Докладная записка заведующего группой писем А. Андреева и старшего референта Ф. Калистратова председателю Совета министров СССР Н. А. Булганину о расследовании фактов расстрела в 1943 г. работниками НКВД граждан чеченской и ингушской национальности
23 мая 1957 г.

Председателю Совета Министров товарищу Булганину Н. А.
На Ваше имя от гражданина Дохтукаева из Фрунзенской области поступило письмо, в котором он просил расследовать факты расстрела в 1943 году работниками НКВД граждан чечено-ингушской национальности.
Письмо это нами было послано для проверки в Главную военную прокуратуру, откуда сообщили, что факты, изложенные в письме Дохтукаева, полностью подтвердились.
Из этого сообщения следует, что в апреле 1943 г. под руководством бывшего заместителя наркома внутренних дел Чечено-Ингушской АССР Колесникова проводились операции по борьбе с бандитизмом на территории Чечено-Ингушской АССР.
При проведении этих операций работниками НКВД во главе с Колесниковым задерживались лица, подозреваемые в связях с бандитами, а затем незаконно, без суда и следствия, расстреливались. Всего в апреле–мае 1943 г. было расстреляно 25 человек ни в чем не повинных граждан.
Так, например, по указанию Колесникова в селе Бачи-Юрт было задержано 19 чел. местных граждан, подозревавшихся в связях с бандитами. Эти граждане Колесниковым были переданы для конвоирования их в Курчалоевский райотдел НКВД командиру кавалерийского взвода Волосову. Во время конвоирования из числа задержанных 17 человек, в т. ч. 15-летняя девушка, по приказанию Волосова были расстреляны и 1 человек тяжело ранен. Скрывая свое преступление, Волосов доложил Колесникову, что задержанные были убиты якобы при попытке к бегству, в то время как это не соответствовало действительности. Колесников же не принял мер к расследованию этого чрезвычайного происшествия и неосновательно дал заключение о правильности применения оружия.
В селе Бельты в апреле 1943 г. было задержано 4 человека, которые под конвоем во главе командира отделения милиции Дубасова были направлены в распоряжение Колесникова для выяснения их личности. В пути следования конвой, без всяких поводов, расстрелял граждан и их трупы доставил в райотдел НКВД.
Старший конвоя Дубасов ложно доложил Колесникову и Волосову, что задержанные были убиты при попытке к бегству. Колесников и в этом случае не принял мер к установлению обстоятельств расстрела 4 задержанных граждан, а ограничился необоснованным донесением наркому внутренних дел Чечено-Ингушской АССР о том, что задержанные были расстреляны при попытке к бегству.
В мае 1943 г. по указанию Колесникова командиром батальона войск НКВД майором Мейшвили незаконно были расстреляны жители хутора Кулой братья Батаевы Байсар и Баим, Питалов Джамалани и Чебиев Мавла, задержанные за связь с бандитами.
Бывшие работники НКВД Чечено-Ингушской АССР, виновные в незаконных расстрелах советских граждан, до сих пор остаются ненаказанными. Колесников является пенсионером МВД, нигде не работает, Волосов и Дубасов работают на предприятиях г. Грозного. В данное время все они проживают в г. Грозном. Местожительство Мейшвили неизвестно.
Главная военная прокуратура считает, что Колесников и Волосов являются виновниками указанных незаконных расстрелов советских граждан. Однако ввиду истечения срока десятилетней давности, в силу ст. 14 УК РСФСР , они не могут быть привлечены к ответственности. Поскольку Колесников, Волосов и Дубасов являются членами партии, Главная военная прокуратура поставила вопрос перед Чечено-Ингушским обкомом КПСС о дальнейшем пребывании их в партии.
Колесников, Волосов, Дубасов и Мейшвили, хотя в силу ст. 14 УК РСФСР и не могут быть привлечены к ответственности, но, учитывая, что они совершили тягчайшие преступления, по нашему мнению, следовало бы решить вопрос о привлечении их не только к партийной, но к судебной ответственности.
Вносим предложение:
Просить Генерального Прокурора СССР т. Руденко Р. А. расследовать случаи незаконных расстрелов советских граждан и решить вопрос о привлечении виновных к судебной ответственности.
Зав. группой писем А. Андреев
Ст. референт Ф. Калистратов
Резолюция: Т. Руденко. Н. Булганин. 23 мая 1957 г.
Помета: Срочно доложено т. Булганину

ГА РФ. Ф. P-8131. On. 32. Д. 5066. Л. 93-94. Подлинник.