ЧЕЧЕНЦЫ И ИНГУШИ: ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР.
АННА КУЗНЕЦОВА
Общим названием для чеченцев и ингушей служит этноним вайнах (или нах), что буквально означает «наш человек»: вай – наш, нах – человек (чеч.). Племена вайнахов (или нахов) начали встречаться в произведениях древних историков за несколько столетий до новой эры. Прежде всего, это были произведения греческих историков, а также грузинские, армянские, а впоследствии русские летописи. В те времена племена вайнахов назывались микгизы, буртели, шашане, нахчаматьяне, шабутяне, кисты, дзурдзуки, джейрахи, цори, тушины, панкисцы и др. По вопросу об этнониме вайнах в настоящее время ведется острая полемика между чеченскими и ингушскими языковедами, историками и этнографами. В частности, указывают на то, что в дореволюционной научной литературе не существовало понятия «вайнах» или «вайнахский язык», и сам термин не существовал даже в быту. Впервые термин «вайнах» появился в 1923 г. Однако еще в то время ингушские лингвисты отказывались признавать этот термин, утверждая, что общего названия у чеченцев и ингушей не существует. (З.К. Мальсагов «Культурная работа в Чечне и Ингушетии в связи с унификацией алфавитов», 1923 г.). Чеченский и ингушский языки называть вайнахскими предложил Н.Ф. Яковлев, что впоследствии было официально утверждено. (Султан Патиев. К вопросу о «вайнахских языках»). Ингушские языковеды и некоторые этнографы (С. Патиев, И. Сампиев) придерживаются мнения, что сам чеченский этнос сложился в 16 в. под влиянием миграции ингушских племен, карабулаков на современную чеченскую плоскость, где они, попав под влияние русской, кабардинской, кумыцкой и ногайской культур, а также гребенских казаков образовали новую культуру и новый язык – чеченский (там же). В связи с этим чеченский язык рассматривается всего лишь как диалект ингушского, в то время как среди чеченских ученых и, что немаловажно, в широком общественном сознании, все обстоит как раз наоборот: доходит до того, что ингушей считают субэтносом чеченцев, а ингушский язык – диалектом чеченского языка. Несомненно только одно, что чеченцы и ингуши не являются одним народом или субэтносами друг друга, а их языки, хотя и принадлежат к одной – нахской – группе, не являются диалектами друг друга и частично взаимонепонимаемы.
Кроме того, чеченцы и ингуши происходят от разных неолитических культур – каякентско-хорочоевской и кобанской. В антропологическом отношении чеченцы ближе к аварцам Дагестана, нежели к ингушам и представляют собой большее разнообразие антропологических типов. Композитива «вайнах» (вай – местоимение, нах – существительное) не зафиксировано в ингушском языке (там же). На бытовом уровне «наш человек» на ингушском языке звучит как «вей саг ва из».
Подобная полемика обострилась в конце 1980-х годов с началом политического расхождения чеченцев и ингушей еще внутри единой Чечено-Ингушской АССР и приобрела еще большую остроту, когда зашла речь об объединении Чечни и Ингушетии в единый субъект федерации, чему ингушская сторона решительно противится.
У чеченцев и ингушей существуют как общепринятые названия (чеченцы и ингуши), так и самоназвания (нохчий и галгай).
Этноним нохчий восходит к чеченскому слову нехч, что означает «сыр» или, по другим гипотезам к слову нашхо, что означает «род» , а также к словам нох (народ) и нахчо (пахарь) .
Этноним галгай гипотетически происходит от слова гiала (город, крепость, башня). Это подтверждается существованием топонима Гiаланчож (Ущелье башен) в высокогорном районе Ингушетии .
Современное название – чеченцы известно со времен монголо-татарского нашествия на Кавказ (т.е. ХШ в.) и происходит от топонима Чечен-Аул, которое, в свою очередь, некоторые исследователи выводят из имени монгольского царевича по имени Сэчен, который, согласно, преданию, останавливался в Чечен-Ауле, названном впоследствии в его честь.
Этноним ингуши произошел от одного из древнейших поселений ингушей – аула Ангушт в Тарской долине (современное село Тарское в Пригородном районе Республики Северная Осетия – Алания). Название Ангушт в переводе на русский язык означает «место, откуда виден горизонт». В русский язык название ингуш пришло от кабардинцев, у которых появилось в ХVШ в.
К нахам относятся также кистины, бацбийцы и несуществующее ныне племя карабулаки .
Европейским исследователям нахи стали впервые известны из работ академика И. Гюльденштодта (I.D. Guldenstadt. Reisen durch Rusland und in Kakasischen bebirge. T.2. SPb., 1791, с.255). Также о этнографии, истории и языке чеченцев и ингушей писали: Г. Клапрот (G.Klaproth. Reise in den Kaukasus und nach Georgien, unternommenden in Jahren 1807 und 1808. Bd.2. 1814), Р. Эркерт (R.Erckert. Die Sprachen des kaukasishen Stammes. Wien. 1895; с иллюстрациями, фотографиями и этнографической картой Кавказа).
Древнейшее население Северного Кавказа, в том числе современной Чечни и Ингушетии, ведет свое начало от Кобанской и Каякентско-Хорочоевской культур, эпохи позднего камня и ранней бронзы. В конце I тысячелетия до новой эры Северный Кавказ подвергся нашествию сарматских племен, во главе которых стояло племя аланы, которые вступили в контакт с предками аборигенного населения Кавказа – племенами адыги, осетины, чеченцы, ингуши, а также некоторыми народами Дагестана . В последующие века через Кавказ прошли иранцы (IV в.), гунны (IV в.), болгары-кутургуры, утургуры, савары, куманы, авары (VI в.). Эти племена не только смешивались с местными, но также оставляли следы в их материальной и духовной культуре. Однако такие исследователи, как Джавахашвили, Крупнов, Ламтиадидзе и др., придавали большее значение местному кавказскому субстрату. В высокогорных районах Чечни и Ингушетии эти племена вообще не появлялись .
В 733 году на Кавказе появились арабы; с Х по ХШ вв. северная часть северокавказских степей была занята тюркским племенем половцев. Это привело к отюречиванию местных племен – балкарцев, карачаевцев, кумыков . С ХШ века на Кавказе появляются войска Чингисхана, что привносит в местный этногенез и культуру также монгольский и тюркский элементы. Один из современных народов Северного Кавказа – ногайцы – выделяются из государства Чингисхана (Золотой Орды) в 1263 г. и начинают кочевать на Кавказе. С 1386 по 1402 гг. Кавказ подвергается нашествию войск Тимура, который проходит через Осетию, оттеснив к востоку черкесов, и дальше в Грузию и Дагестан. В Чечне, недалеко от Грозного в память о нем остается мост «Аксан Темыра», по которому Тимур, согласно легенде, переправлялся .
Во время монгольского нашествия с р. Кубань на р. Терек продвигаются кабардинцы, и в начале ХVI века они занимают часть современной Ингушетии – бассейны рек Камбилеевка и Сунжа . По данным А. Генко, в конце ХVI века они уходят оттуда, столкнувшись с карабулаками, кумыками и чеченцами, и территория вокруг Яндырки, вниз по р. Сунжа остается свободной вплоть до 1781 г., когда туда заселяются ингуши и карабулаки, заняв ущелье в верховьях р. Сунжа и основав там ряд поселений .
В начале ХVШ века ингуши и осетины усилились настолько, что вытесняют кабардинцев на север, освобождая для себя территорию современного Владикавказа, Назрани и Ачалуков .