ЗАКОН ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
«О ПАРЛАМЕНТЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»
Принят Народным Собранием
Парламента Чеченской Республики
20 апреля 2006 года
Одобрен Советом Республики
Парламента Чеченской Республики
6 мая 2006 года
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Парламент Чеченской Республики
1. Парламент Чеченской Республики является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Чеченской Республики.
2. Парламент Чеченской Республики состоит из двух палат – Совета Республики и Народного Собрания и избирается сроком на 4 года.
Статья 2. Правовые основы деятельности Парламента Чеченской Республики
1. Деятельность Парламента Чеченской Республики основывается на Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве, Конституции Чеченской Республики, законах Чеченской Республики и настоящем Законе.
2. Полномочия Парламента Чеченской Республики могут быть прекращены досрочно в случаях:
1) принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом решение о самороспуске принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов каждой из палат Парламента Чеченской Республики;
2) роспуска указанного органа Президентом Чеченской Республики по основаниям, предусмотренным федеральным законом и Конституцией Чеченской Республики;
3) вступления в силу решения Верховного Суда Чеченской Республики о неправомочности данного состава депутатов Парламента (палаты Парламента) Чеченской Республики, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий;
4) вступления в силу Указа Президента Российской Федерации о роспуске Парламента Чеченской Республики.
3. В случае досрочного прекращения полномочий Парламента (палаты Парламента) Чеченской Республики Президентом Чеченской Республики назначаются внеочередные выборы в Парламент (палату Парламента) Чеченской Республики. Указанные выборы назначаются и проводятся в сроки, установленные федеральным законом и законом Чеченской Республики «О выборах в Парламент Чеченской Республики».
Статья 3. Задачи и функции Парламента Чеченской Республики
Парламент Чеченской Республики на основании полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Конституцией Чеченской Республики, осуществляет:
1) законодательное регулирование по предметам ведения Чеченской Республики и предметам совместного ведения Российской Федерации и Чеченской Республики в пределах полномочий Чеченской Республики;
2) контрольные функции по предметам ведения Парламента Чеченской Республики;
3) взаимодействие с законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти Чеченской Республики и органами местного самоуправления Чеченской Республики;
4) привлечение населения, общественных объединений к управлению республикой.
Статья 4. Принципы определения компетенции Парламента Чеченской Республики
1. Деятельность Парламента Чеченской Республики осуществляется в соответствии с принципами:
— государственной и территориальной целостности Российской Федерации и Чеченской Республики;
— верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
— единство системы государственной власти;
— разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чеченской Республики;
— разграничения полномочий по предметам ведения Чеченской Республики между Парламентом и органами исполнительной власти Чеченской Республики;
— гласности и учета общественного мнения;
— соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина;
— подконтрольности избирателя и избирательным объединениям;
— свобода обсуждения и принятия решений;
— коллективного решения вопросов;
— политического многообразия;
— сочетания местных, республиканских и федеральных интересов;
— учета национальных, языковых и религиозных и иных общественнозначимых интересов.
Статья 5. Отношения Парламента Чеченской Республики с органами государственной власти Чеченской Республики
1. Парламент Чеченской Республики, осуществляя законодательную власть, действует в пределах своих полномочий самостоятельно, взаимодействуя с исполнительной и судебной ветвями власти, исходя из принципа разделения властей, их равнозначности и в интересах населения республики.
2. Парламент Чеченской Республики в соответствии с Конституцией Чеченской Республики принимает законы о Президенте Чеченской Республики, об органах исполнительной власти Чеченской Республики, иных органах государственной власти.
3. Полномочия и порядок взаимодействия палат Парламента Чеченской Республики с Президентом Чеченской Республики, Правительством Чеченской Республики и Конституционным Судом Чеченской Республики определяются Конституцией Чеченской Республики и настоящим Законом.
4. Парламент Чеченской Республики вправе обратиться к Президенту Чеченской Республики, в Правительство Чеченской Республики с предложением о внесении изменений, дополнений в нормативные правовые акты Президента Чеченской Республики и Правительства Чеченской Республики или об их отмене.
5. Споры между органами государственной власти Чеченской Республики по вопросам осуществления их полномочий, принятия нормативных правовых актов и иным вопросам решаются путем создания на паритетной основе согласительных комиссий. В случае отсутствия согласия рассмотрение спора передается в Конституционный Суд Чеченской Республики.
6. Президент Чеченской Республики назначает своих представителей в палатах Парламента Чеченской Республики, которые представляют Президента Чеченской Республики по вопросам его ведения, участвуют в заседаниях (открытых и закрытых) палат Парламента Чеченской Республики, его комитетов.
7. Президент Чеченской Республики и Правительство Чеченской Республики оказывают содействие Парламенту Чеченской Республики в формировании правовой системы республики.
8. На заседаниях органов исполнительной власти Чеченской Республики вправе присутствовать депутаты и (или) по поручению палат Парламента или их Председателей – работники аппаратов палат Парламента.
Статья 6. Отношения Парламента Чеченской Республики с органами местного самоуправления
1. Парламент Чеченской Республики в соответствии с федеральными законами, Конституцией Чеченской Республики и законом Чеченской Республики устанавливает порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Чеченской Республики и определяет порядок их деятельности.
2. Парламент Чеченской Республики обеспечивает гарантии развития и деятельности органов местного самоуправления на территории республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Конституцией Чеченской Республики, законами Чеченской Республики, настоящим Законом.
Статья 7. Право законодательной инициативы
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Чеченской Республики, Правительству Чеченской Республики, Совету Республики, депутатам Совета Республики и Народного Собрания Парламента Чеченской Республики, представительным органам местного самоуправления.
2. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Чеченской Республики, Верховному Суду Чеченской Республики, Арбитражному Суду Чеченской Республики, Прокурору Чеченской Республики и Избирательной комиссии Чеченской Республики по вопросам их ведения.
3. Законопроекты вносятся в Народное Собрание Парламента Чеченской Республики. Законопроекты, внесенные в Народное Собрание Президентом Чеченской Республики, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Чеченской Республики, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Чеченской Республики, рассматриваются Народным Собранием по представлению Президента Чеченской Республики либо при наличии заключения указанного лица. Данное заключение представляется в Народное Собрание в месячный срок со дня внесения законопроекта в Народное Собрание.
4. Парламент Чеченской Республики осуществляет право законодательной инициативы по внесению законопроектов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 8. Правовой статус палат Парламента Чеченской Республики
1. Палаты Парламента Чеченской Республики обладают правами юридического лица, имеют гербовую печать, самостоятельно решают вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
2. Расходы на обеспечение деятельности палат Парламента Чеченской Республики утверждаются Парламентом Чеченской Республики и предусматриваются отдельной строкой в бюджете Чеченской Республики.
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 9. Выборы Парламента Чеченской Республики
1. Парламент Чеченской Республики избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Чеченской Республики, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с Конституцией Чеченской Республики. Порядок проведения выборов депутатов Парламента Чеченской Республики устанавливается законом Чеченской Республики «О выборах в Парламент Чеченской Республики».
2. Совет Республики состоит из 21 депутата, представляющего административно-территориальные единицы республики (города республиканского значения и районы), избираемого по одномандатным избирательным округам на основе прямого избирательного права при тайном голосовании.
3. В Народное Собрание Парламента Чеченской Республики избираются 40 депутатов на основе прямого избирательного права при тайном голосовании. 20 депутатов Народного Собрания Парламента Чеченской Республики избираются по одномандатным территориальным округам (1 округ-1 депутат). 20 депутатов Народного Собрания Парламента Чеченской Республики избираются по единому избирательному округу, включающему всю территорию Чеченской Республики, пропорционально числу голосов, поданных за единые списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями.
4. Депутаты Парламента Чеченской Республики могут работать на профессиональной постоянной основе, на профессиональной основе в определенный период или без отрыва от основной деятельности в соответствии с законом Чеченской Республики (депутаты Парламента Чеченской Республики первого созыва работают на постоянной профессиональной основе).
Статья 10. Порядок деятельности палат Парламента Чеченской Республики
1. Парламент Чеченской Республики является правомочным, если в состав каждой из палат Парламента избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Если не менее двух третей от установленного числа депутатов избрано в состав только одной из палат Парламента, данная палата является правомочной в части, касающейся ее исключительной компетенции. Правомочность заседаний палат Парламента Чеченской Республики определяется настоящим Законом и регламентами палат.
2. Парламент Чеченской Республики созывается на первое заседание Избирательной комиссией Чеченской Республики не позднее пятнадцати дней после избрания. Президент Чеченской Республики вправе созвать на первое заседание палаты Парламента Чеченской Республики ранее срока, установленного для этого Конституцией Чеченской Республики.
3. Первое заседание каждой из палат Парламента Чеченской Республики открывает старейший по возрасту депутат и ведет его до избрания Председателя соответствующей палаты Парламента Чеченской Республики.
4. Днем избрания депутата Парламента Чеченской Республики считается день выборов депутата в избирательном округе.
5. Со дня начала работы вновь избранного Парламента Чеченской Республики (вновь избранной палаты Парламента) полномочия Парламента Чеченской Республики (соответствующей палаты Парламента) прежнего созыва прекращаются.
Статья 11. Созыв и порядок проведения заседаний палат Парламента Чеченской Республики
1. Основной формой работы палат Парламента Чеченской Республики являются заседания и сессии, на которых решаются вопросы, отнесенные к ведению палат Парламента Чеченской Республики Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Чеченской Республики и законами Чеченской Республики.
2. Палаты Парламента Чеченской Республики заседают, как правило, раздельно. Их заседания являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, Конституцией Чеченской Республики, законами Чеченской Республики, а также регламентами палат Парламента Чеченской Республики.
В случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики, палаты Парламента Чеченской Республики проводят совместные заседания палат Парламента Чеченской Республики в соответствии с регламентом совместного заседания палат Парламента Чеченской Республики (в ред. Закона ЧР от 14.03.2007 № 9-РЗ).
3. Очередные заседания палат Парламента Чеченской Республики проводятся не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания палат Парламента Чеченской Республики созываются по инициативе не менее одной трети от избранного числа депутатов палат Парламента Чеченской Республики, Президента Чеченской Республики.
4. Заседания палат Парламента Чеченской Республики правомочны, если в них принимает участие более половины от избранного числа депутатов каждой из палат Парламента, если иное не предусмотрено Конституцией Чеченской Республики.
5. Порядок созыва и проведения заседаний палат Парламента Чеченской Республики определяется регламентами палат Парламента Чеченской Республики.
Статья 12. Протоколы заседаний палат Парламента Чеченской Республики
Протоколы заседаний палат Парламента Чеченской Республики составляются на основе стенограммы заседания и подписываются председателями палат Парламента Чеченской Республики или их заместителями.
Статья 13. Порядок принятия предложений о внесении поправок в Конституцию Чеченской Республики, законов Чеченской Республики, постановлений и иных актов Парламента Чеченской Республики
1. Предложения о внесении поправок в Конституцию Чеченской Республики принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов каждой из палат Парламента Чеченской Республики.
2. Законы Чеченской Республики принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов каждой из палат Парламента Чеченской Республики, если иное не предусмотрено Конституцией Чеченской Республики.
3. Постановления палат Парламента Чеченской Республики принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов каждой из палат Парламента, если иное не предусмотрено Конституцией Чеченской Республики.
4. Проекты законов Чеченской Республики рассматриваются Народным Собранием не менее, чем в двух чтениях (за исключением проектов законов об утверждении (заключения или расторжения) договоров Чеченской Республики. Решение о принятии либо отклонении закона оформляется постановлением Народного Собрания.
5. Законы Чеченской Республики, принятые Народным Собранием, в пятидневный срок направляются на рассмотрение в Совет Республики.
Закон считается одобренным Советом Республики, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов этой палаты либо, если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Республики.
В случае отклонения закона Советом Республики, палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Народным Собранием.
6. В случае несогласия Народного Собрания с решением Совета Республики, закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов Народного Собрания.
7. Обязательному рассмотрению в Совете Республики подлежат принятые Народным Собранием законы Чеченской Республики по вопросам, предусмотренным пунктами «а», «д», «е», «ж», «з», «л» и «н» статьи 84 Конституции Чеченской Республики.
8. Принятый закон в течение пяти дней направляется Президенту Чеченской Республики для подписания и обнародования. Если Президент Чеченской Республики в течение четырнадцати дней с момента поступления данного закона отклонит его, то Парламент Чеченской Республики в установленном Конституцией Чеченской Республики порядке рассматривает данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов каждой из палат Парламента, он подлежит подписанию Президентом Чеченской Республики в течение четырнадцати дней и обнародованию.
9. Законы Чеченской Республики, а также постановления палат Парламента Чеченской Республики нормативного характера вступают в силу со дня их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты Чеченской Республики, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Порядок официального опубликования законов и иных нормативных правовых актов Чеченской Республики устанавливается законом Чеченской Республики.
10. Порядок принятия решений палатами Парламента Чеченской Республики об утверждении повестки заседания и по вопросам процедурного характера устанавливается регламентами палат Парламента Чеченской Республики.
Статья 14. Регламенты палат Парламента Чеченской Республики
Порядок внесения, подготовки и рассмотрения вопросов на заседании палат Парламента Чеченской Республики, голосования и организации работы палат Парламента Чеченской Республики и их органов, а также ответственность депутатов за неучастие в работе палат Парламента Чеченской Республики без уважительных причин определяются Законом Чеченской Республики «О статусе депутата Парламента Чеченской Республики» и регламентами палат Парламента Чеченской Республики.
Статья 15. Структура палат Парламента Чеченской Республики
Структура палат Парламента Чеченской Республики определяются палатами самостоятельно.
Статья 16. Председатели палат Парламента Чеченской Республики
1. Работу палат Парламента Чеченской Республики организуют председатели.
2. Председатели палат Парламента Чеченской Республики избираются на заседаниях палат из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий палаты Парламента Чеченской Республики. Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов от числа избранных депутатов.
3. Председатели палат Парламента Чеченской Республики подотчетны палатам Парламента Чеченской Республики и могут быть освобождены от занимаемой должности решением соответствующей палаты Парламента Чеченской Республики, принимаемым на заседании тайным голосованием двумя третями голосов от общего числа депутатов палат Парламента Чеченской Республики. Порядок внесения предложений об избрании, отзыве или освобождении председателей палат Парламента Чеченской Республики от должностных обязанностей определяется регламентами палат Парламента Чеченской Республики.
4. Добровольное сложение Председателем палаты Парламента Чеченской Республики своих полномочий удовлетворяется на основании его письменного заявления.
5. Председатели палат Парламента Чеченской Республики по согласованию палат Парламента:
1) представляют Чеченскую Республику в федеральных органах власти и за ее пределами;
2) координируют межпарламентскую деятельность палат Парламента Чеченской Республики;
3) ведут заседания палат Парламента Чеченской Республики;
6. Председатель палаты Парламента Чеченской Республики самостоятельно:
1) ведает внутренним распорядком работы палат Парламента Чеченской Республики;
4) руководит подготовкой и рассмотрением вопросов, подлежащих обсуждению палатой Парламента Чеченской Республики;
5) осуществляет взаимодействие с Президентом Чеченской Республики, Правительством Чеченской Республики, Констуционным Судом Чеченской Республики;
6) подписывает постановления палаты Парламента Чеченской Республики, протоколы заседаний палаты Парламента Чеченской Республики и ее Президиума;
7) подписывает повестку заседания Президиума палаты Парламента Чеченской Республики;
8) руководит кадровой политикой Аппарата палаты Парламента Чеченской Республики;
9) определяет обязанности заместителей Председателя палаты Парламента Чеченской Республики;
10) дает поручения комитетам (комиссиям) палаты Парламента Чеченской Республики во исполнение решений палаты Парламента Чеченской Республики;
11) назначает на должность и освобождает от должности руководителя Аппарата палаты Парламента и по представлению руководителя Аппарата палаты Парламента назначает на должность и освобождает от должности заместителей руководителя Аппарата палаты Парламента (в ред. Закона ЧР от 14.03.2007 № 9-РЗ);
12) контролирует расходование финансовых средств, выделяемых для палаты Парламента (в ред. Закона ЧР от 14.03.2007 № 9-РЗ);
13) решает иные вопросы в соответствии с законодательством Чеченской Республики или поручениями палаты Парламента Чеченской Республики.
7. По вопросам своей компетенции председатели палат Парламента Чеченской Республики издают распоряжения.
Статья 17. Заместители председателей палат Парламента Чеченской Республики
1. Заместители председателей палат Парламента Чеченской Республики выполняют функции в соответствии с распределением обязанностей между заместителями председателей палат Парламента Чеченской Республики, поручениями председателей палат Парламента Чеченской Республики, а в случае отсутствия председателей или невозможности выполнения ими своих обязанностей выполняют функции председателей палат Парламента Чеченской Республики по их поручению.
2. Заместители председателей палат Парламента Чеченской Республики избираются из числа депутатов открытым голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов на срок полномочий палат Парламента Чеченской Республики. Палаты Парламента Чеченской Республики могут избрать несколько заместителей председателей палат Парламента Чеченской Республики по основным направлениям деятельности палат Парламента Чеченской Республики.
3. Заместитель Председателя палаты Парламента Чеченской Республики может одновременно совмещать должность председателя комитета (комиссии) палаты Парламента Чеченской Республики.
4. Заместитель Председателя палаты Парламента Чеченской Республики может быть освобожден от занимаемой должности открытым голосованием на заседании большинством голосов от числа избранных депутатов палаты Парламента Чеченской Республики.
Статья 18. Президиумы палат Парламента Чеченской Республики
1. Президиумы палат Парламента Чеченской Республики являются совещательными органами и создаются для организационных решений по вопросам деятельности палат Парламента. В состав президиумов палат Парламента входят председатели палат Парламента, их заместители, председатели комитетов и, с правом совещательного голоса, руководители аппаратов палат Парламента Чеченской Республики.
2. Президиумы палат Парламента Чеченской Республики:
1) принимают решения о созыве очередных и внеочередных заседаний палат Парламента Чеченской Республики;
2) формируют проекты повесток заседаний палат Парламента Чеченской Республики;
3) направляют для рассмотрения в комитеты палат Парламента Чеченской Республики законопроекты, внесенные в палату Парламента Чеченской Республики субъектами права законодательной инициативы;
4) принимают решения о проведении парламентских слушаний;
5) награждают почетными грамотами палат Парламента Чеченской Республики;
6) вносят представление Президенту Чеченской Республики о награждении депутатов наградами Чеченской Республики;
7) принимают решения об аккредитации при палате Парламента Чеченской Республики журналистов, представляющих средства массовой информации;
8) решают иные вопросы организации работы палат Парламента Чеченской Республики.
3. Решения президиумов палат Парламента Чеченской Республики оформляются в протокольной форме.
Статья 19. Комитеты (комиссии) палат Парламента Чеченской Республики
1. Палаты Парламента Чеченской Республики для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки к рассмотрению вопросов, относящихся к их ведению, осуществления контрольных полномочий, проведения парламентских слушаний и расследований образуют комитеты (комиссии).
2. Количество комитетов (комиссий) устанавливается палатами Парламента Чеченской Республики с учетом основных направлений их деятельности. Число депутатов, входящих в комитет (комиссию) не может быть менее пяти членов.
3. Депутат палаты Парламента Чеченской Республики может быть членом не более двух комитетов (комиссии).
4. Порядок избрания из числа депутатов председателей, заместителей председателей и членов комитетов (комиссий), а также разграничение полномочий и организация работы комитетов (комиссий) определяются регламентами палат Парламента Чеченской Республики и утвержденными палатами Парламента положениями о комитетах (комиссиях) Парламента Чеченской Республики.
Статья 20. Аппарат Парламента Чеченской Республики
1. Для организационного, правового, информационного, материально – технического и финансового обеспечения деятельности палат Парламента Чеченской Республики, оказания помощи депутатам, комитетам (комиссиям), депутатским объединениям образуются аппараты палат Парламента Чеченской Республики.
2. Аппараты палат Парламента Чеченской Республики обладают правом юридического лица, функционируют на основе законодательства Российской Федерации, законодательства Чеченской Республики и положений об аппаратах палат Парламента Чеченской Республики (в ред. Закона ЧР от 14.03.2007 № 9-РЗ).
3. Структура и численность аппаратов палат Парламента Чеченской Республики утверждаются палатами Парламента Чеченской Республики.
4. Расходы на содержание аппаратов палат Парламента Чеченской Республики определяются палатами Парламента Чеченской Республики в пределах средств, установленных на обеспечение деятельности палат Парламента Чеченской Республики.
5. Работники аппаратов палат Парламента Чеченской Республики состоят на государственной гражданской службе Чеченской Республики, назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями аппаратов палат Парламента Чеченской Республики (в ред. Закона ЧР от 14.03.2007 № 9-РЗ).
6. Руководители аппаратов палат Парламента Чеченской Республики являются распорядителями бюджетных средств палат Парламента Чеченской Республики (в ред. Закона ЧР от 14.03.2007 № 9-РЗ).
ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ ПАРЛАМЕНТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 21. Полномочия палат Парламента Чеченской Республики в сфере государственного развития республики
1. Парламент Чеченской Республики:
1) вносит предложения о поправках к Конституции Чеченской Республики в Конституционное Собрание Чеченской Республики;
2) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Чеченской Республики и предметам совместного ведения Российской Федерации и Чеченской Республики в пределах полномочий Чеченской Республики, а также одобряет проект договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Чеченской Республикой;
3) образует для осуществления контроля за исполнением бюджета Чеченской Республики Счетную палату Чеченской Республики, состав и порядок деятельности которой определяются Законом Чеченской Республики «О Счетной Палате Чеченской Республики»;
4) избирает в соответствии с федеральным законом на срок своих полномочий представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Чеченской Республики;
5) по представлению Президента Российской Федерации рассматривает кандидатуру на должность Президента Чеченской Республики и принимает решение о ее отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями Президента Чеченской Республики;
6) учреждает награды и почетные звания Чеченской Республики;
7) выражает недоверие Президенту Чеченской Республики в случаях, предусмотренных Конституцией Чеченской Республики;
8) выражает недоверие Председателю Правительства Чеченской Республики и руководителям исполнительных органов государственной власти Чеченской Республики, в назначении на должность которых Парламент в соответствии с Конституцией Чеченской Республики принимал участие, которое влечет за собой немедленное освобождение их от занимаемой должности;
9) обеспечивает наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов Чеченской Республики, исполнением бюджета Чеченской Республики, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Чеченской Республики, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Чеченской Республики;
10) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральным законом об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Конституцией Чеченской Республики и законами Чеченской Республики.
2. Совет Республики:
1) по представлению Президента Чеченской Республики назначает судей, Председателя, заместителей Председателя Конституционного Суда Чеченской Республики и мировых судей в Чеченской Республике;
2) по представлению Президента Чеченской Республики назначает и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты Чеченской Республики, а также назначает и освобождает от должности половину состава ее аудиторов;
3) назначает и освобождает от должности четвертую часть членов Избирательной комиссии Чеченской Республики;
4) согласовывает кандидатуру на должность прокурора Чеченской Республики;
5) назначает референдум Чеченской Республики в случаях, предусмотренных законом республики;
6) назначает дату выборов в Парламент Чеченской Республики.
3. Народное Собрание:
1) дает согласие Президенту Чеченской Республики на назначение Председателя Правительства Чеченской Республики, его заместителей, а также министров, осуществляющих полномочия в сфере финансов, экономики, промышленности и сельского хозяйства;
2) по представлению Президента Чеченской Республики назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты Чеченской Республики, а также назначает на должность и освобождает от должности половину состава ее аудиторов;
3) назначает и освобождает от должности четвертую часть членов Избирательной комиссии Чеченской Республики;
4) назначает и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике;
5) на начальном этапе формирования республиканского бюджета на очередной финансовый год вносит предложения по объемам финансирования деятельности Счетной палаты Чеченской Республики, Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике и Конституционного Суда Чеченской Республики.
Статья 22. Полномочия Парламента Чеченской Республики в сфере обеспечения прав и законных интересов человека и гражданина
К ведению Парламента Чеченской Республики относятся:
1) защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина на территории республики;
2) утверждение заключения и расторжения договоров Чеченской Республики;
3) утверждение соглашения об изменении границы Чеченской Республики;
4) контрольные функции по соблюдению законодательства Российской Федерации и Чеченской Республики.
Статья 23. Полномочия Парламента Чеченской Республики в сфере социально — экономического развития республики
К ведению Парламента Чеченской Республики относятся:
1) утверждение бюджета Чеченской Республики и отчета о его исполнении, представленных Президентом Чеченской Республики;
2) принятие закона о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Чеченской Республике;
3) установление размеров налогов, сборов, отнесенных федеральным законом к ведению Чеченской Республики, а также порядка их взимания;
4) утверждение программ социально-экономического развития Чеченской Республики, представленных Президентом Чеченской Республики;
5) утверждение бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Чеченской Республики и отчета о его исполнении;
6) установление порядка управления и распоряжения собственностью Чеченской Республики, в том числе долями (паями, акциями) Чеченской Республики в уставных капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
4) установление порядка предоставления ссуд (кредитов) и финансовых гарантий за счет средств республиканского бюджета;
5) утверждение ставок платежей в республиканский бюджет для организаций, находящихся на территории республики; установление льгот и преимуществ, в том числе налоговых, по платежам в республиканский бюджет при наличии заключения Правительства Чеченской Республики;
6) установление порядка управления и распоряжения собственностью республики, а также объектами федеральной собственности, переданными в хозяйственное ведение и распоряжение республики;
7) определение правового статуса владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами Чеченской Республики;
8) установление порядка осуществления международных и внешнеэкономических связей республики, порядка выполнения республиканскими органами государственной власти международных договоров в соответствии с федеральным законодательством;
9) установление порядка приватизации объектов государственной собственности Чеченской Республики.
Статья 24. Полномочия Парламента Чеченской Республики в сфере социально — культурного развития республики
Парламент Чеченской Республики осуществляет правовое регулирование вопросов:
1) воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
2) здравоохранения, обеспечения санитарно — эпидемиологического благополучия населения, социального обеспечения, социальной защиты населения, охраны труда и занятости населения, защиты семьи, материнства, отцовства, молодежи и детства;
3) межнациональных и межконфессиональных отношений;
4) определения статуса особо охраняемых природных территорий, памятников истории и культуры;
5) учреждения средств массовой информации;
6) учреждения по представлению Президента Чеченской Республики постоянных представительств Чеченской Республики за ее пределами.
Статья 25. Полномочия Парламента Чеченской Республики в сфере административно — правового развития республики
1. Парламент Чеченской Республики осуществляет правовое регулирование:
1) вопросов законности, общественной безопасности, борьбы с преступностью, охраны правопорядка в части, не противоречащей федеральному законодательству;
2) вопросов административно — территориального устройства Чеченской Республики и изменения ее границ;
3) деятельности органов адвокатуры и нотариата, действующих на территории республики в части, не противоречащей федеральному законодательству;
4) деятельности Конституционного Суда Чеченской Республики и Конституционного Собрания Чеченской Республики;
5) установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов, изданных по предметам ведения Чеченской Республики, осуществления контрольных функций в пределах и формах, установленных Конституцией Чеченской Республики и законами Чеченской Республики.
2. Парламент Чеченской Республики заслушивает ежегодные послания Президента Чеченской Республики.
Статья 26. Полномочия Парламента Чеченской Республики в сфере организации своей деятельности
1. К ведению Парламента Чеченской Республики относятся:
1) избрание и освобождение от должности председателей палат Парламента Чеченской Республики и их заместителей;
2) избрание и прекращение деятельности комитетов (комиссий), их председателей, изменение состава комитетов (комиссий), заслушивание отчетов об их работе;
3) утверждение структур палат Парламента Чеченской Республики, их аппаратов и утверждение положений об аппаратах палат Парламента Чеченской Республики;
4) принятие регламентов палат Парламента Чеченской Республики;
5) решение вопросов досрочного прекращения депутатских полномочий;
6) осуществление контроля за соблюдением Конституции Чеченской Республики, законов Чеченской Республики, постановлений и иных актов палат Парламента Чеченской Республики;
7) назначение депутатских расследований по вопросам ведения палат Парламента Чеченской Республики;
8) осуществление иных полномочий, предусмотренных Конституцией Чеченской Республики и законами Чеченской Республики.
2. Парламент Чеченской Республики не вправе делегировать собственную компетенцию председателям палат Парламента и иным должностным лицам Парламента Чеченской Республики.
ГЛАВА 4. ДЕПУТАТ ПАРЛАМЕНТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 27. Требования, предъявляемые к депутату Парламента Чеченской Республики
1. Депутатом Парламента Чеченской Республики может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования двадцати одного года и имеющий право участвовать в выборах в соответствии с законом.
2. Депутат Парламента Чеченской Республики на период осуществления своих депутатских полномочий замещает государственную должность Чеченской Республики.
3. Депутат Парламента Чеченской Республики, осуществляющий свою деятельность на постоянной профессиональной основе, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом.
4. Депутат Парламента Чеченской Республики не вправе использовать свой статус в деятельности, не связанной с осуществлением своих депутатских полномочий.
5. Депутат Парламента Чеченской Республики имеет депутатское удостоверение и нагрудный депутатский знак.
Статья 28. Парламентский и депутатский запрос
1. Парламентский запрос:
1) парламентский запрос является особой формой обращения Парламента о предоставлении информации по наиболее важным вопросам социально-экономического развития Чеченской Республики. Парламентский запрос направляется органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и гражданам по вопросам, входящим в их компетенцию (без права вмешательства в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность);
2) парламентский запрос принимается постановлением Парламента по инициативе депутата или группы депутатов Парламента;
3) лицо, которому направлен парламентский запрос, обязано дать ответ на него в устной (на заседании Парламента Чеченской Республики) или в письменной форме не позднее, чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной установленный Парламентом Чеченской Республики срок.
2. Депутатский запрос:
1) депутатский запрос является особой формой обращения депутата (группы депутатов) Парламента о предоставлении информации по проблемам частного характера, имеющим социально-экономическое значение. Депутатский запрос направляется органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и гражданам по вопросам, входящим в их компетенцию (без права вмешательства в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность);
2) депутатский запрос может быть внесен подготовившим его депутатом (группой депутатов) на заседание Парламента с просьбой принять его в качестве парламентского запроса;
3) лицо, которому направлен депутатский запрос, обязано дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через пятнадцать дней со дня его получения или в иной согласованный с инициатором запроса срок;
4) депутат (группа депутатов), направивший запрос, имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов, с соблюдением требований о невмешательстве в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность.
Статья 29. Неприкосновенность депутата Парламента Чеченской Республики
Депутат Парламента Чеченской Республики в течение всего срока его полномочий обладает неприкосновенностью в соответствии с федеральным законом и Законом Чеченской Республики «О статусе депутата Парламента Чеченской Республики».
Статья 30. Полномочия депутата Парламента Чеченской Республики и гарантии депутатской деятельности
1. Полномочия депутата Парламента Чеченской Республики, порядок их осуществления, а также гарантии депутатской деятельности определяются настоящим Законом и Законом Чеченской Республики «О статусе депутата Парламента Чеченской Республики».
2. Депутат Парламента Чеченской Республики может досрочно прекратить свои полномочия. Порядок прекращения депутатских полномочий устанавливается Законом Чеченской Республики «О статусе депутата Парламента Чеченской Республики».
Статья 31. Взаимоотношения депутата Парламента Чеченской Республики с избирателями
Депутат Парламента Чеченской Республики поддерживает связь с избирателями своего избирательного округа, регулярно информирует избирателей о своей деятельности и работе Парламента Чеченской Республики. Работа депутатов с избирателями осуществляется в соответствии с Законом Чеченской Республики «О статусе депутата Парламента Чеченской Республики», настоящим Законом.
Статья 32. Депутатские объединения в Парламенте Чеченской Республики
В Парламенте Чеченской Республики могут создаваться постоянные или временные группы, фракции, иные депутатские объединения. Порядок образования, полномочия и процедура их регистрации определяются регламентами палат Парламента Чеченской Республики.
Статья 33. Обязательность явки должностных лиц на заседания Парламента Чеченской Республики
По приглашению палат Парламента Чеченской Республики, их президиумов и комитетов (комиссий), руководители министерств, ведомств Чеченской Республики, структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, должностные лица организаций, расположенных на территории Чеченской Республики, независимо от их форм собственности, обязаны явиться на заседания палат, комитетов (комиссий) при рассмотрении вопросов, связанных с деятельностью этих органов и организаций.
Статья 34. Обязательность законов Чеченской Республики и постановлений Парламента Чеченской Республики
1. Законы Чеченской Республики и постановления, принятые Парламентом Чеченской Республики в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Чеченской Республики органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.
2. Непредставление в Парламент Чеченской Республики запрашиваемой им информации, а также неявка на заседания палат и их комитетов (комиссий) влечет ответственность в соответствии с законодательством.
Статья 35. Ограничения в занятии иных должностей и получении доходов для руководителей и должностных лиц аппаратов палат Парламента Чеченской Республики
Ограничения в занятии иных должностей и получении доходов для руководителей и должностных лиц аппаратов палат Чеченской Республики устанавливаются законом Чеченской Республики о государственной гражданской службе.
Статья 36. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Чеченской Республики А. АЛХАНОВ
г. Грозный
19 мая 2006 года
№ 5-РЗ