Заключение 2-го съезда Советов Горской республики о политическом и экономическом положении автономной республики в начале 1922 г.
Не ранее 6 марта 1922 г.

2-й съезд Советов Горской республики, проходивший в январе с. г., по докладу СНК и ЦИК вынес следующую резолюцию.
Заслушав доклад о работе Горского ЦИКа и Совнаркома, 2-й Горский съезд констатирует:
1. Слабую и неудовлетворительную работу Горского ЦИКа и Совнаркома, что объясняется отчасти объективным политико-экономическим состоянием Горской республики.
2. Отсутствие твердой, четкой и определенной линии в руководстве советской работой.
3. Слабость связи с местами и в особенности недостаточное внимание к промышленному центру Горской республики г. Грозному, а также слабость связи с центром, что привело к недостаточному снабжению и финансированию Горской республики.
Съезд Советов совершил акт, небывалый в практике советской России, – осудил работу Горского ЦИКа и Совнаркома.
По мнению «Горской правды» от 27 января 1922 г., указанным постановлением съезд Советов «выявил свой революционный состав».
В докладе областного комитета РКП на 3-й горской областной партийной конференции 2 декабря 1921 г. мы читаем:
«Август месяц сего года (1921 г.) характеризуется началом распада и трещины Горской республики.
Резкий националистически-шовинистический уклон, с одной стороны, и признак колонизаторский, с другой; первый вылился в форму выделения Кабарды и второй в проявлении у некоторых групп грозненских работников стремления [к] выделению Грозного со станицами в самостоятельную губернию. В дальнейшем, как мы и предвидели, появляется стремление и других народностей к выделению в самостоятельные автономные единицы (Карачай и Балкария), подав мысль и остальным народностям к этому же эксперименту.
В резолюции по докладу областного парткома в пункте 4 конференция постановила: «Признать, что разрешение земельного вопроса на основе уравнительного землепользования может быть практически поставлено только в условиях сохранения единства территориального межнационального единения Горской республики».
Единодушные указания партийных и советских органов не подействовали. Из Горской республики была выделена Кабарда, дальше выделены Карачай и Балкария. При этих условиях основной вопрос Горской республики – земельный – не мог быть разрешен сколько-нибудь удовлетворительно.
В статье, посвященной оценке работ 2-го съезда Советов Горской республики, «Горская правда» в № 21 от 27 января 1922 г. пишет: «Крестьянское горское малоземелье и безземелье тяготеет над Горской республикой.
Оно тяготело и над 2-м съездом Советов рядом с другими вопросами по поднятию сельскохозяйственного развития.
Но съезд был и пока что остался связанным постановлением ВЦИК. В последнее время мы имеем постановление Федерального земельного комитета об удовлетворении горской бедноты землей. Но пока это только на бумаге. Потому-то 2-й съезд Советов в коренном разрешении земельного вопроса не мог принять то или иное постановление и остановился только на вопросах улучшения земельного хозяйства. Выделение из Горской республики Кабарды, Карачая и Балкарии лишило СНК, ЦИК и съезд Советов республики ВОЗМОЖНОСТИ РАЗРЕШИТЬ ОСНОВНОЙ ВОПРОС ГОРСКОЙ ЖИЗНИ — О ЗЕМЛЕ.
Съезд Советов в КОРЕННОМ РАЗРЕШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО ВОПРОСА НЕ МОГ ПРИНЯТЬ ТО ИЛИ ИНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ».
При таких условиях понятны становятся факты, приведенные на заседании Коллегии Наркомнаца 13 марта наркомом внутренних дел Горской республики т. Хускивадзе и свидетельствующие о том, что среди угнетавшегося в течение десятков лет горского населения, не видящего коренного разрешения земельного вопроса, вновь оживает деятельность туркофильских агентов; находятся агитаторы, действующие среди темных народных масс с помощью портретов Кемаль-Паши и т. п.
Ведь нельзя ни на один момент забывать, насколько темна масса горцев, насколько она не просвещена.
По данным переписи 1920 г., процент грамотных среди чеченцев меньше 1; среди ингушей – 3; среди осетин – 14.
При таком культурном уровне горских масс растлевающейся , дезорганизаторской, часто контрреволюционной деятельности мулл, кулаков, агентов Турции и Антанты следовало бы противопоставить всякую простую, но решительную систему мер Советской власти, прежде всего и больше всего, в области земельного вопроса. Меры культурно-политические, просветительные, агитация и проч. возможны только на базисе реальных, коренных изменений в экономической жизни жителей аулов и сел.
Раздробление Горской республики имело тот важнейший отрицательный результат, что земельный вопрос не может быть разрешен самой республикой.
Разрешение вопроса земельного передано в Москву в Федеральный комитет по земельным делам.
Москва посылает на Кавказ комиссии и уполномоченных, а земельный вопрос не подвигается нисколько.
Последняя полномочная комиссия ВЦИК в составе т.т. Дмитриева, Клингера и Гарскова, утвержденная 6 февраля 1922 г. и имеющая специальный наказ ВЦИК, представляющий ей обширные полномочия, до сих пор не могла приступить к своим работам, так как она сразу наткнулась на препятствие, которое она телеграфирует 6 марта с. г. во ВЦИК и Наркомнац.
Оказалось, что благодаря разным посторонним влияниям компетенция комиссии сужена до крайности.
Согласно наказа ВЦИК от 6 февраля с. г. на комиссию возложено урегулирование и разрешение на месте пограничных и земельных недоразумений и споров между отдельными округами, национальностями и племенами Горской республики и Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской областей в отношении землепользования и установления границ как внутренних, так и внешних, с соседними республиками [и] губерниями РСФСР.
При разрешении этой задачи, читаем мы дальше в наказе, в основание должно быть положено земельно-хозяйственное обследование вышеуказанных республик и областей с целью установить степень земельной обеспеченности отдельных округов, национальностей и племен, потребность их в земле, возможность и способы удовлетворения этой потребности и нормы.
Программа обследования вырабатывается самой комиссией.
Комиссии как полномочному органу ВЦИК представляется право окончательно разрешить на месте спорные вопросы, используя все средства для соглашения спорящих сторон и имея в виду основную цель – создать в выше-переименованных национальных объединениях возможность мирного хозяйственного развития различных национальных групп путем наиболее целесообразного удовлетворения земельной нужды каждой из них, считаясь с их хозяйственным укладом и руководствуясь при этом требованиями государственной целесообразности и общим планом экономического возрождения Северного Кавказа.
Из телеграммы от 6 марта, подписанной всеми тремя членами комиссии, т.т. Дмитриевым, Клингером и Гарсковым, и адресованной во ВЦИК, в копии в Наркомнац, выясняется, что согласно телеграфного распоряжения ВЦИК за комиссией оставляется разрешение спорных вопросов между Карачаем и Кабардой, а все остальные вопросы по другим районам оставлены за Муромцевым.
Важнейшие политические и хозяйственные соображения, побудившие ВЦИК отправить в Горскую республику и соседние области и губернии ПОЛНОМОЧНУЮ КОМИССИЮ, забываются, и дело возвращается в исходное положение.
Между тем в той же телеграмме комиссия уже с места сообщает, что параллельная работа двух органов невозможна, положение запутывается, что условия не терпят отлагательства и что в интересах дела и во избежание недоразумений необходимо сосредоточить всю работу возле комиссии.
Представительство вполне присоединяется к мнению комиссии и со своей стороны находит, что полномочная комиссия должна провести свою работу, ей порученную, на основах наказа ВЦИК от 6 февраля с. г.
В деле обеспечения горцев землей пора перейти от слов к делу, пора прекратить такие вопиющие безобразия, как обратное изгнание чеченцев, вышедших с гор и осевших на земле [в] бывших казачьих станицах, выселенных за контрреволюционное восстание в 1920 г. Казаки возвращаются и изгоняют вновь чеченцев в горы.
Для суждения об экономическом положении в республике достаточно привести следующие телеграммы председателя Совнаркома и зам. наркомфина Горской республики.
Председатель] Совнаркома сообщает в телеграмме от 14 февраля с. г.: «Хозяйственно-финансовое состояние республики катастрофическое».
Зам. наркома финансов сообщает в телеграмме от 10 февраля: «Кредиты [по] текущим сметам Совнархоза, Наркомздрава, Наркомфина еще не открыты, положение нетерпимое. Дензнаками не покрыты даже кредиты, следуемые на январь на 70 млн, февраль вовсе не обеспечен деньгами. На задолженность вместо обещанных 8 млрд получено лишь около 4».
По справке в Наркомфине РСФСР оказалось, что для покрытия задолженности Горской республике за 1921 г. (учителям, например, недоплачено жалования с 1 августа по 1 января) отправлено через уполномоченного Наркомфина по Юго-Востоку в Ростове 8 млрд. Из телеграммы же зам. наркомфина Горской республики выясняется, что из 8 млрд Ростов выдал Горской республике только половину.
Такая же картина и по Наркомзему. Все, что центр выделяет этой республике, выдается этой последней через посредство Ростова. Лишняя инстанция, уменьшение без того урезанных норм республики, лишняя волокита, лишнее трение, необходимо упростить отношение, улучшить технику взаимных деловых сношений Владикавказа и Москвы. Необходима непосредственная связь Москвы с Горской республикой и обратно.
По смете Наркомфина и других центральных ведомств РСФСР Горская республика получает чрезвычайно мало; Горская республика в смете РСФСР, утвержденной IX съездом Советов, на положении дальнего родственника.
Но и эти ничтожные средства пересылаются во Владикавказ с громадным опозданием, пересылаются через Ростов, который урезает, и в результате – телеграмма председателя Совнаркома Горской республики: «Хозяйственнофинансовое положение республики катастрофическое».
Необходимо постоянно иметь в виду, что Гражданская война произвела наибольшее опустошение на Северном Кавказе, и в частности в Горской республике.
Поток беженцев из Южной Осетии в 1920 и 1921 гг., из голодающего Поволжья в 1921 и 1922 гг. усугубил еще хозяйственный развал в республике.
Характеристика председателя] Совнаркома Горской республики относится не только к государственному хозяйству, но и к хозяйству трудящихся масс. Республика должна найти средства не только для покрытия своих расходов, но и для того, чтобы энергично и сколько-нибудь существенно начать поднимать разрушенное хозяйство трудящихся горцев.
Одним из выходов из тяжелого положения республики деятели партийные [и] советские выдвигают отчисления в распоряжение республики некоторой части продукции Грозненских нефтяных промыслов и других крупнейших предприятий, действующих на территории республики. Республика тратит из местных средств весьма много на Грозненские промыслы, Алагирский завод. Эти предприятия все время стояли и будут стоять в центре внимания высших органов республики.
Но обратно, республика не имела до сих пор ни одного пуда нефти от Грозненских промыслов, и, для того чтобы снабдить свои предприятия топливом из Грозного, ей приходится обращаться в Ростов или даже в Москву.
Поэтому необходимо предоставить в распоряжение СНК Горской республики известного существенного процента продукции предприятий общегосударственного значения, находящегося на территории республики.
Далее, республика почти совсем не снабжалась в порядке планового снабжения.
В связи с новой экономической политикой многие органы, в особенности ВСНХ, поспешили аннулировать даже выданные ордера. Необходимо, чтобы специальным постановлением Президиума ВСНХ, Наркомпроса и Наркомсобеса были восстановлены права Горской республики на то немногое, что ей причитается в порядке планового снабжения за 1921 г.
Собственно к этому же вопросу относится и снабжение Горской республики денежными знаками для покрытия задолженности за 1921 г.
Вышеизложенное можно резюмировать в следующих положениях:
1. Необходимо объединение всех горцев Северного Кавказа, т. е. восстановление Горской республики на основе декрета ВЦИК от 26 января 1921 г. и прекращения дробления Горской республики на мелкие области и округа .
* Примечание: первое – нужно решительно пресечь политику обратного вселения казаков, выселенных из Чеченского округа за контрреволюционное восстание в 1920 г.;
второе – необходимо ликвидировать колонизаторские стремления, вновь и вновь возрождающиеся вокруг лозунга образования Грозненской губернии с выселением из этой губернии чеченцев* .
2. *3емельный вопрос не разрешаем. Его необходимо разрешить на основе уравнительного межплеменного землепользования и уничтожения чересполосицы между горцами и казаками.
3. Необходимо, чтобы полномочная земельная комиссия ВЦИК, посланная в Горскую республику и соседние области и губернии, разрешила возложенную на нее задачу на основании наказа ВЦИК от 6 февраля с. г.
4. Принимая во внимание тяжелое финансово-экономическое положение республики, необходимо: а) увеличить в связи с пересмотром росписи доходов и расходов РСФСР ассигнования Горской республике, исходя не только из количества ее населения, но и экономической важности предприятий, находящихся на ее территории* ;
б) необходимо принять решительные меры к своевременному снабжению Горской республики денежными знаками и другими материальными ценностями из центра. В частности, необходимо в срочном порядке снабдить Горскую республику дензнаками для пользования задолженности 1921 г.;
в) Необходимо установить непосредственную связь в сношениях между наркоматами РСФСР и Горской республикой, минуя Ростов;
г) необходимо провести в жизнь выделение некоторого процента производства предприятий общегосударственного значения, находящихся на территории Горской республики в распоряжение этой республики* ;
д) все, что причитается Горской республике в порядке планового снабжения в 1921 г., должно быть ей выдано, несмотря ни на какие аннулирования .
Председатель представительства Горской республики [Рамонов]
ГА РФ. Ф. 1318. Оп. 1. Д. 449. Л. 356*362. Копия.