ВАХХАБИТЫ — ДЖИХАД ПРОТИВ РОССИИ
Прошлым летом тлевшая с 1996 чеченская война вспыхнула снова. Вторжение в Дагестан, взрывы домов… Россия услышала о новом и странном неприятеле, с которым мы встретились на Кавказе. Из телеэфира и на страницах газет мы слышим и читаем о «ваххабитах» и «чистом исламе», об «исламском экстремизме» и «террористах чеченских». Все это сливается в чрезвычайно туманный образ чего-то непонятного, но грозного. Ислам, шариат, амиры и масхабы — от этих звуков Востока веет экзотикой, песком пустынь, дешевым «шоппингом» и строгостями «сухого закона» в Эмиратах. Какое отношение имеет все это к нашей жизни, к лесам и снегам?
К сожалению имеет. Уже практически везде возможно встретить перешедших в ислам русских людей. При этом особенно много русских мусульман встречается среди наиболее активного слоя населения — бизнесменов, политиков и т.п…
«Ваххабизм» как течение ислама восходит к Мухаммеду аль-Ваххабу, жившему в XVIII в., создателю того, что называют фундаментализмом. Аль-Ваххаб выступил за возврат к корням ислама, за очистку изначальной коранической традиции от позднейших наслоений. Вероучение Аль-Ваххаба сформировало отдельный толк ислама, который теперь доминирует в Саудовской Аравии.
Но кроме названия мало что объединяет современных ваххабитов с последователями Аль-Ваххаба. Зарождение ваххабизма в качестве новой политико-религиозной силы, произошло сравнительно недавно.
Конечная цель «ваххабитов» — обратить в ислам все постсоветское пространство, сократив при этом численность населения бывшего СССР до приемлемых для Запада 20-30 миллионов «мусульман». Нежелающие принять «ислам» подлежат уничтожению. Традиционное мусульманское население сократится за счет войн на периферии России и рабочей эмиграции в Европу. Естественно возникает вопрос — зачем радикальным мусульманам сотрудничать с Западом? И что это за сотрудничество? Факт, тем не менее, остается фактом — несколько десятилетий политика Запада сводится к перераспределению мировых ресурсов в пользу «золотого миллиарда», т.е. жителей наиболее развитых стран планеты. И в качестве одного из инструментов этого перераспределения западные спецслужбы используют это новое течение Ислама. Население России, которое не входит в это число, не должно потреблять мировые ресурсы в том объеме, в котором оно потребляет их сейчас.
«Ваххабитская догматика»
Рассмотрение этой глобальной операции имеет смысл начать с очерка ваххабитского движения.
Православным христианам, встречавшимся с «ваххабитами», всегда бросается в глаза определенные обычаи, внешне сходные с христианскими, отличающие «ваххабитов» от традиционных мусульман. Это же замечают и традиционные мусульмане, в быту часто принимающие православных за «ваххабитов». Так, один кавказский мусульманин-традиционалист, услышав, что православные приветствуют друг друга касанием правых щек, что православные священники носят длинные волосы, и что у православных считается неприличным играть в карты, курить и т.п. сказал — «Теперь понятно, «ваххабиты» это все придумали, чтобы легче завоевать Россию».
Тем не менее, еще большой интерес представляют некоторые «ваххабитские» догматы, сходные не с христианскими, но с западными. По сути, это даже не догматы, но постоянно внедряемые идеи, без принятия которых, как правило, невозможно принятие «ваххабизма» Так, говорится, что изначально не было никакого единого «Писания», Корана, но что Аллах диктовал Мухаммаду непосредственно в моменты его озарения. Говорится, что такие же «кораны» были даны всем народам, но что только арабы смогли сохранить его в неизменности, из чего следует «ваххабитская» непреложная «истина»: во всем имеют первенство арабы и арабское, отчего точное и глубокое понимание любой религии неизбежно должно привести к согласию с этим утверждением.
На практике все это позволяет «ваххабитам» устанавливать контакт с приверженцами любой религии. Так, с христианами они любят порассуждать об общем «авраамическом наследии». Но под разнообразием и гибкостью этих рассуждений скрыто языческо-экуменическое утверждение, что ВСЕ религии молятся одному «богу». Другое интересное «ваххабитское» утверждение: природа вещей определяется их физическими характеристиками. То есть жители бывшего Союза слышат произнесенное в новом «мусульманском» духе родное «бытие определяет сознание». «Ваххабиты» склонны и к завуалированному отрицанию духовного мира — «демоны не живут в идолах, демоны — плод вашего сознания».
Еще одной основой «ваххабизма» является утверждение, что любой человек, рассуждая логично, сам неизбежно придет к единобожию, а следовательно и к «ваххабитскому шариату».
Тем не менее, в дальнейшем эта любовь к логике доходит у последователя «единобожия» до замены веры в бога (Аллах) и доверия к шариату, верой в человеческий разум. «Ваххабит» привыкает к тому, что высший показатель истинности в шариатском праве есть логический вывод, хотя «ваххабитам» внушается достаточно своеобразная логика. Например, из утверждений «все, поклоняющиеся Аллаху — мусульмане» и «истинные мусульмане только «ваххабиты» делается вывод: «в одном случае должно рассматривать мусульманами всех, считающих себя таковыми, в другом — только «ваххабитов»». Доведенный до автоматизма такой стиль мышления позволяет объяснять любую проблему, решив любое противоречие в пользу «ваххабитов». Когда «ваххабиты», ссылаясь на шариат, требуют от населения понравившиеся им ценности и девушек, старики-традиционалисты объясняют это их лицемерием и наглостью. Но «ваххабиты» действительно верят, что живут по шариату, просто все эти «догматы» «чистый ислам» унаследовал от секты зайдитов, о которой будет сказано ниже.
Стандартная схема их действий
Стратегия «ваххабизма» основана на постепенном захвате территории с одновременным «отрывом» небольших частей в разных местах. Малые страны захватываются целиком, более крупные — по частям, с помощью сепаратистских движений. Захват каждой части распланирован по этапам.
1. В стране или области появляются «ваххабитские» вербовщики, они не ведут пропаганды, они просто присматриваются. Без всяких условий предоставляют финансовую помощь, особенно исламским организациям, отбирают перспективных кандидатов, на роль лидеров местных объединений (джамаатов). Знакомят их со своим учением. Предполагаемым лидерам — будущим амирам в течение хаджа в Мекке обычно открыто предлагают присоединиться к «ваххабитам» (христианам — в течение иностранного визита). Считается, что после предварительной обработки и демонстрации огромных материальных благ кандидат не сможет отказаться.
2. Будущие амиры пытаются занять видные места в традиционных религиозных структурах данной местности. Открытая пропаганда пока не производится, акцент делается на создании широкого круга сторонников выдачей финансовых субсидий на лечение, на светское образование за границей и т. п.
3. Формируется небольшая община — «джамаат». Участники нового «джамаата» проходят курсы обучения в иностранных лагерях «ваххабитов». Амиры переходят к широкой проповеди «ваххабизма».
4. В месте нахождения «джамаата» на основе традиционных структур разогревается сепаратистское (в небольших странах — оппозиционное) движение. «Джамаат» поддерживает мятежников, становясь наиболее боеспособной их воинской частью. Военные успехи притягивают молодежь, джамаат расширяется, открывает первичные учебные лагеря, увеличивается и число прошедших полный курс обучения за границей.
5. Делается все для эскалации возможно более острого военного конфликта. Всеми доступными способами стимулируются потоки беженцев, вообще любые значительные перемещения людей. Ситуация кризиса приводит к ослаблению традиционных структур и к усилению «джамаатов». На месте создаются учебные лагеря для прохождения основного курса.
6. Реальная власть переходит к шуре (совету) амиров всех основных «джамаатов» данной области. Традиционные структуры на этом этапе предпочитают сохранять для легитимизации «шариата» в глазах населения и внешнего мира.
7. В случае распада или деморализации правительственных войск, их быстро ликвидируют вместе с традиционными структурами, на базе которых существовал сепаратизм (оппозиция), приписывая уничтожение этих структур властям. В случае невозможности быстрой победы над правительственными войсками, устраивается затяжная партизанская война с тем же результатом. Но если и такая тактика оказывается недостаточно эффективной, «ваххабитам» остается рассчитывать на военную поддержку НАТО (Косово). На войне, так же как и в своей пропаганде, «салафииты» широко используют подкуп. Потому начало «ваххабитами» военных действий всегда значит, что среди их неприятеля активно и широко действует их агентура.
8. Мобилизация всех сил для распространения «ваххабизма» на соседние территории.
Тем не менее «ваххабитам» не всегда удавалось четко исполнить этот план. Например, триумфальное шествие «ваххабизма» в СССР планировалось начать из Афганистана. Но СССР распался прежде расчетного срока и афганским «ваххабитам» — «талибам» потребовалось начать ликвидацию традиционных структур (Северный Союз) гораздо раньше и без помощи советских и правительственных сил, что значительно задержало процесс. А в Чечне «ваххабитам», возможно, придется дважды повторить 5-ю фазу, затянуть кризис для окончательного разрушения тейпов и традиционных исламских структур. С другой стороны, по мере расширения масштабов деятельности ваххабитов в Чечне, только финансовой поддержки мусульманского мира им уже не хватает. Так, приходится открывать дополнительные учебные лагеря за пределами бывшей зоны влияния СССР — на Филиппинах и в Малайзии.
Кто придумал «ваххабитов»
Время появления проекта международного исламского фундаменталистского движения, которое бы установило «исламский порядок» в бывшей зоне советского влияния, многие источники относят к 1970-м.
Возможность ухода с политической арены СССР коммунистических властей создала опасность появления неконтролируемых режимов с ядерным оружием. Комбинация расползания советского арсенала с подъемом ненависти к «золотому миллиарду» в странах третьего мира, могла бы создать угрозу жизненно важным интересам Запада. Для обсуждения путей нейтрализации этой угрозы прошли совещания в ряде городов Аравии и в Лондоне, на которых было принято решение создать группу английских специалистов, для управления процессами в прежней зоне советского влияния, включая и саму территорию Советского Союза. Быстро выяснилось, что в долгосрочном плане потенциал НАТО использовать невозможно. Был сделан вывод о необходимости вмешательства в процессы самоорганизации постсоветского пространства.
Наиболее распространенной некоммунистической силой советской империи был признан Ислам. Решено было контролировать постсоветскую реальность посредством управляемой исламизации. После этого эксперты разработали программу перемещения интернационального фундаменталистского движения на Ближний Восток, на территории сателлитов СССР, Балканы и на сам Советский Союз. Основными требованиями к новому движению были управляемость, легкость распространения и самофинансирование. В течение нескольких лет группа вместе с представителями арабских элит разработала программу. Прототипом низовой -организационной структуры была взята израильская система кибуцного освоения палестинских земель — «НОХАЛ».
Постсоветское пространство следовало превратить в конгломерат квазиавтономных «исламских амиратов» (государств) формально независимых, но на деле обслуживающих интересы Запада. Их единство в борьбе с «неверными» должна была гарантировать идеология, разработанная на базе учения полушиитской йеменской секты зайдитов. Тем более, что представители этой секты с конца 60-х г.г. занимают ведущие позиции при саудовском дворе.
Внешняя оболочка идеологии, как и в Саудовской Аравии — ваххабизм. Любые ассоциации людей, общины и «государства» у «ваххабитов» называются «джамаатом», во главе которого стоит амир. У джамаата должен постоянно возрастать доход, иметься вооруженные силы и платиться «закят» — взнос в международные фонды «джихада» в сумме 5 % общего дохода.
Самофинансирование достигается путем создания международных картелей «черного бизнеса» под защитой нового фундаменталистского движения. Привлекательность и легкость распространения нового учения достигалась за счет крайней его простоты — все учебные курсы и проповедь «ваххабитов» сводятся к тезисам, изданным в книге небольшого формата.
Наиболее важное требование к новому движению — управляемость -закладывалось на ряде уровней. Высший уровень контроля — категорический запрет на создание «ваххабитами» международных структур координации, обладающих реальными полномочиями. Их ассоциация поддерживается только поездками на обучение и для участия в «джихаде», но база — финансовые потоки, находится под строгим контролем Запада. Второй уровень предусмотрен идеологической базой — смесью ваххабизма с зайдизмом, предусматривающей главенство арабов, наблюдатель-араб имеется при каждом «ваххабитском» джамаате, чаще всего — йеменит (например, Усама бин-Ладен, Хабиб-аль-Paxман — амир Хаттаб) или (в малозначительных джамаатах) пакистанец или афганец из племен, принявших ваххабизм еще в XIX в.
От чрезмерной независимости этих надзирателей предохраняет обязанность постоянно совершать антизападные акции, вплоть до терактов против второстепенных объектов, и это ставит их под постоянную угрозу объявления их международными террористами со всеми последствиями этого.
Третий — низший контрольный уровень — гарантируется, что квазигосударственные структуры «ваххабитов» управляются не амиром лично, но «исламской шурой» — «советом». Из членов этой шуры араб-наблюдатель всегда может найти замену излишне укрепившемуся амиру.
Новое движение должно поглощать уже существующие международные организации исламских фундаменталистов, деятельность этих организаций постепенно сводится к пропаганде и финансированию «единобожия» и «чистого ислама». Отсюда и названия «ваххабитов» — «мувахиддун» (единобожники) и «салафииты» (чистые).
Учебный курс — где и как делают настоящих «ваххабитов»
Корень «ваххабитской» политики — учебный курс (по-арабски «Талибан»), важность его такова, что в Афганистане он постепенно стал символизировать все «ваххабитское» движение, не только учебно-пропагандистскую часть, но также и государственные структуры, затмив даже официальные термины «исламский амират», «шариатское правление». Кроме пакистанских учебных курсов, давших новую государственность Афганистану, широко известны и тренировочные лагеря в Судане и Чечне.
Менее известны, но не менее значимы в системе международных «ваххабитских» сетей учебные центры в Турции, Ливане и Малайзии, на территории неподконтрольной официальным правительствам Алжира, Ливии и Филиппин. Упоминается и один или два учебных центра «ваххабитского» толка, существовавших на территории Ирана, под защитой сочувствовавшей движению части лидеров Корпуса стражей исламской революции. Все эти школы объединены общей системой финансирования и однородной учебной программой.
В нее входит тактика действий против армий советского типа, оперативная работа и ведение бизнеса. Девиз обучения — «счастлив может быть только мусульманин (то есть «ваххабит»)». В течение всего курса обучения талибы чувствуют, как о них заботятся, как они сами заботятся о своих, и как вообще все прекрасно в кругу «ваххабитов».
Вербовка
Стандартное обучение обычно состоит из трех этапов. На первом проводится отбор и отсев подозрительных и неспособных. На втором — курсант последовательно проходит основы военного дела и получает воинскую специальность. Если он допущен до третьего, то развиваются и шлифуются командные способности, дается политическая подготовка потребная на уровне лидера квазинезависимого государства.
В отборочный лагерь люди приходят по-разному. Чаще всего их толкает туда материальная безвыходность и слухи о могуществе и удачливости «ваххабитов». Для распространения таких мнений широко применяются специально создаваемые молодежные спортивные секции и кружки по изучению Корана.
Перспективных кандидатов, заманивают более тонкими методами — курсами по «суперэффективным» бизнес-технологиям, лекциями и семинарами по религиоведению. В таких собраниях «ваххабитские» идеи высказываются максимально замаскированно, основное содержание предельно насыщается оккультными и психологическими элементами, создающими у слушателей ощущение трудности и запутанности духовной жизни. Одновременно упорно проводится мысль о необходимости духовного роста для достижения материальных успехов и в момент, когда кандидат совершенно запутывается и теряется, появляется профессиональный «ваххабитский» вербовщик с предложением простого и эффективного решения.
Тем же способом завлекают преуспевающих бизнесменов, которых искусственно, с помощью подконтрольных чиновничьих структур, ставят на грань разорения, после чего появляется вербовщик-спасатель. В России отмечены также весьма экзотические методы вовлечения в «ваххабизм», основанные на контактах вербовщика с тоталитарной сектой. Имея знакомства среди активных сектантов, вербовщик привлекает к себе наиболее перспективных из них и разочаровавшихся в секте. Вербовщики первоначально избегают прямо называться «ваххабитами», а просто конфиденциально говорят о возможностях верного получения психологической и материальной поддержки.
От новобранца к амиру — обучение
В отборочном лагере, хотя бы и с таким великолепным названием как Исламский Институт «Кавказ» в Сержень-Юрте, ничему не учат, а лишь выбирают пригодных для дальнейшего обучения. Учебная программа на этом этапе ограничена заучиванием ряда сур из Корана, написанного наиболее распространенным в данной местности алфавитом, и усиленной физической подготовкой.
Основной инструмент оценки кандидата в «моджахеды» — тотальное наблюдение: независимо от возраста и общественного статуса студента (даже если он старше сорока лет) он не может нигде самостоятельно передвигаться, посещать соседние селения, как правило, запрещено. Передвижение парами и тройками гарантирует не только постоянное наблюдение, но и чувство единения, неразрывности группы.
Более глубокий анализ личности проводится в течение многочасовых допросов, длящихся несколько суток подряд, когда различными и постоянно меняющими друг друга людьми задаются практически один и те же вопросы. Это позволяет прослеживать возможные несоответствия в ответах и природе реакций, обнаруживая тем самым возможную агентуру противника, и выбирать лица с психологическими качествами, наиболее подходящими для последующего обучения. Если из отборочного лагеря еще существует теоретическая возможность по собственной воле вернуться к обычной жизни, на следующих этапах в силу вступает шариатское правило «за отречение от Ислама — смерть».
Более страшный путь в «ваххабиты» идет через плен или захват в заложники. «Ваххабитские» инструкции требуют от «моджахедов» подвергать любого захваченного ими человека, в случае, если ему может быть возвращена свобода, процедуре выбора — или принять «Ислам», или подвергнуться крайней степени физического унижения, все это записывается на видео, а видеозапись затем применяется для шантажа.
Выбравший «ваххабизм» тут же должен расстрелять или зарезать кого-либо из товарищей по несчастью. После чего кандидат обязан соучаствовать во всех действиях «моджахедов», давать интервью для «ваххабитской» прессы, многократно повторяя перед видеокамерой, что он добровольно принял «ислам». При любом подозрении его снова «ставят перед выбором».
Проверка может занять больше месяца, после чего прошедший ее сразу же попадает на второй этап талибского курса. Второй этап начинается с прохождения начального курса боевой подготовки, обычно в базовом лагере на территории, управляемой «ваххабитами». Лагеря и отряды «ваххабитов» называются по имени старшего руководителя. Для раскрутки в СМИ используются звучные имена типа «Шахид», «Ансар», «Мухаджир» и т.п. В базовом лагере изучается военное дело в объеме, необходимом для понимания боевых операций группы «моджахедов» числом до 150 человек. В рамках «науки джихада» изучается конспирация, агентурное дело и ведение бизнеса.
Основной метод обучения — запись и выучивание коротких правил, полевые занятия и деловые игры. Знание правил проверяется не ответами наизусть, а при решении практических заданий. С этого момента «моджахед» заводит конспект — один из трех основных документов, сопровождающих «ваххабита» всю жизнь. Остальные две — ведомости на получение денег и платеж «закята» (т.н. «списки») и видеоотчеты о проведенной работе. Основной акцент в военном обучении сделан на умении пользоваться слабыми местами советской «линейной» тактики — неготовности к продолжительным, непрерывным боевым действиям и к неожиданностям. «Моджахеду» внушается твердая вера в его непобедимость как части «уммы», всемирной общины мусульман. Для этого постоянно демонстрируются документальные записи побед над врагом, с обстоятельным анализом каждого случая, учебные занятия (так же как и боевые операции) чередуются с рутинно-увеселительными мероприятиями и заучиванием Корана. К концу курса слушатель вызубривает много стихов. Зубрежка Корана, ответы на вопросы инструкторов, иногда демонстрация видеопроповедей известных «ваххабитских» вождей, также построенных в виде ответов на наиболее частые вопросы — такова структура «политработы».
Важное отличие такого метода от политзанятий в Советской Армии (господготовки в Российской) в том, что заучивание Корана, даже без понимания смысла, в комбинации с постоянной сменой деятельности создает постоянное ощущение приподнятости, которое сохраняется и в ходе боев. Коран, в отличие от унылых лекций, — талантливое поэтическое сочинение, даже без знания арабского способное произвести эстетический эффект. Помимо практического ознакомления с тактикой использования всего советского и имеющегося в данной местности оружия, каждый курсант получает навыки руководства группами до 20 человек.
Полная взаимозаменяемость, как в оружии, так и командных кадров необходима «ваххабитам», на случай если амир не справляется со своими обязанностями. Тогда он или погибает в бою, или подвергается казни. Также этим методом «салафииты» обычно регулярно обновляют руководящие кадры.
Проверка эффективности подготовки делается в ходе занятий, на которых инструктора обстреливают курсантов боевыми патронами и снарядами — тот, кто не развил в себе достаточную уверенность (мешкающие и рвущие боевые порядки) может выбыть естественным образом. После обучения непременно идет стажировка в боевой обстановке, курсант получает простые, но опасные задания, для которых стремятся не рисковать более ценными кадрами. Приблизительно на каждые десять курсантов базового лагеря приходится не менее одного замученного пленника, расчлененного живьем при помощи холодного оружия или подсобного инструмента. Цель — связать новичков кровью, вселить веру в свое могущество. Общий эффект непрерывного внушения уверенности в себе и в «салафиитском» учении, создает особый тип «одержимых» личностей. Такой человек готов на все для сохранения этого ощущения, любые критические замечания встречает смехом, не задумываясь о сути критики.
После стажировки курсант направляется в один из трех лагерей специальной подготовки: тяжелое оружие, минно-подрывное дело, психологическая война — практическое применение заученных коротких правил.
Например, одним из главных правил психологической войны, стало требование приписывать противнику все события, взгляды и обычаи, способные дискредитировать «моджахедов», а все положительные черты неприятеля -«моджахедам». Вместо полевых занятий «моджахеды» — идеологи работают в компьютерных классах по теле-, радио- и газетной журналистике.
После специализации курсант официально признается «моджахедом салафиитом» и включается в состав существующего или создающегося отряда. Отныне его жизнь становится непрерывным «джихадом». «Ваххабитские» отряды до 3-5 тысяч человек действуют единым, строго определенным способом (если в осваиваемой местности еще нет «салафиитских» отрядов, то действуют подразделения до 300 — 500 бойцов со стажерами из других «горячих точек»). Около половины отряда остается на месте постоянного проживания и проводит подчинение «неверных» через бизнес, еще приблизительно столько же сражаются, а остальные — стажируются и учатся в других областях деятельности «ваххабитов». Нарушение такого порядка строжайше запрещено.
Каждый «салафиит» обязан участвовать в деятельности «мухабаррата» (тайной полиции), собирать и передавать наверх информацию полезную для боевой или деловой деятельности всех «амиратов».
Следующим возможным карьерным этапом для талиба могут быть направление на курсы командного состава в Пакистане или Афганистане. По некоторым сведениям, подобные курсы в начале 1999 открывал в Чечне и амир Хаттаб.
Лучшая рекомендация для направления на курсы комсостава для лидеров небольших джамаатов — организация массового истребления «неверных» или получение дохода порядка миллиона долларов за счет «неверных». Такой успех считается основой расширения джамаата, для руководства которым теперь потребуется большие знания. Помимо поддержки роста «салафиитских организаций» привлекаются и «кадры со стороны»: на курсы командиров попадают и лидеры, принявшие «ваххабизм» вместе со своими собственными политическими структурами. В этом случае с ними заблаговременно проводятся краткосрочные занятия по изменению сознания до уровня среднего «салафиита».
Содержание и способы обучения на командных курсах отличаются лишь масштабом изучаемых явлений (действия отрядов более 3 тысяч, одновременно в разных районах, управление отдельным квазинезависимым гособразованием). Выпускники курсов комсостава должны быть в состоянии самостоятельно, без помощи арабских контролеров, вести военные действия и оперативную работу в крупных масштабах на протяжении нескольких месяцев.
Один из заметных дефектов выпускников курсов «Талибан» — постоянная нужда в искусственном поддержании настроения приподнятости, чрезмерная вера в арабов и пакистанцев. Невозможность устроить смену подразделений, отдых и чтение Корана больше чем на несколько суток приводит талибов в уныние, они теряют хладнокровие. Так же если в случае серьезных трудностей арабы или пакистанцы почему-то не могут скорректировать обстановку, талибы легко паникуют и могут временно (до нескольких часов) совершенно разочароваться в «ваххабизме».
Послесловие
Даже такой краткий очерк ваххабизма дает отчетливое представление о том, с какой угрозой столкнулась Россия, насколько серьезны намерения приверженцев этого течения. Во всяком случае, даже на основании этих достаточно скупых тезисов можно догадаться, что игнорировать эту проблему нельзя, сама собой она не рассосется. Для очень многих жителей России, совершенно безразличных к Вере, «ваххабизм», как это ни странно, может показаться благом — заменителем того «порядка», который был при коммунистах. Но для православных христиан вполне реальная перспектива исламизации России может означать лишь новые чудовищные гонения.
Александр Акпадшахов