Справка ответственного инструктора ЦК ВКП(б) Т. Кариба о взаимоотношениях национальных организаций с парторганизациями городов на Северном Кавказе
До 12 июня 1929 г.
Одна из особенностей национальных областей Северного Кавказа заключается в том, что все они, за исключением Кабардино-Балкарии, не имеют своего национального центра. Областные организации и учреждения их находятся в городах русских округов. Так, столица Чечни – в Грозном, Ингушетии и Осетии – во Владикавказе, Адыгеи-Черкессии – в Краснодаре (центр Кубанского округа), Карачая – в Баталпашинске (районный центр Терского округа).
Это обстоятельство имеет особое значение для национальных областей. За исключением Северной Осетии, национальные области почти не имеют на своей территории сколько-нибудь значительной промышленности и, стало быть, не имеют пока базы для создания пролетарских кадров. Эти города, особенно Грозный, могут служить в некоторой степени этой базой подготовки пролетарских кадров и общественно-политических работников для национальных областей.
Между тем взаимоотношения городских организаций с национальными организациями не совсем нормальные. В организациях Грозного и Владикавказа проявляются в некоторой степени великодержавные тенденции, выражающиеся в высокомерно-пренебрежительном отношении ряда ответственных работников к национальным организациям, в игнорировании ими интересов национальных областей. Во Владикавказе, например, городские организации не сдают государственным и кооперативным организациям национальных областей под разными предлогами торговых помещений. Были случаи отдельных стычек между городской милицией и милицией Ингушетии и т. п. Секретарь Владикавказского окружкома т. Скуратович (ныне снятый) на закрытом заседании бюро заявляет: «Нельзя дать машину националам, когда они просят. Машина делает политику. Дать палец националам, они руку откусят».
Из-за отчужденности трех комитетов (Ингушского, Северо-Осетинского, Владикавказского) в г. Владикавказе наблюдается вредная конкуренция торговых и хозяйственных учреждений: 3 аптекоуправления со своими аптеками, 3 биржи труда, 3 кооперативных центра, 3 торга.
Еще хуже отношения грозненской организации с чеченской. Высокомерие и великодержавничество здесь проявляются еще в большей степени. Было немало случаев безобразного отношения советских и административных органов Грозного к крестьянам-чеченцам, приезжающим в город (беззаконные аресты, избиения и т. п.). Часты столкновения по жилищному и квартирному вопросам. В газете Грозненского комитета печатаются из жизни Чечни исключительно заметки о случаях грабежей, воровства и убийства и ни в одной статье – о партийной, советской, культурной работе в Чечне.
Для Чечни особенно важное значение имеет вопрос вовлечения чеченцев в грозненскую промышленность. На этот счет существует договор о плановом приеме чеченцев, однако он не выполняется. Отношение отдельных групп русских рабочих, особенно казаков, к чеченцам-рабочим скверное. Наблюдаются случаи прямого издевательства над чеченцами, выражающееся в бросании в общий чайник свиного сала, окурков в их стаканы, колбасы в карманы и т. п. Между тем разъяснительная работа среди рабочих не проводится. Слаба также культурно-просветительная работа грозненских организаций среди чеченцев. Ликвидацию неграмотности на чеченском языке не оплачивают. «На чеченском языке не неграмотность ликвидируют, а деньги», – заявляет безнаказанно зав. районного отдела народного образования Старых Промыслов.
Все эти ненормальности в значительной степени объясняются отсутствием какого бы то ни было внимания к чеченским рабочим со стороны грозненских партийных, советских и профессиональных органов. В промкомах и в правлении Союза горняков – ни одного чеченца. В составе членов горсовета только один чеченец. Вовлечение в партию чеченцев-рабочих не поставлено.
Попытки же Чечобкома установить тесную связь с грозненской организацией еще не дали деловых и практических результатов.
Несмотря на такие ненормальности, со стороны крайкома к урегулированию взаимоотношений национальных организаций с городскими никаких мер не предпринималось .
Ответственный инструктор ЦК ВКП(б) Т. Кариб
ГА РФ. Ф. P-1235. On. 140. Д. 1149. Л. 58-59. Подлинник.