Докладная записка председателя Краевой комиссии Д. Нагаева в Президиум Северо-Кавказского крайисполкома о результатах обследования деятельности Чечоблисполкома
4 августа 1928 г.
Секретно
Исключительно для партийной части Президиума крайисполколкома
Докладная записка
Настоящая докладная записка, не претендуя на полноту доклада (доклад Комиссии по всем отраслям работы имеется особо) , имеет своей целью осветить лишь узловые, наиболее актуальные вопросы жизни Чечни как с общеполитической установки, так и отдельных наиболее важных отклонений от генеральной линии в советском строительстве.
1. Несколько общих замечаний о Чечобласти
Чеченская автономная область является самой крупной и наиболее отсталой из всех национальных областей края, где все еще сохранившиеся национально-бытовые особенности значительно затрудняют успешность советского строительства, отрицательно влияя на экономику и формы ведения сельского хозяйства области.
Благодаря сложному переплету «шейхово» (родо)-фамильных и классовых отношений в ауле, пользуясь которым кулачество и духовенство продолжает порабощать и эксплуатировать чеченскую бедноту .
Всему этому способствует (кроме родовых отношений) главным образом:
а) относительно большая сила и влияние местного духовенства (мулл, эфенди, шейхов и др.) на чеченское население, а стало быть, и чеченскую бедноту;
б) наличие в распоряжении местного духовенства такой мощной экономической базы, как шариатские сборы с населения, закиат , фитир и др., так и денежные поступления с существующих арабских школ, что в общей сложности, в переводе на язык денег, по самым осторожным подсчетам составляет не менее чем 470 тыс. руб. в год;
в) наличие в Чечне разнообразных дореволюционных форм землепользования, граничащих местами с частнособственническими земельными отношениями, бесправное положение в земельных обществах так называемых временно проживающих (чеченцы, живущие там по 40-50 лет, их по области насчитывается от 15 до 20 %), наряду с земельным благополучием и руководством земельными отношениями в ауле кулачества и духовенства. Все это и ряд других условий Чечни умело используются чеченским кулачеством и духовенством для затушевывания происходящих классовых процессов в ауле в своих личных реакционных целях. Конечно, все эти моменты, несомненно, значительно усложняют успешность мероприятий по высвобождению бедноты и середнячества из-под влияния кулачества, особенно духовенства. Но, несмотря на эти трудности, Чечня уже теперь имеет актив, к которому требования могут и должны быть повышены, особенно в областном центре.
1. Что дала прошедшая перевыборная кампания Советов в Чечне
Хотя прошедшая перевыборная кампания Советов в Чечобласги дала некоторые достижения, по сравнению с кампанией 1925-1926 гг., по части изоляции от выборов антисоветского элемента (всего лишено избирательных прав 2,8 %, против 0,6 % –1925-1926гг.), также несколько увеличился процент явки избирателей на выборы (42 % против 39,9 % – 1925-1926 гг.), но тем не менее приходится констатировать, что в сравнении с другими национальными] областями, большинство которых по своей социальной группировке населения мало чем отличаются от Чечни, эти достижения для последней являются далеко не достаточными, что и дало возможность антисоветским элементам (главным образом зажиточным и кулацким) значительно просачиваться в круг избирателей, активно принимая участие на выборах, влиять на ход и исход выборов и даже в значительной мере занимать командные высоты. Всему этому особенно способствовали широко практиковавшиеся перевыборы по принципу «тейпового» (родового) представительства.
В подкрепление сказанного достаточно будет привести итоги перевыборной кампании и некоторые наиболее выпуклые факты, добытые в результате обследования Чеченской области. Таковы, например, факты.
Лишенные избирательных прав в Чечне и других [национальных] областях края (по официальным данным национальных] областей)

Название областей Годы Избиратели Лишенцы % увеличения
Абсолютно % к жителям
Адыгее-Черкесская 1926 53385 784 1,4
1927 53 285 3593 6,3 +4,9
Ингушская 1926 31411 588 1,8
1927 30917 2244 6,9 +5
Кабардино-Балкарская 1926 83494 2160 2,5
1927 86022 3637 4,1 + 1,6
Северо-Осетинская 1926 63975 800 1,2
1927 62 245 3381 5,2 +4
Карачаевская 1926 27 384 235 0,9
1927 26940 1236 4,4 +3,5
Черкесская 1926 17 446 133 0,3
1927 17065 1546 8,3 +7,5
Чеченская 1926 176 986 1102 0,6
1927 146 700 4173 2,8 +2,2

Приведенные данные подтверждают, что в Чечобласти недостаточно полно и недостаточно твердо была применена новая избирательная инструкция ВЦИКа, результатом чего по области имело место недолишение избирательных прав чуждых нам антисоветских элементов, которыми так сильно засорен советский аппарат Чечни.
3. Политическое лицо сельсоветов и окрисполкомов Прежде чем привести данные о социально-имущественном составе членов сельсоветов и окружных исполкомов, необходимо несколько остановиться на специфичности статистики и учета Чечобласти. В силу ряда причин (неналаженность техники учета, большой процент сокрытия объектов обложения со стороны зажиточных кулаков, продажность работников налоговых органов и сельсоветов и т. д.) статистика и учет в Чечобласти в лучшем случае могут претендовать на очень условную достоверность, особенно если это касается фиксации данных об экономической мощности зажиточных и кулачества и производственных отношений (наем и сдача сельскохозяйственного инвентаря, аренда земли, наем рабочей силы и т. д.).
Насколько эти данные зачастую не соответствуют действительности, видно из данных объектов обложения по ЕСХН в этом году. Например, в горной части Чечни хозяйства, имеющие по 10-20 десятин сенокосной и пахотной земли, показывали не более 1 1/2-2 десятин. В Урус-Мартановском округе (самый крупный и экономически мощный округ Чечни) в текущем году ЕСНХ исчислен в сумме до 60 тыс. рублей против 19 тыс. рублей прошлогодних и учтено неземледельческих доходов свыше 600 тыс. рублей против 40 тыс. рублей прошлого года.
Поэтому Комиссия в исследовании классового расслоения чеченской деревни решила одновременно использовать новые, более достоверные и проверенные данные других органов (финансово-налоговых и главным образом осведомленных органов) в процессе работы на местах (по Итум-Калинскому и Шалинскому округам). По этим данным социально-имущественный состав сельсоветов и окрисполкомов таков.
Состав сельсоветов
Бедняков 42%
Середняков 25,5%
Зажиточных и кулаков 20%
Служащих 9%
Сельскохозяйственных рабочих 2%
Домработниц 1%
Состав президиумов сельсоветов
Бедняков 37%
Середняков 30,5%
Зажиточных и кулаков 20,5%
Служащих 8%
Сельскохозяйственных рабочих 3%
Домработниц 1%
Состав окружных исполкомов
Бедняков 21%
Середняков 58%
Зажиточных и кулаков 21%
Состав президиумов окрисполкомов
Бедняков 17%
Середняков 66%
Зажиточных и кулаков 17%
Такая большая засоренность советов и окрисполкомов [объясняется] главным образом тем, что выборы в советы в Чечне, как правило, проводились по принципу кубового-родового представительства. А в условиях Чечни самый почетный – это голова рода, то есть кулак или зажиточный, которые и попадали в органы власти. Этот вопрос в связи с предстоящими перевыборами сельсоветов требует к себе наибольшего внимания и должен быть разрешен до перевыборов.
4. Какие факторы задерживают распад родовых отношений в Чечне
Такими факторами являются: существующее землепользование (куб – обычно родовой, кубовой старик представляет интересы землепользователей своего рода, земля распределяется прежде между кубами, потом – внутри куба); родовая взаимопомощь (по случаю пожара, падежа скота, неурожая, в производственных нуждах и т. д.), хотя бы она носила характер кабалы (на деле так и бывает); система выдачи закиат и фитир (обычно распределяет сам хозяин, давая его своей бедноте и сиротам, мулла, к которому попадает закиат и фитир, долю бедноты и сирот отдает также своим); еще неокрепшая государственность Чечни, вследствие чего рядовой чеченец не всегда может найти защиты своих прав в органах власти и вынужден прибегать к защите рода и имеющих силу и власть родственников, и, наконец, использование своего служебного положения представителями власти (чеченцев) в интересах своей фамилии и рода, остающиеся безнаказанными…
5. Землепользование и землеустройство
Особо исключительного внимания заслуживают земельные вопросы в Чечне. Земельные отношения, существовавшие там в дореволюционные времена, не изменились до настоящего времени. По горной полосе до сего времени существует подворно-родовой порядок пользования землей, а по плоскостной части области – общинная форма, с наделом по душам и по «дымам». Социалистического землеустройства с уравнительным перераспределением земель в силу ряда причин по Чечне проведено не было. Частичные перераспределения бывших казенных и частновладельческих земель не изменили положения.
Достаточно регулирующего влияния на земельные отношения земельные органы ЧАО в силу ряда объективных причин также не имеют и теперь. В результате всего этого в области земельных отношений и землепользования в Чечне имеет место целый ряд явлений, сильно препятствующих нормальному развитию сельского хозяйства, абсолютно недопустимых с точки зрения политики партии и Советской власти в области трудового землепользования.
Благодаря неурегулированности земельных отношений внутри общества, земельные распорядки вершат так называемые кубовые старики, огромное большинство которых не переизбиралось с дореволюционного времени. Таким образом, кубовые старики совместно с кулацкой верхушкой аула целиком и полностью распоряжаются землей, принадлежащей обществу, и творят в нем «свою» земельную политику. Здесь особо обращают на себя внимание недопустимые явления в виде прав, особых преимуществ при получении земельного пая «привилегированными лицами». Те льготы и преимущества, которые существующими советскими законами установлены для бедняцких хозяйств при получении земли, в аулах Чечни имеют хозяйства зажиточных, кулаков, мулл, шейхов и близких им. Они получают лучшие и ближние земли, которые не входят в дальнейшие переделы… Кубовые же старики, как правило, кулаки, за свою «работу» получают еще дополнительные наделы. Вместе с тем, наряду с таким недопустимым отношением со стороны кубовых стариков и земельных органов к общественной земле, по плоскостной части области имеется большое количество (от 15 до 20 %) безземельных, так называемых временно проживающих, живущих в аулах по 40-50 лет, арендовавших ранее и арендующих до сих пор землю у кулаков и зажиточных, а случаи купли-продажи земли также считаются обычными явлениями в Чечне. Все это в значительной мере укрепляет экономическую позицию кулачества и закабаляет бедноту.
Процесс концентрации земли у кулаков на основе всех существующих махинаций, огораживания и экспроприации бедноты продолжается. Кулак прочно окопался в земельном обществе и фактически распоряжается землепользованием (через кубовых стариков, окружные земельные комиссии и частично через областное земельное управление). Насколько силен еще существующий в земельных обществах порядок и как слабы еще земельные органы и вообще советский аппарат на местах, видно еще из таких примеров: постановлением окрземкомиссии земельному обществу предлагается наделить безземельного (аул Дубай-Юрт); аулсовет сообщает окркомиссии, что выполнить ее постановление не представляется возможным, так как кубовые старики отказываются сообщить, где имеется свободная земля, и вообще они отказываются наделить безземельного. Другой случай: кубовый старик сдал общественную землю в аренду на 10 лет (аул Шали) с направлением арендной платы в свою пользу. По сообщению об этом одного бедняка, было начато дело, которое тянется уже 3 месяца, в течение которых окружная земельная комиссия 5 раз вызывала кубового старика, и, несмотря на то что он живет в этом же ауле, где находятся все окружные учреждения, в том числе и окружная комиссия, кубовый старик игнорирует все распоряжения: не является на суд.
Бывает и так, что целое общество под командой кубовых стариков открыто выступает против проводимых мероприятий по урегулированию землепользования. Характерными будут в этом отношении решения схода аула Шали (Шали – один из крупных, второй после Урус-Мартана, аулов Чечни – жителей обоего пола – 12 602 чел., и всего отстоит от областного центра в 30 верстах, там же находятся окружные органы ВКП(б): партийная и комсомольская ячейки, окружной исполком и другие окружные организации). Вот решения схода от 3 мая 1928 г. с участием 80 граждан.

Слушали:
1. Заслушав доклад землемера Старкова о наделе земли и выбор уполномоченных.
2. Заслушав доклад о наделе земли и уполномоченных кубовых стариков. Постановили:
1. Единогласно постановили возе держаться от предложения землемера.
2. Единогласно постановили надел земли поручить 10 кубовым старикам.

Картина ясна: кучка почетных стариков (представителей рода) от имени целого общества выносит «решения», диктуя «свою» волю. Здесь борьба уже идет открытая… и пока что победа «земельная» достается кулачеству… Таких примеров можно было бы привести много, но хватит и этих. Еще одна деталь: это решение схода не было отменено ни окружным исполкомом, ни окружной земельной комиссией.
Запутанность земельных отношений между аулами также обращает на себя серьезное внимание, ибо временами дело доходит до того, что между земельными обществами идет кровопролитие (Итум-Калинский округ. Несколько месяцев тому назад между двумя аулами из-за леса местного значения была «рубка», в результате один был убит и 12 ранено). Все отмеченные факты еще лишний раз подчеркивают всю важность и необходимость максимального ускорения сплошного землеустройства в Чечне, ибо основная масса бедняцкого и малоземельного и безземельного крестьянства Чечни не почувствовала еще земельной революции, не осуществила своих прав, так как земельной революции в Чечне не было.
Одновременно с этим необходимо особо подчеркнуть, что при существующих земельных отношениях проведение землеустройства без достаточной серьезной организационно-подготовительной работы, несомненно, будет сопряжено с большими трудностями. Если в обычных нормальных условиях (примерно русского округа края) проведение землеустройства требует полной организованности бедноты, полнейшего содействия всех партийносоветских, общественных организаций деревни, непосредственно принимающих участие в землеустройстве, то это основное условие успешности землеустройства по отношению к чеченской действительности приобретает исключительное значение и смысл.
Между тем, несмотря на то что землеустройство начато подготовкой уже второй год, в отношении подготовки населения, проведения массовой разъяснительной кампании среди бедняцко-середняцких масс ничего не сделано. Организованная же еще в прошлом году при областном исполкоме Областная Комиссия содействия землеустройству никакой работы не вела и даже… ни разу не собиралась. Комиссии содействия при окружных исполкомах также не организованы. В аулсоветах, избах-читальнях, комсомольских и партийных ячейках вопросы землеустройства никогда не обсуждались, окружные исполкомы также совершенно не уделяют внимания землеустройству, в округах вообще нет работников, занимающихся проработкой землеустройства, нет окружных землеустроителей.
6. Колхозное строительство
Всех коллективных хозяйств в ЧАО имеется 30, из коих товариществ по совместной обработке земли 28 и трудовых земледельческих артелей – 2. Кроме того, специальных товариществ имеется 32. Зарождение колхозов в Чечне относится к 1925 г. Указанные товарищества организовались в течение четырех лет и до сего времени переживают еще организационный период. Все товарищества создавались преимущественно в целях использования производственных кредитов как по общебанковской линии, так и кредитам «борьба с засухой», «бедняцким» и специальным фондам.
Ввиду общей отсталости и неорганизованности бедняцких масс организацией колхозов обычно занимались предприимчивые кулацкие и торгашеские элементы, основной целью которых было получение кредитов, тем более что кредиты выдавались без учета социальных групп. Кроме того, кредиты выдавались неравномерно по отношению к плоскостной, горной части области, которая почти совершенно не кредитовалась. Это, безусловно, явилось тормозом к образованию там колхозов.
Насколько не учитывались кредитующими организациями интересы отдельных колхозов, видно из того, что, например, в текущем году в сел. Старый-Юрт организовалось пять товариществ по совместной обработке земли, исключительно из бедняков и маломощных, но за отсутствием соответствующих кредитов все пять товариществ ликвидировались. Благоприятный момент организации пяти бедняцких коллективов был упущен.
В ряде коллективов обнаружены растраты, хищения (Шалинское товарищество по обработке земли), присвоение и неправильное распределение и расходование кредитов; так, например, Урус-Мартановское товарищество по совместной обработке земли, аккредитованное в сумме 24 850 руб., по имеющимся документам правильно оформленное, оказалось, однако, при обследовании даже не существующим, и полученные товариществом кредиты были розданы всем его членам совершенно без учета имущественного положения их. Полученные же членами товарищества кредиты израсходованы каждым на свою надобность. Подобные случаи имели место и в «работе» Алхан-Калин[ского], Алхан-Юртов[ского] и Итум-Кал[инского] товарищества (также по получении кредитов распределили их поровну между членами товарищества), а также были случаи, когда зажиточные хозяйства получали даже больше, чем хозяйства бедняцкие (Итум-Калинское товарищество). И так большинство колхозов, получив ссуду, распределяют ее. На этом «работа» колхоза как такового кончается: ни общих посевов, ни инвентаря, ни коллективной работы в большинстве колхозов нет.
Насколько слабо внимание областных организаций к колхозам, видно из следующего весьма характерного факта: в июле месяце сего года, когда в Чечню прибыли представители края по обследованию колхозного строительства (комиссия крайкома ВКП(б)), то в отделении Севказсельбанка им сообщили, что в Чечне имеется всего 2 колхоза, в Чеченском кред[ит]сельсоюзе – 3, в облзу – 37 и в недавно организованной колхозсекции – 20.
Вполне понятно, что в результате такого отношения областных организаций огромное большинство колхозов является «колхозами» на бумаге, нежизненными, [которые] постепенно самоликвидировались, в колхозы стали проникать чуждые элементы: кулаки, торгаши и даже муллы (в АлханКалинской животноводческой артели мулла введен в состав правления и фактически руководит работой). Ясно, что бедняцкие массы такая постановка работы колхозов не может удовлетворить, и уже имеются случаи выхода из состава колхозов на почве недовольства работой (неправильным распределением кредитов). В Итум-Калинском округе бедняцкие массы 3 раза составляли список членов товарищества (вновь организуемого), но кулацкая верхушка во главе с заведующим окрзу Зурабовым (бывший стражник, имеет кулачное хозяйство, находится под судом, комиссия была вынуждена поставить вопрос о немедленном его снятии перед фракцией облисполкома – уже снят) 3 раза тормозила дело организации бедняцкого товарищества, мотивируя тем, что для бедняков, ничего не имеющих, никакая ссуда не будет отпущена (товарищество было организовано самим Зурабовым, в него введены кулацкие элементы, в том числе и сам заведующий окрзу, и товарищество названо его именем). Имеются колхозы, состоящие исключительно из одного рода (Шалинская сельхозартель) или из двух представителей двух родов, борющихся за первенство (Старо-Юртовское товарищество).
Алхан-Юртовская земледельческая артель организована четырьмя братьями-торговцами и подрядчиком – Козаровым. Артель объединяет исключительно своих родственников. Представители других «тейпов» (родов) в 1927 г. были исключены из артели как бы за принятие участия в коллективной работе (6 чел.).
В результате всех этих причин к настоящему времени фактически работает из 62 колхозов только 19.
По социальному составу члены 19 колхозов представляют следующее:
бедняцкое 354 чел., или 43,8 %
середняцкое 312 чел., или 38,2%
кулаков и торговцев 153 чел., или 18,7 %
мулл и других религиозных авторитетов 27 чел., или 4,7 %.
Большинство колхозов до сих пор еще не вовлечено в сельскохозяйственную кооперацию. Из числа 19 колхозов землеустроен только 1. Затянувшийся разрешением вопрос о землеустройстве колхозов также имеет большое отрицательное значение для последних.
7. Роль духовенства в Чечне
Одним из наиболее серьезных и притом трудноразрешимых вопросов для Чечни является вопрос о духовенстве.
Нигде на территории СССР, исключая разве Бухару и Дагестан, духовенство не имеет такого морального и экономического влияния на население, как в Чечне. Свой моральный авторитет, как известно, мусульманское духовенство на Северном Кавказе, в частности в Чечне, завоевало у населения главным образом путем упорной борьбы за национальную независимость горцев. 60-летняя борьба горцев за свою независимость против царской России фактически прошла при непосредственном участии и руководстве горского духовенства.
Из его рядов вышли имам Шамиль, Кази-Магома и другие вожди борьбы за национальную свободу. В дни гражданской войны многие из духовных авторитетов, как то: Узум-Хаджи (умер), Шейх Гайсумов Сугант (жив) и другие организовывали отряды для борьбы с белогвардейцами и при этом сами принимали активное участие в военных действиях.
Если же при этом принять во внимание, что в условиях Чечни духовное лицо, наряду со своими прямыми обязанностями, выполняет еще и роль судьи (шариатские суды в Чечне были ликвидированы в 1925-1926 гг.) и народного учителя, правда, с антисоветским уклоном, ибо все они арабисты, наконец, и самое главное, выполняют роль фактического руководителя комитетов взаимопомощи – «гнет религии над человечеством есть лишь продукт и отражение экономического гнета внутри общества» (Ленин).
Всего этого вполне достаточно, чтобы понять, почему и до сих пор даже на областной конференции чеченской бедноты, происходившей в г. Грозном с 20 по 24 июня 1928 г., почти все делегаты-бедняки, ругая в своих выступлениях кулака, одновременно утверждали, что участие духовенства не является помехой в жизни нового строительства.
Чтобы судить, в какой экономической зависимости еще находится население Чечни, особенно его беднейшая часть, от духовенства, достаточно для этого указать на те средства, которыми располагает духовенство. Например, в его руках кроме фитир и других поборов находится закиат – обязательный сбор со всех мусульман в размере 1/40 всех годовых доходов, идущий, по предписанию Корана, на «неимущих» (в переводе на язык денег закиат в Чечне составляет не менее 300–400 тыс. рублей). Ясно, что, распределяя средства среди «неимущих», чеченское духовенство крепко держит их в своих руках, пользуясь среди них еще непоколебимым авторитетом. Религиозность масс в Чечне почти не падает, разве только среди незначительной части молодежи, и то крайне медленно, клерикалы, опирающиеся на закиат, мечеть, мюридизм и арабскую (духовную) школу, держатся стойко и местами от обороны переходят в наступление: постройка мечетей, ремонт старых, расширение сети арабских школ, натравливание масс на «безбожников» коммунистов и комсомольцев и т. д.
О значении религии как канала кулацко-клерикального влияния на массы можно судить по следующим данным: всего в Чечне насчитывается на 307 752 чел. населения общественных мечетей – 675, кубовых – 2 тыс. (данные неполные), разных сект, группирующихся вокруг шейхов и шейхствующих, – 38 (в каждом ауле по несколько сект, объединяющих десятки тысяч мюридов, стоимость которых чеченскому крестьянству обходится в несколько сот тысяч рублей). Кроме всего этого, против 105 советских школ с 6 тыс. учащихся (1928 г.) имелось 180 (теперь их стало несколько больше) арабских школ с 3 тыс. учащихся (данные неполные). Последний вопрос (рост арабских школ, влияние арабизма) является самым серьезным политическим вопросом, ибо через эти школы духовенство готовит в лице учащихся новый кадр арабистов, мулл и шейхов. Поэтому о росте арабских школ необходимо сказать особо.
8. Рост арабских школ и влияние арабизма
Учет арабских духовных школ повышенного и пониженного типа на 1 января 1927 г. имел цифры 138 с количеством учащихся 2068 чел., а на 1 января 1928 г. уже количество их увеличилось – 180 школ с общим числом учащихся – 3 тыс. чел. (сведения неполны).
Параллельно с увеличением школьной сети (советских школ в 1927 г. было 80 единиц, теперь – 1928 г. – 105 единиц) в разных пунктах области возникло до 30 новых арабских школ с числом учащихся 750 чел. При выявлении причин роста арабских школ установлено, что в значительной степени этому способствовало отсутствие со стороны облоно и местной власти должного внимания школьному строительству, благодаря чему школьное дело находится почти в первобытном состоянии: школы недооборудованы, в огромном большинстве не отапливались, ощущался большой недостаток в учебных и канцелярских принадлежностях. Контингент учительства, как националы, так и русские, засорен чуждым элементом и т. д. Также кроме указанных выше причин и активной борьбы духовенства с советской школой немаловажную роль играет и то, что на 9621 чел. учащихся во всех учебных заведениях ЧАО из 252 преподавателей 127 – русских, 11 – прочих и только 114 – чеченцев, из коих 75 % с арабским образованием, которые неминуемо переносят на учащихся свою особого типа идеологию, воспитывая массу под религиозным углом. Остальные же 25 % учителей-националов – с домашним образованием и окончивших краткосрочные курсы латграфики и педкурсы, что, конечно, недостаточно, ибо курсы эти как практических, так и теоретических знаний дают мало.
Бывшие арабисты-«учителя» не только не способствуют укреплению и популяризации совшкол среди горского населения, а, наоборот, даже сами принимают участие в работе арабских школ, всячески способствуя их укреплению. Зарегистрировано 17 случаев, когда арабист-учитель после совшколы преподавал в арабской школе. Кроме всего этого, каждый кубовой мулла или арабист обычно обучает знанию Корана 4-5 учеников.
Последнее время особенно усилилась агитация кулачества и духовенства за расширение сети арабских школ, причем духовенство ведет агитацию о том, что Соввласгь преследует арабские школы, религию, разбивает быт, адаты, а сама, мол, готовит в совшколах безбожников и т. п. Все это, конечно, имеет отрицательное влияние на массы. Так, например, в ауле Старый Юрт благодаря агитации кубовых мулл и арабистов образовалась новая арабская школа с пансионом (медрессе) на 60 чел. Таких примеров можно было бы привести много, но достаточно и приведенных, чтобы сделать выводы о необходимости серьезной и упорной борьбы в этом направлении. Конечно, осторожность, тактичность в этой работе нужна. Но осторожность, граничащая с бездеятельностью наших организаций, преступна. А факты и цифры о таком состоянии говорят. Например, несмотря на значительный рост арабских школ – влияние духовенства, чеченские партийные советские организации ни разу не задавались целью противодействовать этому. Еще более характерным будет в этом факте [информация] о состоянии и работе ККОВа в Чечне.
9. Состояние ККОВа в Чечне
Если ККОВы в Кабарде по экономическому ущемлению духовенства и оказанию материальной помощи бедноте стоят на первом месте, то в этом отношении последнее место занимает Чечня. Например, в Кабарде в 1924 г. путем передачи закиата ККОВам последние приобрели значительное количество тракторов (80), молотилок, расширили производственную помощь бедноте. В 1927 г. фонды по закиату еще больше расширялись, например сумма поступлений в ККОВы уже превысила 300 тыс. руб.
Нечего и говорить, что условия Чечни значительно отличны от условий той же Кабарды: там советская общественность находится еще в утробном положении, но объяснить полное отсутствие ККОВов во всех аулах Чечни одними трудностями, безусловно, неверно. И в данном случае действует отрицательно та же сила – неосознание партийной советской организацией Чечни всей важности работы с беднотой, борьбы с духовенством (речь идет о передаче закиата ККОВам), недооценка или полное непонимание задач ККОВов и, наконец, незнание путей, форм и методов помощи бедноте. Переходя к работе ККОВов, надо сказать, что ККОВы в Чечне фактически не существуют и числятся лишь на бумаге.
Специальная комиссия, обследовавшая состояние ККОВов в области, пришла к заключению, что «в целом ряде аулов, где, по сведениям областного ККОВа, имелись ККОВы, таковых при обследовании не оказалось, в прошлые посевные кампании трактора ККОВов использовались зажиточной частью населения», а в аулах Асхан-Юрт, Старо-Сунженское и др. ККОВы ходатайствуют перед областным ККОВом об их ликвидации и возвращении им уплаченных ими членских взносов. Чеченцы, числящиеся в ККОВах, говорили, что, «наверное, нас вербовали, чтобы Комитеты сами жалованье получали…» .
10. Состояние и работа советского аппарата Чечни
Развертывание организационно-массовой работы а[ул]советов, окружных исполкомов и самого облисполкома идет чрезвычайно слабым темпом, и почти незаметны результаты этой работы на местах. Оживление деятельности Советов и развертывание советской демократии в ауле в условиях Чечни целиком и полностью продолжает все еще упираться во взаимоотношения а[ул]советов со сходами (общие собрания граждан). Сходы, подменяя собой Советы, продолжают занимать абсолютно доминирующее положение в экономической, политической и общегосударственной жизни аула. А[ул]советы совершенно не занимаются разрешением хозяйственно-культурных вопросов аула, а лишь играют роль технического исполнительного аппарата – сходов.
Отсюда полная безавторитетность а[ул]советов для широких масс горцев, ибо сходы – это все и даже органы власти на местах.
11. Роль сходов
Сходы «созываются» еженедельно по пятницам (день праздника и молитвы) во дворе мечетей, где после совершения намаза (молитвы) собравшимися кубовыми и другими почетными стариками вносятся на усмотрение схода имеющиеся вопросы. На таких сходах обыкновенно присутствует лишь религиозно-набожная часть населения, состоящая из нескольких десятков человек, среди которых бывают и активно принимают в работе схода участие также лишенные избирательных] прав. Руководство сходами принадлежит кубовым старикам и духовенству (закулисные вдохновители), присутствующие председатели и секретари а[ул]советов в огромном большинстве играют лишь роль технического исполнительного аппарата схода.
Решения схода, как правило, а[ул]советами не просматриваются и считаются «безапелляционными» и «законченными» решениями «джамагата» (народа). Вот и эта кучка аульской верхушки «решает» от имени «народа» важнейшие вопросы как экономические, так и политически-общественные.
Вот некоторые решения сходов, взятые на выдержки: сход аула Зумсой Итум-Калинского округа в количестве 49 граждан, заслушав отношение Чеченского областного исполкома о необходимости участия граждан аула Зумсой в постройке школы для данного аула, постановил: «Отказаться от участия…» Характерным является, что на сей раз председателем схода был «избран» сам председатель] а[ул]совета Гачиев. Через несколько дней после этого решения в ауле приступили к сбору денег для постройки мечети, сбор дал 2100 рублей.
Сход аула Ведучи (Итум-Кал[инский] окр[уг]) 10 марта 1928 г. в количестве 58 чел., заслушав отношение Чеченского областного исполкома о необходимости организации при а[ул]советах секции (вопрос был внесен председателем] а[ул]совета), решил: «Предложить а[ул]совету организовать следующие секции: 1) сельскохозяйственную; 2) здравоохранения и 3) военную», причем в каждую из секций персонально из числа членов а[ул]совета и граждан не членов совета были намечены по 2 человека.
Сход аула Шали (Шал[инского] округа) 25 мая 1928 г., заслушав доклад о необходимости участия граждан Шали в работах по ремонту Шалинского канала, постановил: «Отказаться от участия в этой работе».
В этом же ауле сходом 26 октября 1927 г. по докладу о работе ЕПО было решено: «Для проверки дел ЕПО назначить комиссию в следующем] составе: Алиева Исраила, Бибусатова Очерхаджи, Мусаева Кана, Амаева Вахида, Давлетукаева Ваци, Амуртурзаева Кана, Матаева Анена» (представители родов, зажиточные и кулаки).
Сходы много внимания уделяют выдаче разных приговоров о политической благонадежности арестованным или высланным из пределов края гражданам. Также приговоры выносятся от имени всего общества иногда и на а[ул]совете. Для иллюстрации характера этих приговоров достаточным будет привести следующее решение общего собрания граждан.
Протокол № 15
Общего собрания граждан сел. Шали Шалинского округа ЧАО, состоявшегося 2 сентября с. г. под председательством Салтыморова Деши и секретаря Госбанукаева Темухаджи в числе 800 человек.
Слушали: устное заявление Салтыморова Деши о выдаче отзыва односельчанину нашему Гопсумову Сунганну, находящемуся арестованным в ГПУ.
Постановили: не входя в компетенцию суд[ебных] органов, подтвердить, что гражданин Гопсумов Сунгант , имеющий от роду 107 лет, являлся почетным стариком в настоящем] селе, никогда ни в чем порочном как уголовном, так и политическом замечен не был, агитацией против Советской власти не занимался, а, наоборот, был сторонником Советской власти и даже, несмотря на преклонные лета, участвовал в боях против белых, и в будущем общество ручается за его политическую благонадежность.
Председатель Салтыморов
Секретарь (подпись)
Гопсумов Сунганн (ныне на свободе) является крупнейшим шейхом арабистов и среди торгашеско-кулацкой части населения Чечни пользуется большим авторитетом. Таких решений сходов можно было бы привести очень много, но достаточно и приведенных, чтобы убедиться в том, что в лице этих «сходов», руководимых кулачеством и духовенством, начинают выкристаллизовываться очертания настоящей организации, противостоящей нашей партии и нашим мероприятиям.
12. Работа а[ул]советов
Сходы подменяют Советы. А[ул]совета как коллективно работающего органа власти, как организатора и руководителя экономической общественно-культурной жизни аула в Чечне нет . В горной части в большинстве нет даже видимости Советов: из 13 а[ул]советов в Итум-Калинском округе неработающих Советов оказалось семь. Например, в аулах Зумсой и Колодой комиссии пришлось созывать первые организационные заседания этих а[ул]советов. В плоскостной части Чечни там, где есть видимость Советов, там Советы состоят из председателей и секретарей, которые являются также техническими исполнителями «воли» сходов. Нет коллективной работы Советов, нет секции, нет ревизионных комиссий при Советах (даже многие из председателей а[ул]советов не знают, что такое ревизионная комиссия), нет советской общественности, а лишь есть сходы и только.
В результате Совет подменяется сходами, секретарями и председателями, извращается классовая линия в работе, процветает взяточничество, а кулак получает возможность достигнуть через Советы все, что пожелает («даже справку о том, что снег не белый, а черный», – говорят в Чечне), от скрытия своих доходов от фикса до посылки своих детей в рабфаки и вузы под видом стопроцентных бедняков. Вот почему в Чечне должна стоять задача не оживления деятельности Советов, а создания Советов и более широкое использование революционной законности как средства предупреждения и советского воспитания аппарата и масс.
13. Революционная законность
Революционная законность внедряется в условиях Чечни чрезвычайно слабо, в настоящее время она (революционная законность) еще далеко не заняла подобающее ей место, что, в частности, может быть подтверждено ростом преступности по области: например, в первом полугодии 1926 г. было совершено разных преступлений 1427, в том числе: 774 – имущественных и 304 – должностных, во втором – 2407, в том числе: 1472 – имущественных и 267 – должностных, а в 1927 г. – 4384 преступления.
14. Работа окружных исполкомов
Окружные исполнительные комитеты (ОИК) как руководящие органы, призванные осуществлять руководство всеми низовыми советскими звеньями и разрешать основные вопросы культурно-хозяйственного строительства аулов, вовлекая в эту работу строительства широкие массы трудящихся, еще до сих пор не выявили путь работы по укреплению и улучшению деятельности а[ул]советов. Организационно-массовая работа окружных исполкомов продолжает оставаться на низшей ступени своего развития. В основном ОИК представляют собой замкнутую административно-аппаратную организацию, оторванную от широких масс аулов и самих аульских советов.
Окружными исполкомами не заслушивались доклады а[ул]советов об их деятельности с момента переизбрания их (более 1 1/2 года), не давалось руководящих указаний им в дальнейшей их работе. Специальных поездов для инструктирования работников а[ул]советов со стороны руководителей окружных исполкомов также не было. Все это создало благоприятные условия для ослабления работы Советов, усиления недочетов и злоупотреблений со стороны работников Советов и даже окружных отделов окружных исполкомов, что конкретно выражается в следующем:
а) искажение классовой линии в работе советского аппарата, усугубляемое влиянием родства, кулачества и духовенства;
б) широкие размеры должностных преступлений и взяток;
в) в некоторых случаях прямое пособничество антисоветским элементам в укрытии объектов обложения и противодействие по целому ряду мероприятий, проводимых вышестоящими органами власти. В подтверждение этих моментов можно привести следующие факты.
Налоговый вопрос
В 1927-1928 гг. по области укрыто рогатого и крупного скота более 30 %. Укрывательство объектов обложения падало главным образом на середняцко-зажиточно-кулацкую часть населения: беднота в подавляющем большинстве налог сдавала своевременно и полностью. Почти все укрыватели (по данным налоговых и осв[едомительных] органов) были известны аульским советам, однако никаких мер по отношению к ним не принималось.
По отдельным населенным пунктам укрывательство кулаками и зажиточными своих объектов обложения выразилось в значительных размерах. Так, например, по аулам Хорахой, Ихрой и Хо Чеберлоевского округа (горная часть) 13 кулаками было скрыто 1240 голов мелкого и рогатого скота. В аулах Нешхой и Пашхой Галанчожского округа, группой барантоводов скрыто было свыше 3 тыс. голов мелкого и рогатого скота и 800 крупного. Кулак аула Старый Юрт Акмурзаев укрыл от обложения 3 тыс. баранты. Все эти случаи были хорошо известны работникам а[ул]советов, но мер никаких не принималось. Одновременно с этим неоднократно отмечались факты злоупотреблений и взяточничества как со стороны председателей и секретарей а[ул]советов, так и работников окружного] финансового отдела. Например, зав. окружного] финансового отдела Галанчожского округа Тисев скрыл 213 голов скота у одного зажиточного. Другой зав. окружным финансовым отделом, Макалов, за одного барана снизил кулаку Мабаеву (аул Халандой) налога на 60 рублей, кулаку Умарову со 100 снял 80, с кулака Голбомтыева снял со 141 руб. 101 [руб.] и т. д.
При сложении налога с бедноты в ее категорию вносились также зажиточные и кулаки. Бедноту обходили в большинстве, например в НовоЧеченском округе зав. окружным финансовым отделом Коротаев освободил от налога значительную часть своих родственников (все зажиточные). Получалась картина: зажиточные освобождались, бедняки же, не имеющие даже тягловой силы, облагались налогом (аулы Ачхой-Мартан, Закан-Юрт, Таштемировское и др.).
Председатель сельсовета Старо-Сунженское Хасуев (зажиточный) освобождал от налога мулл, почетных стариков и своих родственников, причем недобранную сумму погасил путем взыскания дополнительного обложения с бедноты.
Таких примеров можно было бы привести также много, но для ясности картины достаточно и этих. Особо надо отметить случаи «замазываниям со стороны отдельных областных работников имеющихся злоупотреблений в работе советского аппарата, при этом как характерный факт можно привести следующее решение фракции Чеченского облисполкома от 8 мая 1928 г. 10-й п[ункт].
Слушали: о неклассовом подходе зав. Ново-Чеченским окружным финансовым отделом Саралиева при обложении налогами.
Постановили: считать доказанным искривление Саралиевым налоговой политики директивных органов, выразившееся в перенесении налоговых льгот на крепкие середняцкие и кулацкие хозяйства в обход интересов маломощных налогоплательщиков, считать необходимым объявить ему выговор с занесением в трудовой список и с работы снять.
Подобное отношение партийно-советских организаций Чечни к столь серьезному делу, как дело Саралиева, конечно, не сможет способствовать к оздоровлению советского аппарата и изжитию злоупотреблений и взяточничества в советского аппарате. Между тем хорошо организованный показательный процесс над Саралиевым во многом способствовал бы, несомненно, перелому в этом отношении. Все это вместе взятое окончательно дискредитирует в глазах масс советский аппарат, вселяя в среду бедноты недоверие к принятым в отношении их мероприятиям, и вызывает недовольство их к подобным явлениям.
15. Руководство областных организаций низовым аппаратом
Причиной очерченных выше недочетов следует считать не столько объективные условия Чечни, сколько чрезвычайно слабое, а местами и полное отсутствие руководства организационно-массовой работой как со стороны партийных, так и советских организаций.
Областной исполнительный комитет до сих пор все еще не уделяет должного внимания этой работе. Лозунг «Оживление советов» все еще недостаточно усвоен президиумом областного исполнительного комитета – это можно видеть хотя бы из того, что орготдел, когда он существовал (сейчас его нет), никакого удельного веса в работе президиума не имел, что, в свою очередь, не могло самым отрицательным образом не отразиться на работе аулсоветов и окружных исполкомов.
Циркуляры, инструкции и т. д., посылаемые на места, облисполкомом составляются без всякого учета местных особенностей, а иногда просто переписываются с получаемых, в результате места их не понимают, и они лежат у них без движения как ненужный бумажный хлам.
Что же касается изучения облисполкомом работы окружных исполнительных комитетов и аулсоветов и дачи ими практических указаний, то ни того, ни другого им сделано не было.
Весьма слабо обстояло дело с оживлением деятельности а[ул]советов: не созывались совещания по вопросам советского строительства ни в области, ни в округах, на президиуме и пленумах облисполкома совершенно не заслушивались доклады окружных исполнительных комитетов и аулсоветов; существовавшая форма связи и вообще метод работы орготдела ни в какой степени не определял своего существования.
В заключение несколько слов о партийных и комсомольских организациях: там, где они существуют, влияния с их стороны на ход организационномассовой работы советов и исполкомов нет: не заслушиваются доклады окружных исполнительных комитетов и аулсоветов, не дается им указаний для дальнейшей работы и т. д.
В общем надо сказать, что партийные и комсомольские организации Чечни живут обособленно, почти не вмешиваясь в работу окружных исполнительных комитетов и аулсоветов.
16. О взаимоотношениях между чеченскими организациями и органами ОГПУ
В заключение необходимо кратко остановиться на тех ненормальностях, которые наблюдаются как в округах, так и в областном центре между чеченскими партийными и советскими организациями и органами ОГПУ.
В этом отношении комиссией был выявлен ряд ненормальностей и наиболее характерные из них следующие.
В Шалинском и Тукмалинском округах, обследованных комиссией, представители ОГПУ не только не введены в президиум, но даже и в состав окружного исполкома, и при этом не всегда приглашаются на их заседания.
Например, 6 июля 1928 г., когда комиссии пришлось собрать президиум Шал инского окружного исполкома, то в числе присутствовавших не оказалось окружного представителя ОГПУ, и это в то время [когда] и секретарь оргбюро ВКП(б) т. Мамаев, и председатель окружного исполнительного комитета Езиев были предупреждены комиссией о необходимости его присутствия. Характерно при этом, что на вопрос комиссии: «Где же т. Савенко?» был получен ответ: «Т. Савенко нет дома». Когда же по просьбе комиссии вновь послали за т. Савенко, но уже делопроизводителя из русских, и когда пришел т. Савенко, то выяснилось, что никакого приглашения на означенное заседание он не получал, заявив при этом, что его вообще не всегда приглашали на заседания.
Этот факт говорит сам за себя и едва ли нуждается в каких-либо комментариях.
Такое ненормальное взаимоотношение имеется в таком же округе, где председателем окружного исполнительного комитета был Езиев, который еще в прошедшую перевыборную кампанию был лишен избирательных прав как эксплуататор, имеющий мельницы и применяющий на них наемный труд, являясь в то же время близким мюридом шейха Гейсумова.
Начальником окружной милиции был известный в свое время бывший бандит (до 1925 г.), араб, и это там, где в составе милиции не имеется ни одного члена партии, ни одного комсомольца, где имеется банда в 12 человек, безнаказанно оперирующая в течение 8 лет и аккуратно получающая все оперативные сводки через работников милиции .
Примерно такое же положение, правда в меньшей степени, еще наблюдается во взаимоотношениях и в Итум-Калинском округе. Все это, несомненно, является результатом чрезвычайно ненормальных отношений между Чеченским облисполкомом, Чеченским оргбюро ВКП(б) и административным] отделом и требует самого глубокого своего изучения, ибо существующее положение не может способствовать изжитию тех больших недочетов, которые имеются в работе Чечни.
17. Достижения Чечни
Наряду с этими крупными недочетами в работе чеченских партийно-советских организаций есть и ряд достижений, заключающихся в следующем.
В результате ряда урожайных лет и проведения мероприятий по подъему сельского хозяйства, которое в общем достигло довоенного уровня, а в некоторых частях и перешагнуло его (полеводство) .
Валовой сбор хлебов в 1927 г. дал Чечне 9 303 747 пудов против 5 468 300 пудов 1913 г. при увеличении посевплощади на 15,5 % (127 903 дес. против 110816дес.).
Поголовье лошадей увеличилось с 37 238 до 37 636 голов, крупного рогатого скота – с 233 719 до 303 715 и только поголовье мелкого скота уменьшилось: было 412 796, стало 403 928. Начинает развиваться огородничество, площадь которого в 1928 г. составила 514,6 га, виноградарство – 157,4 га и садоводство – 662,3 га.
Значительно расширилась сеть агрокультурных учреждений, развиваются мероприятия по интенсификации сельского хозяйства и мероприятия по увеличению ее земфондов в виде уплотненных агромероприятий в засушливой зоне (4 поселка из 217 дворов), строительства местной промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья (2 сыроваренных завода, 1 маслодельный, 1 томатный, 2 шерстопрядильные мастерские и строящаяся в Грозном консервная фабрика), работ по освоению земель у построенных Атаги-Гойтинского и Шалинского каналов (25 тыс. га), подготовки проектов продвижения по Чечне Алхан-Чурского и Надтеречного каналов и осушки заболоченных земель Гудермесского округа (всего до 200 тыс. га) и т. д.
Крепнет и развивается социалистический сектор в народном хозяйстве области.
18. Сельхозкооперация
На 1 июня 1928 г. сеть сельскохозяйственных товаров насчитывается 23 единицы против 18, бывших в октябре 1927 г., членов – 7194 против 3390, кооперированных бедняков – 3275 против 1485, паевого капитала на одно товарищество – 1316 руб. против 810 и на одного члена – 4,2 руб. против 2,3, в управляющих органах – 134 члена партии и комсомола.
В 1927 г. в сельское хозяйство Чечни в виде сельскохозяйственного кредита вложено 333 605 руб. и в 1928 г. – 323 775 руб.
19. Потребкооперация
На 1 апреля 1928 г. сеть потребкооперации насчитывает 27 единиц против 23, бывших в октябре 1926 г., торговых единиц – 89 против 26, пайщиков – 16 003 против 3742, кооперированных дворов – 22,8 % против 3,8. Расход к обороту – 7,7 против 7,6 %, расход на содержание аппарата – 3,2 против 3,5 %, накладки на товары – 10,1 против 13,4 % и место в товарообороте – 49 против 16 %, кроме этого, 3908 кооперированных бедняков [против] 826. Так же происходит систематическое вытеснение частников в деревенском товарообороте. В первой половине 1928 г. по Чечне насчитывалось 781 частное торговое предприятие против 1233 бывших в 1925-1926 гг. и 29,7 % доли участия в обороте вместо 44,9 %.
В хлебозаготовках роль частника снижена с 25 до 10 % в 1926-1927 гг. Кооперацией обоих видов заготовлено хлеба 950 тыс. пудов, а в 19271928 гг. – 2900 тыс. пудов. В заготовках шерсти кооперация занимает уже первое место (до 70 %).
Достигнуты несомненные успехи в области культурной. Чечня в данное время имеет до 6 тыс. грамотных на родном языке, свою письменность, газеты и зарождающуюся национальную литературу.
Из политических достижений Чечня имеет значительные достижения в борьбе с уголовным бандитизмом, почти изжитое шариатское право (ликвидация шариатских «духовных» судов), выдвинувшиеся новые кадры партийных, комсомольских и частично советских работников, однако далеко не достаточные для социалистического строительства Чечни.
Однако при тщательном учете пассива в балансе становится очевидной и относительность этих достижений.
1. Сравнение роста сельского хозяйства с ростом населения Чечни показывает следующее: в 1927 г. приходилось посева на одного едока 0,41 дес. против 0,42 дес. в 1913 г., голов лошадей на один двор – 0,54 против 0,66, голов мелкого скота – 5,84 против 7,31, и только крупный рогатый скот показывает увеличение 4,40 гол. на двор против 3,88 (данные чеченского областного статуправления).
2. В 1926-1928 гг. товарные излишки хлеба, включая запасы прошлых лет, в Чечне составляли 7,3 пуд. на едока (а, например, в Кабарде – 25,5 пуд. и скотоводстве – на 8,2 руб. на едока; данные краевого плана).
3. Хозяйственный рост кулака, сохранившего свои экономические позиции (землю, инвентарь, предпринимательство, эксплуатацию трудящихся и т. д.) и имевшего полную возможность использовать помощь государству наряду с массовым укрытием своего дохода от налогового пресса, благодаря использованию родовых отношений, религии и т. д. был более интенсивный, чем рост середняцких и особенно бедняцких хозяйств.
4. Мероприятия по интенсификации сельского хозяйства (агрономия, мелиорация и др.) особо заметного эффекта еще не показали и тем более не ликвидировали малоземелье и большое аграрное перенаселение Чечни. Переселенческий вопрос является одним из серьезнейших недостатков партийного и советского руководства (речь идет о трех поселках, организованных на землях бывших Сунженских станиц, на которые было израсходовано до 200 тыс. руб., в которых вместо 450 дворов осталось только 140), являющихся членами так называемого Машинного товарищества имени т. Ферда (зам. зав. областного земельного управления), не знающих своей роли в этом товариществе и влачащих жалкое существование.
Заключение
Подводя итоги недочетам работы советского аппарата Чеченской автономной области, необходимо сказать, что все мероприятия, намечаемые к их изжитию, дадут только тогда положительный результат, когда они будут направлены:
а) во-первых, к наискорейшему высвобождению бедноты и середнячества из-под влияния родов, духовенства, кулачества, а также старых традиций, являющихся остатками патриархального строя, и,
б) во-вторых, к решительной ломке сохранившихся дореволюционных земельных отношений и в немедленном наделении землей, не дожидаясь начала землеустройства, безземельных.
Для достижения указанных целей необходимо немедленно же приступить: 1) к выявлению и тщательному подбору работников к предстоящим перевыборам Советов; 2) принять меры к полной изоляции от выборов в Советы кулаков, духовенства и вообще всего антисоветского элемента, применяя к ним без всякого послабления инструкцию ВЦИК; 3) решительно бороться с выборами, которые проходят по принципу родового представительства; 4) организовать массу бедноты и середнячества на основе борьбы за землю, за бедняцко-середняцкие Советы против кулака и духовенства; 5) сделать ставку на хорошего честного работника из рабочих, крестьянской бедноты и батрачества с одновременной подготовкой их; 6) принять меры, чтобы органы земельных обществ – сходы не выходили из рамок своей компетенции и находились под неослабным контролем и руководством аульских советов; 7) повысить ответственность аульских окружных работников за своевременное и правильное проведение в жизнь всех получаемых заданий от вышестоящих органов власти и одновременно установить более тщательный контроль за их выполнением со стороны краевого исполнительного комитета; 8) ускорить разрешение вопросов коренизации советского аппарата и проведения землеустройства в Чечне путем посылки в помощь последней работников краевого земельного управления, краевого управления народного образования и др.
Таковы в основном предложения, реализация которых дает возможность не только изжить выявленные обследованием недочеты, но и сделать большой перелом во всей работе советского аппарата Чеченской автономной области.
Председатель Краевой комиссии
по обследованию деятельности Чеченского облисполкома Д. Нагиев

ГА РФ. Ф. P-1235. On. 140. Д. 1149. Л. 56-32. Подлинник.