаказанных преступников и их покровите¬лей, далее на территории Че¬ченской республики не будет обеспечиваться.
Прокурору республики необходимо принять дело граж¬данина Коновалова и его по¬дельника в производство как гражданское преступление, немедленно взять преступников под стражу, провести открытый гражданский суд в том районе, где совершено преступление, о чем извес¬тить Исполком Конгресса.
Многие могут задаться вопросом: Почему чеченцы решают свои проблемы без уче¬та интереса представителей других наций.
Народ, находящийся в ко¬лониальной зависимости, вправе caм решать свою судь¬бу. В соответствии с Между¬народным Правом ООН, ОНН страны и государства обязаны оказывать им по¬мощь и поддержку. Такая по¬становка вопроса чеченским народом ни в коей море не ущемляет интересы других народов, ибо и те, другие, находятся в состоянии неопределенности и бесправия: нет самой структуры государ¬ственности; нет самостоятельной конституции; нет закона о гражданстве; не принято само гражданство; на сегодняшний день нет правового законодательного органа, об¬ладающего законным правом на власть.
МЫ ПРЕДЛАГАЕМ:
1. Депутатам Верховного Совета бывшей автономии со¬вместно с Исполкомом съез¬да провести выборы законодательного органа, где депу¬таты могут получить от изби¬рателей вотум доверия на продление срока полномочий до следующих выборов, од¬новременно доизбрать депу¬татов до 15.07.1991 года.
2. Принять Конституцию, Закон о гражданстве до 30.07.1991 г.
3. Принять гражданство до 15.08.1991 года.
4. До 15.09. 1991 года провести выборы главы госу¬дарства на альтернативной основе.
5. До конца ноября прове¬сти референдум, который оп¬ределит место республики и ее граждан в межгосударст¬венных отношениях.
6. Предложить Ингушскому народу определиться в своей государственности, выбор сво¬его места в межгосударственных отношениях осуществить референдумом с последую¬щим заключением договоров между чеченский и ингушским народами.
До проведения указанных мероприятий никаких договоров ни с СССР, ни с РСФСР не заключать.
Одновременно выдвинуть условия, после которых воз¬можно подписание договоров с СССР и РСФСР.
УСЛОВИЯ, при реализации которых воз¬можно заключение договора с Россией, принятые сессией ИК Общенационального съе¬зда чеченского народа
1. Признание неотъемлемого права чеченского народа на свою суверенную незави¬симость.
2. Заключение мирного до¬говора как логического завершения трехвекового противо¬стояния (XVIII, XIX века – война на непримиримых позициях, 1921 г. – физическое устранение государственности, признанной Англией, Францией, Германий, Тур¬цией, 1944 г. – объявление чеченского народа врагами России – правительственным постановлением с последую¬щим физическим уничтоже¬нием 2,3 нации) – как не¬опровержимые свидетельства противостояния, продолжение военного состояния.
3. Продолжение Нюрнберг¬ского процесса и суда над преступниками, совершившими тягчайшее преступление перед чеченским народом как в военное, так и в мирное время.
4. Восстановление ущерба, нанесенного чеченскому наро¬ду и передача доли: валютного, золотого, алмазного фон¬дов; произведений искусства; вооружения и военной техни¬ки.
5. Полное завершение восстановления государственной структуры на демократических принципах.
После выполнения перечисленных мероприятий чечен¬ский народ референдумом сделает свой выбор!
Мы не должны забывать и о том, что на нас лежит ответственность и за судьбу братских нам народов Кавка¬за. Объединение всех наро¬дов Кавказа и единое сообще¬ство равноправных – единственно верный и перспекти¬вный путь в будущее. Мы придаем особое значение воп¬росу единения Кавказа. Находясь в центре интересов народов Кавказа как геогра¬фически, экономически, так и этнически, обладая ключе¬выми позициями и людским потенциалом, мы можем и обязаны стать инициаторами единения на данном этапе.
Встречи с руководителями, членами парламентов, лиде¬рами общественно-политических движений республики, дает твердую уверенность в на¬мерениях к единству, сотрудничеству, взаимопониманию.
Показательны примеры, когда парламенты не только интересуется, но и всемеро поддерживают и оказывают помощь.
3. Так, 27 мая 1991 года, Верховный Совет Грузин на специальной сессии рассмотрел вопрос о праве чеченского народа на суверенную неза¬висимость и обратился с при¬зывом в ООН, парламентам и народам мира поддержать че¬ченский народ и не допустить третий геноцид, уже подго¬товленный.
Мы были тепло приняты парламентом Армении, с ко¬торым у нас тесные связи и поддержка.
Тепло и с пониманием от¬носится к нам Эстония, где мне была представлена воз¬можность выступить с докла¬дом на конгрессе, читать лекцию в Тартуском универ¬ситете, представлены средства массовой информации (Латвия).
Тесные дружеские связи и сотрудничество с Абхазией на всех уровнях, ТВ, печать.
Налажены контакты с дру¬гими государствами: Фран¬цией, Голландией, Южной Кореей с готовностью к сотруд¬ничеству по самым широким вопросам.
Нужно отметить, что нет широких контактов с близки¬ми нам народами Северного Кавказа.
Мы твердо намерены на¬чать интенсивную работу по восстановлению аннексиро¬ванной Горской Республики, о чем на консультативном совещании представителен Ассамблеи 1.06.91 г. в г. Су¬хуми сделано заявление в ООН, ОНН, парламент и на¬родам.
Мы готовы предложить мо¬дель плана восстановления Горской Республики, одни из главных этапов объединения усилий по созданию единого Кавказского дома.
При предоставлении Съез¬дом полномочий на заключе¬ние политических договоров Исполнительному комитету ряд республик и государств готовы к такому сотрудниче¬ству и просили бы делегатов Съезда выразить доверие. Мы сегодня должны очень взвешенно посмотреть на ре¬альную угрозу военного вме¬шательства, а то и прямой агрессии. Нужно быть сле¬пым, чтобы не видеть такую опасность. Примеры настоль¬ко убедительны, что эту уг¬розу могут не видеть те, кто закрывает от страха глаза.
Бесконтрольная деятель¬ность имперской канцелярии, где уже начался отстрел че¬ченцев по всей Империи и даже у себя дома, хищниче¬ские действия войск в Арме¬нии, Грузии – факты оче¬видные.
Мы имеем право на свою защиту.
Прежде всего, наши сыны должны проходить службу на своей территории.
С ВС СССР должен быть Договор о совместной оборо¬не.
При всей агрессивности и опасности (а для чеченцев они существовали всегда) мы должны усвоить урок: раб, не желающий выйти из раб¬ства, заслуживает двойного рабства.
Для защиты нужны орга¬низованность, бдительность, готовность, которые достига¬ются военизированной систе¬мой защиты, которая нам так необходима. (Первый аргу¬мент партократов, чиновни¬ков – возможность крово¬пролития).
Мы должны взвешенно по¬дойти и к вопросу иностран¬ных вкладов, а равно и обратных экономических связей на данном этапе.
Есть предпосылки перекач¬ки народных богатств за ру¬беж бесконтрольно и далеко не в пользу народа.
Мы должны предупредить вкладчиков иностранного ка¬питала, контакторов, что эти связи не прочны, пока Че¬ченская Республика не при¬обретет самостоятельной государственности.
Особое внимание необходимо уделить очищению веры и не допустить ее превращения в предмет увеселительной программы по ТВ, переходящей в осквернение.