ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ЧЕЧЕНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. МЕХКА-КХЕТАШО И МЕХКА-КХЕЛ
Дата публикации: 20 cентября 2002
Чеченцы пронесли через тысячелетия свою самобытность и сохранили по настоящее время традиционное общество – со всеми присущими ему институтами. Представления некоторых аналитиков, согласно которым перед началом первой русско-кавказской войны чеченцы находились на доисторической стадии развития, – ошибка.
Чтобы отказаться от навязанной ложными представлениями о чеченском обществе ошибочной политики, царской России пришлось вести почти полтора века войну в Чечне. Эту же ошибку повторяют и власти России уже XXI в., пытаясь навязать чеченцам военно-криминальные режимы.
Тайп
Культуролог Ян Чеснов верно отмечает: «То, что у нас так вольно называют родом, у чеченцев представлено тайпом… Тайп, брак внутри которого предпочтителен, никак не является родом… История всего Кавказа ознаменовалась крупными антиаристократическими движениями… Адыги и сваны разделились на княжеские и крестьянские общества (деление это носило скорее символический характер и никак не соответствовало уровням России и Запада). А вот чеченцы довели эти движения до полного изгнания своих и чужих феодалов. Ячейкой этого антифеодального сопротивления был тайп. Тайп до сих пор выполняет функции гаранта личности, защитника ее прав. Он считается крепостью народных обычаев… Именно этой нации в прошлом удалось осуществить уникальный мировой эксперимент по достижению демократического общества» (Ян Чеснов, «Генетические представления о менталитете чеченцев», Объединенная газета, май 2001).
Действительно, демократичность, изначально присущая чеченскому обществу, привела, например, к отсутствию какого-либо репрессивного аппарата. Просто отсутствовали сословия, чьи интересы призван был бы защищать этот аппарат. Отсутствие же привилегированных сословий объясняется надежным внутренним механизмом государственного обустройства чеченского общества, обеспечивавшего не власть узкого круга лиц, а народовластие. Именно народовластие имел в виду халиф Умар, когда, обратившись к народу, он спросил: «Что вы сделаете, если я ошибусь и не признаю ошибки?» Народ, как известно, в едином порыве угрожающе взметнул над головами сабли.
Традиционная форма государственности чеченской нации достигла такого высокого развития, что обеспечивала внутреннюю гармонию чеченского общества, изжив полностью необходимость в тюрьмах – к чему, кстати, пытаются (и безуспешно) придти многие ведущие страны современной цивилизации на основе так называемой «европейской демократии».
Совет Cтраны (Мехка-кхеташо) и Суд (Мехка-кхел)
По утверждению известного этнографа и историка И.Саидова, аналоги чеченского органа представительной власти Мехка-кхеташо существовали одно время и в Вавилоне, Древнем Египте, Индии.
Традиционная форма государственного строительства у чеченцев, как и у всех народов Кавказа, нашла свое воплощение в чеченских низамах (законах). «Низамы» впоследствии, в период арабского вторжения на Кавказ, получили название «адаты», хотя и не имеют отношения к арабскому доисламскому законодательству.
Многие нормы (если не все) «низамов» соответствуют нормам Шариата. Только чеченская традиционная государственность отрицает авторитарную и наследственную формы власти и признает общенародно избранные органы верховной власти.
«В особенностях религиозного, общественного и юридического быта горцев Кавказа таятся напластования религиозно-юридических систем иранской, византийской, армянской, грузинской – все они наложили свою печать на горский адат. А в особенности, прибывшие с Востока арабы….» – говорил в начале XX в. французский исследователь черкесского происхождения А.Цалыккаты о традиционной форме государственности кавказских народов к периоду 1-й русско-кавказской войны (А.Цалыккаты «Борьба за волю гор Кавказа», Париж, 1927 г.).
«Общественно-политическая дисциплинированность у чеченцев проявляется с замечательной силою. В этом отношении чеченцы существенно отличаются от других народностей Кавказа… В Чечне личности с сепаративными наклонностями – выродки из народа, подвергаются самому беспощадному остракизму, вообще же чеченцы – все и всегда остаются в подчинении у народной воли, выраженной решениями старших. В силе и крепости общественной дисциплины в чеченском народе лежит ключ к разъяснению очень многих явлений в его жизни и в особенности явлений политического и административного значения», – отмечает чиновник российской администрации на Кавказе и исследователь Н.Семенов (Н.Семенов, «Туземцы Северо-Восточного Кавказа». СПб,1895 г. С.97.).
Органом, реализующим демократические формы государственного управления на практике, в Чечне являлся Совет Страны – Мехка-кхеташо (парламент). Он же являлся и гарантом устранения политических и социально-правовых условий возникновения привилегированных слоев общества. Поэтому любые попытки подобного рода начинались со скрытого или открытого посягательства на Совет Страны – этот гарант равенства всех социальных слоев перед законом.
Система объединенных самоуправляемых тейпов, дифференцируемых по региональному признаку, кровно-родственному признаку, а то и по основному роду занятий, в Чечне формировала представительный орган власти – Совет Страны в составе 108 избранных на местах представителей. Глава Мехка-кхеташо – Туркх и глава исполнительного органа власти (правительства) – Мехка-Да избирались большинством голосов на Совете Страны. Также на Совете Страны избирался большинством голосов Совет Богословов и профессионалов (по профилям) – Жам-ат, в составе 30 человек. Вооруженными силами командовал Теман-Да (главнокомандующий), который назначался и освобождался тоже общим голосованием на Совете Страны. Туркх назначал в каждом регионе страны своего представителя (Биг), через которого доводил и реализовывал на местах решения Совета Страны, одновременно Биг выполнял и функции блюстителя правопорядка. Работал Биг через сельских старшин (юрта-да) и имамов мечетей (юрта-къеда). Каждое село в Совет Страны выдвигало по 2 человека – юртада и имама мечети. Туркх назначал себе помощника – Гиэ.
Параллельно с Советом Страны функционировала независимая судебная ветвь власти – Мехка-кхел.
Выдвигали в оба эти органа только лиц, не скомпрометировавших себя от седьмого колена предков поступками, порочащими честь и достоинство рода. Лица, употребляющие спиртное, известные несправедливым отношением к окружающим, нечестивые, склонные к совершению порочащих честь и достоинство поступков, не имели права быть выдвинутыми в эти органы власти. При этом для члена Мехка-кхеташо обязательным было знание одного из языков соседних государств.