СБОРНИК АДАТОВ ЖИТЕЛЕЙ НАГОРНОГО ОКРУГА
Из третьего неопубликованного тома Леонтович «Адаты кавказских горцев»
Вступление
Нагорный округ состоит из трех племен: Салатавского, Ауховского и Ичкеринского (Зандакского наибства) каждое из этих племен имеет свои собственные адаты (обычаи) по которым разбираются дела в Народном суде; адаты Салатавские резко отличаются от Ауховских и Ичкеринских; – адаты же последних двух племен более сходны между собою, хотя и имеют некоторую разницу, преимущественно в способах разбирательства.
Способы разбирательства составляют самую суть адатов, – никогда почти не бывает жалобы на большее или меньшее назначение взыскания, но всегда на неправильное разбирательство дела; почему считаю необходимым предварительно изложить основание производства дела вообще и потом уже описать таковые каждого преступления отдельно.
Вообще местное судопроизводство состоит из двух способов разбирательства: шариата (духовного суда) и адатного (суда по обычаям).
Владению шариата подлежат дела о религии и совести, касающиеся бракоразводных процессов, опеки над малолетними и умалишенными по наследству, а также дела по разделу имущества, торговли, долговые дела (если нет процентов), и вообще исковые и тяжебные дела, если суд затрудняется в решении последних, имея ясные фактические доказательства.
Некоторые из дел, подлежащих ведению шариата, если они имеют ясный вид, решаются и прямо судом, имея впрочем, ввиду шариатские постановления. Таким образом, достигается постепенное уменьшение значения шариата и перенесение дел из его ведения в порядок адатного производства. Дела такого рода суть по бракам, долговые – если есть проценты, исковые и тяжебные.
Эти дела, хотя бы и приняты судом к разбирательству адатным порядком, обращаются на шариат, если суд затрудняется произнести приговор.
Ведению адата подлежат дела:
1. Убийство;
2. Ранение с увечьем или без увечья;
3. Грабеж;
4. Воровство;
5. Поджог;
6. Прелюбодеяние;
7. Блуд;
8. Бесчестие;
9. Изнасилование женщины или девушки;
10. Увоз девушки;
11. Сватовство;
12. Побои;
13. Ложная присяга;
14. Долги;
15. Залезание чужой скотины;
16. Исковые и тяжебные.
Для открытия истины при разбирательстве по адату, по делам: исковым, тяжебным, долговым и за ложную присягу – употребляются свидетели. Во всяких других случаях употребляются или указчики, или свидетели, или назначается подозреваемому тусевы, число которых определяется адатом, для каждого рода преступлений – особо.
Тусевы – некоторого рода заочные свидетели – назначаются поименно самим истцом из родственников ответчика и частично из посторонних людей, если истец подозревает, что эти люди знают обстоятельства дела, а также образ жизни ответчика. Тусевы без всяких объяснений дела принимают присягу, по которой половина из них должна положительно обвинить или оправдать ответчика, а другая половина имеет право при присяге или обвинить, или ответить, что они не знают, сделал ли ответчик то, в чем его обвиняют. Никто не имеет права отказаться от свидетельства под присягою, если выбран в тусевы. Исключения делаются только для тех, кто предъявляет записки Кадиев, или докажут свидетелями, что они уже приняли присягу никогда не присягать ни за себя, ни за других. Такого рода люди навсегда избавляются от всякого свидетельства и не имеют права по своим делам давать присягу другим.
Свидетельство тусевов основано на значении или образе жизни обвиняемого – по этому назначаются в них в первую очередь ближайшие родственники ответчика: отец, братья, дяди и т.д. родные по мужской линии; во вторую же назначаются дальние родственники и частично посторонние люди, знающие обвиняемого.
Ответчик, при назначении ему тусевов, имеет право отвести их (указав уважительные причины), как то: вражду, неодобрительное поведение, близкое родство или дружбу с истцом, а также если может доказать, что тусев когда-то прежде ложно присягал. Голословных обвинений тусева суд не принимает. Если вышло, что тусев, обвинявший в суде ответчика, когда-либо присягал ложно, то дело считается не оконченным и истец должен назначить другого тусева. Перед принятием присяги, тусевы дают присягу ответчику, – если кто-то из тусевов объявит раньше о своем намерении обвинить ответчика, – он к присяге не допускается. Истец может назначить меньшее, чем положено число тусевов. Тусевы доставляются в суд непременно ответчиком.
Для отыскания виновного, если он неизвестный, истец употребляет указчика (айгака), который разыскивает виновного и раскрывает дело.
За доказательство айгаку платят деньги, в определенном для каждого рода розыска размере. Доказчики могут быть двух родов: явные и тайные. Первые – представляются в суде, и если его показание является определяющим (т.е. он – очевидец и при этом известен с хорошей стороны), то он обвиняет ответчика прямо. В противном случае ответчику назначаются тусевы, в число которых истец может поместить доказчика.
В исковых, тяжебных и прочих делах, где решение произносится на основании показаний свидетелей, – таковые назначаются прежде истцу; – если же он не может выставить свидетелей, то дается присяга ответчику. Если же он не пожелает принять присягу, то таковая дается истцу и тем дело заканчивается. Или обе спорящие стороны имеют свидетелей: тогда таковые принимаются судом и если свидетели хорошие люди и никогда ложно не присягали, то приводятся к присяге; при этом проигрывает та сторона, свидетели которой откажутся принять присягу, или которая выставит хотя бы на одного свидетеля меньше, чем противная. Если обе стороны выставят одинаковое число свидетелей и обе принесут присягу, предмет спора разделяется поровну между сторонами.
Оканчиваются вообще всякого рода дела еще и таким образом: если обе стороны пожелают, то не требуя свидетелей или тусевов дается присяга истцу, или, если он не захочет присягать, – ответчику.
На каждое из преступлений составлен отдельный адат.
1. Убийство
Убийство или смерть от нанесения раны при любых обстоятельствах (в драке, преднамеренно, нечаянно или даже при самозащите) влечет за собой канлы (кровное мщение).
Хотя кровное мщение и запрещено русской властью, но согласно обычая для прекращения вражды между родственниками убийцы и убитого делается примирение между ними по адату. В некоторых случаях (с разрешения начальника области) по адату же кончают дела и относительно самих убийц, которые, в таких случаях, обязаны давать материальное удовлетворение за кровь родственникам убитого. В случае невыплаты или непринятия этого материального удовлетворения, – виновный высылается в Россию административным порядком.
Малейшее нарушение обычаев, указанных в адате, при примирении вызывает новый взрыв вражды или невозможность примирения, так как это считается обидой, поэтому здесь излагаются обычаи относительно примирения.
По совершении убийства убийца и его ближайшие родственники непременно обязаны скрыться с места преступления, и никто не должен показаться на глаза родственников убитого, пока не последует примирения.
В это время почетные люди принимают участие в деле и стараются примирить родственников убитого и убийцы. Это примирение называется машад. Машад обязателен для родственников и после него ответчиком остается один убийца. На родственников после машада месть не распространяется. Договорившись о машаде с родственниками убитого, почетные люди приводят к ним родственников убийцы, которые при этом оказывают честь. Честь эта заключается в том, что родственники убийцы дают:
У салатавцев: от дома, в котором жил убийца – одного быка, от родного брата – один руб. серебром и дальше, смотря по степени родства, деньги в меньших размерах.
У ауховцев: отец убийцы платит 12 руб.; родной брат, если он считает это убийство неправильным – 12 руб. Двоюродный брат – 4 руб. и т.д., смотря по степени родства – до 10 руб. серебра.
У ичкеринцев: при машаде платы нет, а только из того дома, где жил убийца, приводится бык и один или два барана и тем дело между родственниками кончается.
Если бы машад был нарушен, то у всех из трех племен полученное возвращается, а у Ауховцев и Ичкеринцев сверх того, виновный предается народом проклятию.
Затем уже почтенные люди и родственники убийцы ходатайствуют за последнего и испрашивают ему позволения явиться с повинной.
По обычаю, родственники убитого не сразу соглашаются на прощение.
Когда соглашение достигнуто убийца в сопровождении почетных людей и родственников идет в дом убитого со следующей честью:
У Ауховцев: приносится кровная плата – оседланная лошадь и при ней винтовка, один бык и два барана; родным сестрам убитого дарится по шелковой рубахе, и матери – полный наряд. Кроме того убийца устраивает за свой счет обед в доме убитого и угощает всех водкой или бузою. При этом убийца, сняв шапку и с отросшими волосами, обходит всех родственников убитого, и кланяясь каждому в ноги, испрашивает для себя прощения, а потом принимает их у себя дома.
У Ичкеринцев: кровная плата производится постепенно. Честь оказывается по состоянию: приводится лошадь, бык, один или два барана, один обед в доме убитого, а другой – в доме убийцы.
У Салатавцев: примиряет все общество аула и приводят убийцу в дом убитого, потом убийца приглашает родственников убитого к себе, угощают их и с того времени они считаются кровными братьями.
Если в драке убиты двое, то кровь одного засчитывается за кровь другого.
Все что относится к тем случаям, когда убийца сам сознается, если нужно открыть виновного, то поступают следующим порядком:
У Салатавцев: обвиняется подозреваемый, если убитый полег смертью при постороннем либо при ком-либо из своих родственников, назвав убийцу, – тогда никакое отрицание не принимается; если убийство случилось в доме, или если на месте преступления осталась какая-либо вещь убийцы – обвиняется хозяин вещи. Также обвинение произносится при наличии доказчика или свидетеля. Если доказательств нет, то назначается 50 тусевов, которые должны оправдать или обвинить его. Если убийство совершено в драке, то родственники убитого избирают одного из участников, который считается канлы. Если 2 человека и(или) больше нанесли раны одному и тот умер, то почетные люди свидетельствуют эти раны и определяют из-за какой наступила смерть. Тогда канлы – есть нанесший эту рану, остальные есть канлы только 1 год, а затем примиряются.
У Ауховцев: если убийца не сознается, то ему назначаются 40 тусевов. Ни доказчиков, ни свидетелей адат не допускает. Если убийство случилось в драке, то подозреваемому в нанесении раны назначают 40 тусевов. Если раны нанесены 2-мя или более людьми, поступается так же как у Салатавцев. Только канлы, нанесшие не смертельные раны тотчас же примиряются с родственниками.
У Ичкерийцев: для оправдания убийца должен прийти в дом убитого, но при этом он может быть убит родственниками убитого. Другого адат не допускает. В настоящее время назначаются тусевы, но больше, чем у других народов. А именно – по 60 тусевов. Если убийство совершено в драке, адат Ичкеринский сходен с Ауховским.
Кровная плата за убийство человека следующая:
У Салатавцев: в древности платили 100 верблюдов, ныне же примирение, при соглашении, происходит всегда даром.
У Ауховцев: 100 руб.серебром.
У Ичкеринцев: 130 руб.серебром.
По окончании дела суд по возможности примиряет спорящих и добивается согласия истца на получение материального удовлетворения, в возможно уменьшенном размере.
2. Ранение
При ранении с увечьями или без них поступается так же, как и при убийстве, т.е. виновный с родственниками скрывается и почетные люди приступают к предложению машада, затем следует примирение и при этом оказывается честь раненому. Лечение и плата лекарю производится виновным, само же удовлетворение за рану определяется судом через год, также определяется степень виновности и последствий, что в свою очередь определяет размер платы: машада за раны и примирение. Это решается следующим образом.
У Ауховцев: родственники виновного приводятся старейшинами к раненому с: 1 бараном, 11/2 фунт меду, 2 фунта масла и холст для перевязки.
По выздоровлении раненого происходит примирение. Честь состоит из подарков: 5 руб.серебром, 1 баран и 1 л бузы или водки, затем виновный угощает раненого с его родственниками у себя. Тогда же платится лекарю в зависимости от уговора. По окончании примирения родственники виновного обязаны уступать дорогу и должны ходить без оружия. Через год определяется степень важности раны и соразмерно этому – плата. Она бывает от 80 до 1 руб.серебром.
У Ичкеринцев: машад не делается сразу, а старейшины определят границу, зашедший за которую платит штраф – 100 руб.серебром за драку (или 50 руб. – если рана небольшая). Когда станет ясно, что рана не смертельная, то делается примирение и родственников, и самого виновного одновременно. Если рана в голову, или в грудь, то делается честь: 2 быка, 2 барана и холст; если рана не важная – 1 бык, 1 баран и холст и в обоих случаях плата лекарю и угощение в гостях у виновного.
Через год назначается плата от 300 до 1 руб.
У Салатавцев: так же, как и у Ауховцев. Если рана до кости, то после выздоровления – 6 руб.раненому, если нет, то 3 – раненому и 3 – лекарю. Через год назначается плата от 500 до 3 руб.
3. Грабеж
Уличенный в грабеже должен удовлетворить обиженного:
У Ауховцев: возвращает добро и платит по стоимости и сверх того: 18 коров (раньше), а теперь 5 руб.серебром вместо коровы (т.е. 90 руб.). Если виновный не сознается, то дело раскрывается при помощи доказчика или свидетелей. Если их нет – то назначается 18 тусевов.
У Ичкеринцев: то же, что у Ауховцев, только вместо 18 коров дают: лошадь, 1 быка с украшенными капустой рогами, 2 барана и 1 штуку материи.
У Салатавцев: только возвращают ограбленное. Если виновный не сознается, то происходит так, как у Ауховцев, только количество тусевов – 12.

4. Воровство
25 октября 1862 года составлено народное постановление: во всех трех наибствах одинаково взыскание за воровство.
По этому приговору: за первое преступление взыскивается вдвое больше украденного.
Доказчику – штраф 15 руб., и месячный арест вору. За второй раз: возмещение вдвое, штраф 30 руб., и 2-хмесячный арест.
За третий раз: возмещение и штраф, как во второй, но вор ссылается на год в арестантскую роту в Россию.
Доказчику платится: за лошадь – 30 руб., за рогатую скотину – 20 руб., за барана – 10 руб. и за улей пчел – 10 руб.
Если вор не сознается, то употребляются следующие средства: явный доказчик (если есть) представляется в суд, дает показания, и, если он известен, как человек, никогда ложно не присягавший, то обвиняется подозреваемый.
Если доказчика нет или он тайный, назначаются тусевы, число которых определяется адатом для каждого рода украденного – особо.
Если украдено одним или несколькими людьми и несколько вещей, или штук скота, хотя бы и однородного, то на каждое наименование назначается отдельное число тусевов. Если воровство сделано из сакли или из двора, то число тусевов возрастает.
К воровству из сакли или двора присоединена мысль обесчестить. У ауховцев и ичкеринцев принимается во внимание, из какого места двора или сакли сделано воровство.
От переднего угла до стойла – важные кражи, а от столба до входной двери – как двор. У Салатавцев нет этого различия, все преступления считаются важными.
5. Поджоги
Ауховцы: за поджог сакли, мельницы, сена, если виновный не откроется, то платит весь аул; если откроется виновный, он подлежит высылке в Россию, если того пожелает аул. Если виновный не сознался в поджоге и есть доказчик (плата – 50 руб.), то поступается, как при воровстве.
У Ичкеринцев: выплачивается обиженному стоимость и ущерб (честь) – по 5 руб. на каждого тусева. Разбирательство то же, что и у Ауховцев. Только если поджог во дворе – 27 тусевов, а в поле – 18.
У Салатавцев: виновный делает удовлетворение вдвое, никакой чести затем не полагается. Остальное как у вышеупомянутых племен, только назначается 12 тусевов (во дворе), если в поле, то по 2 тусева на каждый скирд. Доказчику платят по условию, но не более 70 руб.
6. Прелюбодеяние
Все три племени сделали постановление, по которому виновный в прелюбодеянии с чужою женою подвергается тому же наказанию, что и убийцы, т.е. по русским законам, но вину его определяет народный суд. В случае, если виновна женщина, ее родственники должны сделать честь мужу. Если виновный не сознался, то принимаются следующие средства:
У Ауховцев: назначается 18 тусевов. Доказчик и свидетель не допускаются.
У Ичкеринцев: допускаются свидетели, но не ближайшие родственники. Если нет свидетелей, то 18 тусевов или по согласию с истцом, ответчик должен очистить себя присягою с 60 человеками.
У Салатавцев: назначается 12 тусевов без свидетелей и доказчика.
7. Блуд
За блуд между замужней женщиной и мужчиной полагается:
У Ауховцев: виновный должен жениться на женщине, с которой имел связь. Если от связи есть ребенок, а он жениться не пожелал, ребенок отдается ему на попечение. Если не сознается – назначается 18 тусевов, если женщина беременна и 12 – если нет. Виновный делает честь родственникам женщины и 20 руб. – старейшинам.
У Ичкеринцев: так же, как у ауховцев, но гебенчак отдает до брака и, если не хочет жениться, гебенчак остается в пользу женщины. Ребенок – виновному на попечение. Если виновный не сознается, то один родственник приводит 18 человек с просьбой обвинить ответчика. Сверх всего делается честь, но не деньгами, а лучшим быком.
У Салатавцев: обязательно нужно жениться без всяких подарков, а только делая честь при просьбе прощения. Если не хочет жениться: общество или принуждает его, или изгоняет из своей среды. При отсутствии свидетелей при разбирательстве назначается 12 тусевов.
8. Бесчестие
У трех племен считается бесчестием: обнять, поцеловать, снять платок, дотронуться до девушки или вдовы; если во время драки вбежит за спасающимся в чужой двор, отрезать хвост у чужой лошади, убить чужую собаку.
Ауховцы: просится прощение и при этом 20 руб. серебром, 2 барана, отрез ситцу. Если не признается: выбирают 12 тусевов, если нет свидетелей.
Ичкеринцы: Так же, как у Ауховцев, но отдаются: 3-хлетний бык, баран и холст или ситец (по куску). За бесчестие в сакле – все это следует вдвое. Число тусевов – 9.
Салатавцы: 10 руб.серебром – обиженному, если бесчестие совершено в сакле, то еще 3 руб. При разбирательстве – 12 тусевов, если нет свидетелей.
9. Изнасилование женщины
Изнасилование судится и наказывается одинаково у всех племен.
Если женщина замужняя, то так, как с прелюбодеянием (т.е. как с убийцею). Если же изнасилована девушка или вдова, то поступается, как при блуде. Если же девушка была засватана, то изнасиловавший делает честь жениху, а не родным девушки.
10. Увоз девушки или вдовы
Если кто увезет девушку или вдову без согласия родных, то обязан возвратить и сделать честь. Или, если девушка засватана, то честь делается жениху.
Ауховцы: делается честь родным потерпевшей или жениху: 20 руб.серебром, 1 баран, ситец и бузу. Если девушка согласна выйти замуж за увезшего и родные за – до свадьбы родным ее отдается гебенчак и сверх того отказывается вышеприведенная честь. Относительно вдов – то же, что и для девушек.
Ичкеринцы: если девушка переночевала хотя бы одну ночь у увезшего ее или у его родственников – то ее родным отдается калым и гебенчак, а девушка возвращается домой. Если она не желает выйти за него замуж, то имеет прав.
Салатавцы: виновный платит родным девушки 10 руб. серебром. Если девушка увезена с согласия, то выдается замуж. Если она была засватана за другого, то увезший должен скрываться от жениха, и тогда уже уплачивает ему 10 руб.серебром.
Увозов замужних женщин не наблюдалось, поэтому во всех 3-х наибствах даже нет такого адата.
11. Сватовство
Сватовство всегда проходит через старейшин, которые заключают условия калыма и чебенчака за невесту. Через них передаются подарки жениха и угощение ее родным.
Желание невесты определяют родственники.
Ауховцы: жених имеет право всегда отказаться от засватанной и возвратить себе подарки и калым. Если родственники девушки отказывают жениху, то калым и подарки возвращаются вдвое.
Ичкеринцы: все так же, как у Ауховцев.
Салатавцы: все, как и вышесказано.
12. Побои
Если перебита кость или нанесена рана, то во всех трех племенах поступают как при ранении оружием.
Если же побои ограничиваются только кровью, то потерпевшему делается честь: 1 руб.серебром, водка или буза / либо баран. Если никаких знаков не осталось, то никакой чести не делается, только противников примиряют посторонние люди.
13. Ложная присяга
В случае ложной присяги свидетель, указчик и тусевы могут быть устранены, их показания – уничтожены. Этот обычай одинаков для всех трех племен. Каждый ложный доказчик наказывается как вор и кроме того удовлетворяет истца так, как должен был удовлетворить обвиняемый.
14. Долги
Спорные дела о долгах подлежат владению шариата, но если есть расписка, то дело кончается судом. Шариат также не признает процентов, а считает законной саму сумму долга. Проценты разбираются адатным порядком, причем требуются письменные доказательства или свидетели.
15. Убийство чужой скотины
Ауховцы: наказывают за убийство и за нанесенный вред так же, как и за поджог.
Ичкеринцы: виновный возмещает стоимость вреда, а если не сознался, а раскрыт, – то вдвое.
Салатавцы: так же, как указано выше.
Во всех трех племенах: как и по воровству определяется число тусевов в зависимости от рода скотины.
16. Исковые и тяжебные дела
Дела подлежат разбирательству шариата, но прежде передачи кадию рассматриваются судом. При этом определяется: подходит ли дело к постановлению о 10-летней давности (так как для шариата давность не существует), или не было ли когда по этому делу маслагатного решения и вообще обсуждается: следует ли его принять к разбирательству. Если есть свидетели или документы, оно разбирается судьей; если нет – передается кадию для решения по шариату.
* * *
Все эти сведения составлены из примеров бывших уже в судах и из показаний депутатов суда. За непогрешность этого сборника положительно ручаться нельзя, т.к. сами туземцы не имеют адатов положительных, а все их адаты изменялись в продолжении долгих лет и оставались только изустными. И с течением времени многие изменения эти утеряны в памяти народа. Вообще народ и в настоящее время, видя необходимость применять их к настоящему положению жизни общества, изменяет какие-то из старых адатов, – и охотно делает это. В этом случае дело нашей власти: постепенно указывать народу на необходимые изменения и давать направление постановлениями. О всяком изменении или дополнении к этим сведениям, а равно о каждом новом постановлении относительно адатов, я буду иметь честь доносить каждый раз особо.
Объяснение местных названий
Будун или Мола – духовное лицо. Он читает Коран при собрании мусульман в мечети на молитву. Совершает призывы на молитву в известные часы дня и исполняет прочие требы, установленные религиею.
Бук – штраф, установленный в некоторых случаях и разделяемый между турчаками всех обществ.
Бязь – бумажная материя.
Гаджий – мусульманин, хоть раз в жизни ходивший в Мекку для поклонения гробу Магомета.
Джамаат – общество одной деревни.
Кадий – лицо, управляющее обществом.
Канлы – кровный враг, так называется убийца, в отношении родственников убитого и подвергающийся их преследованию. В некоторых обществах вместе с убийцею становятся канлиями родственники или соучастники убийцы.
Кара – называется убийство, совершенное при таких обстоятельствах, которые усиливают вину преступника.
Каравашка – холопка.
Карты – лица, избираемые обществом для разбора и решения вместе с кадием всех споров и жалоб.
Кары – мера длины, ¾ аршина.
Кул – холоп.
Кунак – два лица из разных деревень, ведущие между собой знакомство и останавливающиеся постоянно друг у друга в доме. Для каждого хозяина считается оскорблением, если приехавший из другой деревни кунак остановится не в его доме, а зайдет на ночлег к другому.
Мангуш – лицо, передающее приказания кадия и распоряжающееся приведением в исполнение приговоров кадия и картов.
Саба – мера емкости для зерна. Саба весит около пуда.
Сах – такая же мера. 4 1/2 сах составляют одну сабу.
Тургаки – лица, ведущие в деревнях порядок в отбывании общественных повинностей и делающие наряд на оные, а также исполняющие все полицейские обязанности.
Тусевы – так называются присягающие вместе со свидетелем или родственники его, когда родственники эти должны дать присягу не по степени родства, а по выбору противной спорящей стороны.
Хатун-Таллах – особой формы присяга, которую принимают только женатые мужчины. Если окажется, что присяга принята ложно, то присягавший должен развестись со своей женой.