Из донесения штаба ВСЮР генералу А. С. Лукомскому об изменении положения в Терско-Дагестанском крае и Чечне в период с 1 по 15 сентября 1919 г.
Не ранее 15 сентября 1919 г.

Политическая сводка
С 1 по 15 сентября 1919 года Штаба командующего войсками Северного Кавказа.
Дагестан
К началу отчетного периода весь Дагестан, кроме Аварского округа, был охвачен восстанием. Последний округ, благодаря личным качествам начальника округа ротмистра Алиханова и тактичному поведению нашего гарнизона, несмотря на требование повстанцев присоединиться к ним, не примкнул к ним, а организовал стражу для охраны своих границ.
Некоторое участие в руководстве восстанием принимают сыновья Али-Хаджи, а по непроверенным сведениям, и он сам. Ранее были частные сведения, будто бы он уговаривал восставших подчиниться Добровольческой армии. В числе руководителей называют Коркмасова и Далгата второго. Однако роль местных руководителей ничтожна. В отчетном периоде выявилась более серьезная роль Азербайджана, Грузии и Турции. С несомненностью установлено участие в восстании и руководящая роль турецких офицеров, в значительном количестве появившихся в Дагестане.
«Добрососедские» отношения соседнего Азербайджана и турок не ограничились лишь посылкой руководителей, по имеющимся агентурным сведениям, проявились также в высылке огнестрельных припасов и военной силы.
По сведениям, в ночь на 3 сентября из Азербайджана перешла в Дагестан у Яламы конная сотня. Эти данные, а также установленное точное прибытие из Тифлиса в Дагестан и Ингушетию 60 грузинских офицеров, 30 германских офицеров и 16 германских фельдфебелей и унтер-офицеров для поднятия и поддержания восстания в Дагестане, в Чечне и Ингушетии. Совершенно определенно устанавливается участие Германии в этом движении и дает основание считать ее, а не большевиков, главным руководителем восстания.
Большевики также стремятся использовать это движение в своих целях. По агентурным сведениям, в Дагестан из Баку прибыли большевистские главари, желающие взять дело восстания в свои руки, но в этом успеха не имеют, и восстанию дан чисто национальной оттенок.
Некоторые вожаки восстания обратились за помощью даже к союзному командованию. Так, в бакинской газете «Знамя Труда» помещено было обращение представителей дагестанцев в Баку к полковнику Гаскелю с просьбой оказать им содействие против Добрармии, которая «под видом борьбы с большевизмом сожгла аулы, увела скот, ограбила жилища, производит насильственную мобилизацию. Люди бегут из края, уходят в леса. Народ наш задыхается под тяжестью дороговизны, голода, эпидемии. Добровольцы же, увозя все, не пощадили даже медикаментов».
Подпись по уполномочию Общего собрания дагестанцев в Баку в день Курбан-Байрама Гази Магомет Мама, Али Дебир Шамхали, Шамиль Бутта.
Активные действия повстанцев в отчетный период ограничились наступлением на Дербент, неудачной осадой города, причем в самом городе поднялись еврейская и мусульманская части населения против русских, а также наступлением повстанцев на Аварский округ с целью заставить его присоединиться к повстанцам и подготовкой наступления на Шуру.
Среди населения наблюдались и отрезвляющие течения. Более трезвая часть населения из боязни репрессией предлагала населению возвратить награбленное и подчиниться Добровольческой армии, но это предложение пока не имело успеха.
Таким образом
В отчетной период полно и ясно выявилась руководящая роль и влияние Азербайджана и Турции на восстание в Дагестане. Есть основания предполагать об участии в восстании также и Германии в роли главного руководителя восстанием. Несомненна также крупная роль в поднятии восстания и большевиков, однако стремление их взять восстание в свои руки успеха не имеет, т. к. восстание приняло национальный характер. Несмотря на упорно продолжающееся восстание, видимо, авторитет русского все же высоко стоит среди горцев, которые, несомненно, предвидят, что в будущем победа останется не за ними; среди горцев появляются и примиряющие течения, которые пока, однако, не взяли верха над умами, взбудораженными первыми успехами.
Чечня
В отчетной период восстание в Чечне продолжало развиваться, и на стороне Узун-Хаджи стояла вся Нагорная Чечня и часть плоскостной. Другая же часть аулов плоскостной Чечни оставалась нейтральной и даже сочувствующей Добрармии. Узун-Хаджи, действуя то авторитетом власти и ислама, то деньгами, то террором, поддерживает и расширяет восстание. Ряду аулов нейтральных или доброжелательных нам предъявлены Узуном ультимативные требования присоединиться к нему, выставить определенное число всадников, дать денег и муки, угрожая в случае неподчинения ему уничтожить непокорные аулы. Для привлечения на свою сторону довольно значительного количества красноармейцев, находящихся в Чечне, Узуном пущены деньги – он уплатил им, а также своим чеченцам жалованье за семь месяцев. Для большего же успеха своего восстания и поднятия его значения в глазах чеченцев Узун-Хаджи возвещает свою борьбу как борьбу мусульман против неверных русских и присоединившихся к ним чеченцев (письмо Узун-Хаджи к жителям аула Новые Алды).
Это обстоятельство, а также несогласия в вопросе о руководительстве восстанием внесло раскол в до сих пор дружную его работу с большевистскими главарями в Чечне. Узун, несомненно, стремится придать чеченскому восстанию национальные черты и вылить его в движение мусульман против христиан русских; большевистские же главари боятся при таких условиях потерять руководящую роль в происходящей борьбе. В своей работе Узун не остается одиноким и получает широкую материальную помощь со стороны и мусульманского Азербайджана, и христианской Грузии. Так, из Грузии он получает орудия и винтовки, получил 80 пулеметов и 2 млн патронов. Не остается он отчасти и без руководительства, с одной стороны, к нему прибыли как для него, так и для Дагестана и Ингушетии руководители немцы и грузины, а с другой – получает и директивы из Астрахани; одной из таких директив ему указано выслать всадников для действий в тылу генерала Драценко.
Гикало, располагая большими денежными средствами, небезуспешно продолжает агитацию по привлечению чеченцев и русских в ряды повстанцев.
Наряду с работой по развитию восстания наблюдается и другое течение в части плоскостной Чечни, не примкнувшей к восстанию.
В ауле Урус-Мартан состоялся 6 сентября съезд чеченцев Грозненского округа, на котором была организована самооборона против шаек УзунХаджи. Самооборона дала примерно до 2000 всадников. Представителем совета при правителе Чечни Ибрагимом Чуликовым, поставленным во главе самообороны, всадники самообороны приведены к присяге, и им поставлена задача не допускать шайки Узун-Хаджи переходить границу Грозненского округа. Чуликов даже предложил помощь Добрармии при очищении плоскостной Чечни от шаек Узун-Хаджи.
Действия Узун-Хаджи в отчетной период проявились лишь в подготовке к предстоящим операциям против Грозного и Хасав-Юрта и в нападении небольших шаек на железную дорогу и в порче телеграфа.
Таким образом
Восстание, захватившее всю Нагорную Чечню и часть плоскостной, поддерживается и расширяется авторитетом власти Узун-Хаджи, угрозой террором, платой содержания красноармейцам и проповедью борьбы с неверными. Последнее обстоятельство, стремление Узун-Хаджи придать движению национально-религиозный характер борьбы против неверных – русских, вселяет страх у большевиков, желающих взять руководство восстанием в свои руки и втиснуть его в рамки классовой борьбы против Добрармии и беков. На этой почве замечается разлад между Узун-Хаджи и большевиками.
Влияние Германии и ее руководство чувствуются и в Чечне, как и в Дагестане; поддерживается связь с астраханскими большевиками для совместных выступлений против Добрармии.
Ингушетия
Движение, охватившее Дагестан и Чечню, характер его и та затяжная форма, в которую оно вылилось, продолжает оказывать влияние на настроение Ингушетии. Продолжается сильное брожение. Начали ходить слухи о скором приходе турок и большевиков. Вести из Чечни и Дагестана обсуждаются на базарах, в мечетях и продолжают держать ингушей в состоянии напряжения. Охватившее Ингушетию брожение в случае очевидного успеха повстанцев в Чечне, несомненно, проявит себя вспышкой вооруженного восстания.
Связь ингушей с Узун-Хаджи существует по-прежнему. Молодежь, особенно из разрушенных в июне аулов, переходит в Чечню к бандам повстанцев. От Узун-Хаджи идут послания с призывами поддержать чеченцев в их борьбе с Добрармией и начать наступление на Владикавказ.
В последнее время непрекращающаяся большевистская агитация усилилась, особенно в далеких горных аулах.
Определенных политических партий в Ингушетии нет и не было. Все население делится на две части: приверженцев Васан-Гирея Джабагиева, тяготеющих к большевизму, и другую часть сторонников Добрармии и установления мира и порядка. К первой группе главным образом примыкает молодежь, искони разбойный элемент и те ставленники Джабагиева, которые занимали должности во время его правления. Эти последние, оставаясь в Ингушетии, ведут энергичную агитацию против Добрармии.
Прекратившиеся было разбои и грабежи в последнее время приняли угрожающие размеры. Разбойный элемент издавна свил себе прочное гнездо в Ингушетии, а в настоящее время к нему примкнули разоренные жители разрушенных до основания непокорных аулов.
Кроме этого, побудительным стимулом к разбоям является растущая нищета народа. В некоторых горных аулах голодают. Хороший урожай этого года на плоскости не снять из-за бывшего восстания, отнявшего рабочие руки.
Промышленности в Ингушетии нет, торговля – мелкая спекулятивного характера. Более крупная торговля сосредоточена в руках очень небольшой группы коммерсантов.
Происходивший 28-29 августа съезд в Назрани прошел в общем при доброжелательном отношении к Добрармии. Поступившие сведения о посылке съездом делегации в Закавказье для установления связи с Грузией и Азербайджаном и о постановлениях съезда самостийнического характера не подтвердились.
Делегация действительно была послана, но по следующему поводу.
До съезда дошли сведения, что Вассан-Гирей Джабагиев, бывший главарь большевистского движения в Ингушетии, пользуясь подложными приговорами аулов, заключил заем у Грузинского и Азербайджанского правительства в сумме 15 млн руб. от имени ингушского народа для поднятия восстания и освобождения Ингушетии от Добрармии.
Делегация была уполномочена заявить, что Джабагиев действует единолично, не имея никаких полномочий, и что сделанный им заем народом не будет признан. Других каких-либо полномочий делегации не давалось.
Несмотря на происходящее среди ингушей в настоящее время брожение, угрожающее вспышкой восстания, есть основания констатировать тяготение широких слоев населения Ингушетии к миру, порядку и дружному сожительству с соседями, кроме осетин, к которым наблюдается неприязнь и недоверие.
Авторитет Добрармии растет, но очень незначительная осведомленность населения о лозунгах и успехах Добрармии задерживает развитие симпатий населения. Агитация путем газет и брошюр не может принести пользы вследствие подавляющего большинства неграмотных. Нужно живое слово, при этом на родном языке. Такая агитация особенно необходима в противовес агитации мулл, сеющих провокационные слухи и поддерживающих брожение.
Таким образом, политическое настроение Ингушетии в связи с восстанием в Чечне неустойчивое, грозящее вылиться в восстание при удобном случае. Растущее брожение происходит в значительной степени на почве непрекращающейся агитации агентов Узун-Хаджи, привлекающей к себе разбойный элемент и молодежь из разоренных аулов. Среди же широких слоев населения отмечается стремление к миру и порядку. Надлежащим образом постановленная агитация могла бы помочь делу умиротворения края […]
Кизлярский и Хасав-Юртовский районы
В отчетном периоде большевики, засевшие в камышах в районе Кизляра, проявили активность.
Ими установлена связь с бандами Узун-Хаджи и астраханскими большевиками. По агентурным сведениям, у них имеется на 18 млн руб. денег и ценностей. Со стороны Узун-Хаджи камышанам отправлены в помощь до 400 всадников.
Бандами чеченцев при содействии большевиков сожжена и разграблена стан. Александрийская.
Устанавливается стремление большевиков соединиться с большевиками Астрахани и повстанцами Чечни и Дагестана и создать один общий фронт. В связи с этим характерным является появление в советских сводках «Кизлярского направления» вместо «Астраханского направления».
Бывший до сего времени спокойным Хасав-Юртовский округ охвачен брожением, возникшим вследствие деятельности агентов Узун-Хаджи.
Узун-Хаджи обратился с воззванием к населению округа, в котором призывал население послать делегатов на созываемый им съезд в сел. Бата-Юрт, который должен установить новое управление и освободить народ от власти Добрармии. В воззвании сообщалось, что чеченцы перешли в наступление на Кизляр, что астраханские большевики соединились с большевиками, живущими в камышах, что Добрармия погибает, что большевики обещают и дадут всем кавказским народностям автономию, но до прихода большевиков нужно установить дисциплину и сорганизоваться, нужно доказать, что народ способен управляться самостоятельно.
Одновременно воззвание это было получено кадием, от которого Узун-Хаджи требовал распространения воззвания, грозя в противном случае шариатским судом.
Воззвание имело успех, и движение охватило весь округ; доброжелательными к нам оставались только два аула – Аксай и Костек.
Банды большевиков в округе прогрессивно росли, усиливаясь притоком дезертиров. Ими предъявлялись требования к жителям о снабжении продовольствием и выставлении в помощь им вооруженных всадников. Связь Узун-Хаджи с этими бандами существует, и этой связью объясняется переход большевиков к активным выступлениям, выразившимся в нападении на Хасав-Юрт.
Таким образом
Хасав-Юртовский округ охвачен брожением против Добрармии, имеющим своим источником деятельность Узун-Хаджи, который вошел в связь с большевиками, скрывающимися в Камышах. Получив поддержку от Узун-Хаджи, большевистские банды производят временами разбойные выпады против мирного населения и войск.
Есть основания считать, что большевики Кизлярского района имеют связь с астраханскими большевиками […]
Общий вывод
Дагестан – охвачен восстанием.
Чечня – Большая восстала, Малая относительно спокойна, а некоторые аулы доброжелательны.
Ингушетия – настроение выжидательное.
Осетия – настроение спокойное.
Кабарда – настроение устойчивое.
Свято-Крестовский район – настроение неустойчивое, склонность к большевизму.
Кизлярский район. Отмечают выступления большевиков – камышан.
Хасав-Юртовский район. На почве призыва Узун-Хаджи – брожение.
Грузия. Настроение враждебное. Со стороны Грузии идет помощь Чечне и Дагестану инструкторами, деньгами, оружием и стремление поднять Ингушетию.
Азербайджан. Настроение враждебное. Как и из Грузии, помощь Чечне и Дагестану.
Союзники. Покидая Закавказье, заявили, что будто бы их задача была удержать Закавказье от выступлений против Добрармии, что, однако, противоречит их политике в Закавказских республиках.
За начальника Штаба, Генерального штаба полковник Булгаков
За генерал-квартирмейстера
Генерального штаба полковник Калинин
За старшего адъютанта Военно-Политического отделения полковник
ГА РФ. Ф. P-446. On. 2.Д. 32. Л. 67-71, 75 об. Подлинник.