КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ПРИНЯТА НА РЕФЕРЕНДУМЕ).
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ.
Статья 1.
1. Чеченская Республика (Нохчийн Республика) — демократическое социальное правовое государство с республиканской формой правления. Суверенитет Чеченской Республики выражается в обладании всей полнотой власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и Чеченской Республики и является неотъемлемым качественным состоянием Чеченской Республики.
2. Территория Чеченской Республики является единой и неделимой и составляет неотъемлемую часть территории Российской Федерации.
Статья 2.
1. Единственным источником власти в Чеченской Республике в пределах компетенции Республики является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Присвоение властных полномочий или захват власти недопустимы и преследуются по закону.
Статья 3.
1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Чеченская Республика подтверждает особую политическую и правовую значимость прав и свобод человека и гражданина включением в Конституцию Чеченской Республики положений Конституции Российской Федерации, регулирующих права и свободы человека и гражданина.
2. Создание условий, обеспечивающих каждому человеку достойную жизнь и свободное развитие, гражданский мир и согласие в обществе, сохранение и защита исторического и культурного наследия народов, их национальной самобытности — высшие цели Чеченской Республики.
Статья 4.
1. Государственная власть в Чеченской Республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
2. Система органов государственной власти Чеченской Республики устанавливается настоящей Конституцией в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Статья 5.
1. Государственную власть в Чеченской Республике осуществляют Президент Чеченской Республики, Парламент Чеченской Республики (Совет Республики, Народное Собрание), Правительство Чеченской Республики, суды Чеченской Республики, а также иные органы государственной власти Чеченской Республики, образуемые в соответствии с настоящей Конституцией.
2. При осуществлении своей деятельности Президент Чеченской Республики, Парламент Чеченской Республики, Правительство Чеченской Республики, иные органы государственной власти Чеченской Республики и суды Чеченской Республики взаимодействуют в установленных федеральным законом, настоящей Конституцией и законами Чеченской Республики формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития Чеченской Республики и в интересах ее населения.
Статья 6.
1. По предметам ведения Чеченской Республики Конституция и законы Чеченской Республики имеют прямое действие на всей территории Республики и обладают высшей юридической силой. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Чеченской Республики, изданным по предметам ведения Чеченской Республики, действует нормативный правовой акт Чеченской Республики. По предметам исключительного ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и Чеченской Республики федеральные конституционные законы и федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Чеченской Республики. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Чеченской Республики действует федеральный закон.
2. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с компетенцией Чеченской Республики, не должны противоречить федеральным законам и Конституции Чеченской Республики.
3. Споры о компетенции между органами государственной власти Чеченской Республики и органами государственной власти Российской Федерации, а также между органами государственной власти Чеченской Республики разрешаются в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, настоящей Конституцией, законом, либо в судебном порядке.
4. Все законы должны быть официально опубликованы. Неопубликованные законы применению не подлежат. Иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
5. Органы государственной власти Чеченской Республики, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, должностные лица, граждане и их объединения, а также иностранные граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Конституцию Чеченской Республики, законы и иные нормативные правовые акты Республики.
Статья 7.
В Чеченской Республике признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статья 8.
1. В Чеченской Республике признается идеологическое, политическое многообразие и многопартийность.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. Партии, общественные и иные объединения равны перед законом.
4. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Чеченской Республики и Российской Федерации, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, создание на территории Чеченской Республики любых вооруженных или военизированных формирований, не предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Статья 9.
1. В Чеченской Республике признаются и равным образом защищаются государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности.
2. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Чеченской Республике как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории Чеченской Республики.
3. Правовое регулирование вопросов владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами осуществляется законодательством Чеченской Республики в пределах и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Статья 10.
1. Государственными языками в Чеченской Республике являются чеченский и русский языки.
2. Языком межнационального общения и официального делопроизводства в Чеченской Республике является русский язык.
3. Статус государственных языков Чеченской Республики устанавливается федеральным и республиканским законами.
Статья 11.
1. Чеченская Республика — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 12.
Каждый гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся на территории Чеченской Республики, обладает всеми правами и свободами, несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Чеченской Республики и законами Республики.
Статья 13.
1. Положения настоящей главы Конституции Чеченской Республики составляют основы конституционного строя Республики. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Чеченской Республики.
2. Учитывая особую политическую и правовую значимость положений Конституции Российской Федерации, относящихся к вопросам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, они включены в Конституцию Чеченской Республики.
ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.
Статья 14.
1. В Чеченской Республике признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Чеченской Республики и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность Чеченской Республики, ее государственных органов и должностных лиц.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 15.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 16.
1. Все равны перед законом и судом.
2. Чеченская Республика гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав гражданина по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Статья 17.
Каждый имеет право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни.
Статья 18.
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Статья 19.
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может содержаться в рабстве.
2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.
Статья 20.
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Статья 21.
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 22.
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Статья 23.
1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению своей национальной принадлежности.
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Статья 24.
Каждый, кто законно находится на территории Чеченской Республики, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Статья 25.
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь религиозные и иные убеждения.
Статья 26.
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную и религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, насилия и порнографии.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Статья 27.
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Статья 28.
Граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 29.
1. Граждане Российской Федерации, проживающие в Чеченской Республике (граждане Чеченской Республики), имеют право участвовать в управлении делами Чеченской Республики как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Чеченской Республики имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане Чеченской Республики, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Граждане Чеченской Республики имеют равный доступ к государственной и муниципальной службе.
5. Граждане Чеченской Республики имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Статья 30.
Граждане Чеченской Республики имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Статья 31.
1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 32.
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
З. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
4. Право наследования гарантируется.
Статья 33.
1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Статья 34.
1. Труд свободен. Каждый имеет право зарабатывать себе на жизнь трудом, свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 35.
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, обязаны заботиться о родителях.
4. Общепризнанные традиции и обычаи народов Чеченской Республики — уважение к старшему, женщине, людям различных религиозных убеждений, гостеприимство, милосердие — священны, охраняются Конституцией Чеченской Республики и законами Республики.
Статья 36.
1. Каждому гражданину Чеченской Республики гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами Чеченской Республики.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Статья 37.
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим гражданам Чеченской Республики, иным указанным в законе Чеченской Республики гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 38.
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Чеченской Республике финансируются республиканские программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 39.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 40.
1. Каждый гражданин имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Чеченская Республика в пределах республиканской компетенции решает вопросы в области образования.
Статья 41.
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Статья 42.
Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 43.
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 44.
1.Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статья 45.
1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Статья 46.
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Статья 47.
1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
Статья 48.
Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга, близких родственников и других лиц, круг которых определяется законом.
Статья 49.
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Чеченская Республика обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Статья 50.
Каждый имеет право на возмещение государством в установленном законом порядке вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти Чеченской Республики или их должностных лиц.
Статья 51.
1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось законодательством Российской Федерации правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Статья 52.
1. Перечисление в Конституции Чеченской Республики прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
2. В Чеченской Республике не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.
Статья 53.
1. В условия чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
2. Чрезвычайное положение на территории Чеченской Республики и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Статья 54.
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статья 55.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 56.
Граждане Чеченской Республики несут военную службу в соответствии с федеральным законом. В установленных федеральным законом случаях они имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой.
Статья 57.
Граждане могут самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, если иное не установлено законом.
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
Статья 58.
Отношения Чеченской Республики и Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Чеченской Республики, а также заключенными в соответствии с федеральным законом договорами между органами государственной власти Чеченской Республики и органами государственной власти Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий и соглашениями между органами исполнительной власти Чеченской Республики и федеральными органами исполнительной власти о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.
Статья 59.
1. Статус Чеченской Республики определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Чеченской Республики. Статус Чеченской Республики не может быть изменен без ее согласия.
2. Границы между Чеченской Республикой и иными субъектами Российской Федерации могут быть изменены только по взаимному согласию Сторон.
3. Границы Чеченской Республики с иностранными государствами являются Государственной границей Российской Федерации, статус которой устанавливается федеральным законом.
4. Административно-территориальное устройство Чеченской Республики и порядок его изменения, а также статус столицы Чеченской Республики определяются законами Республики.
5. В состав Чеченской Республики входят:
города республиканского значения: Грозный, Аргун и Гудермес;
районы: Ачхой-Мартановский, Веденский, Галанчожский, Грозненский, Гудермесский, Итум-Калинский, Курчалоевский, Надтеречный, Наурский, Ножай-Юртовский, Старо-Юртовский, Сунженский, Урус-Мартановский, Чеберлоевский, Шалинский, Шаройский, Шатойский и Шелковской.
Столицей Чеченской Республики является город Грозный.
Статья 60.
В совместном ведении Российской Федерации и Чеченской Республики находятся:
а) обеспечение соответствия Конституции Чеченской Республики и законов Республики Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей Чеченской Республики, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Статья 61.
В ведении Чеченской Республики находятся:
а) принятие Конституции Чеченской Республики, внесение в нее изменений и дополнений;
б) защита прав и законных интересов Чеченской Республики, контроль за соблюдением ее Конституции и законов;
в) законодательство Чеченской Республики;
г) установление системы органов государственной власти Чеченской Республики, порядка их организации и деятельности;
д) установление особенностей организации и порядка деятельности органов местного самоуправления в Чеченской Республике;
е) административно-территориальное устройство Чеченской Республики;
ж) определение и проведение социально-экономической политики, принятие и контроль за исполнением бюджета Чеченской Республики;
з) установление республиканских налогов и сборов, создание республиканских фондов развития городов, районов и населенных пунктов, иных внебюджетных фондов;
и) вопросы республиканской собственности и определение порядка распоряжения ею;
к) республиканские энергетические и иные системы жизнеобеспечения, транспорт, информация и связь Чеченской Республики;
л) международные и внешнеэкономические связи Чеченской Республики, осуществляемые в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий;
м) государственные награды и почетные звания Чеченской Республики, государственная символика;
н) вопросы объединения с другими субъектами Российской Федерации в региональные и межрегиональные ассоциации, союзы, заключение с ними договоров в целях сотрудничества и всестороннего развития территории;
о) программы социально-экономического развития Чеченской Республики;
п) обустройство возвращающихся в Чеченскую Республику вынужденных переселенцев, их социальная адаптация;
р) установление порядка организации и деятельности Конституционного Суда Чеченской Республики.
Законодательное регулирование указанных вопросов осуществляется Чеченской Республикой на основе и с соблюдением положений федерального законодательства.
Статья 62.
Государственные флаг, герб и гимн Чеченской Республики, их описание и порядок официального использования устанавливаются законом Республики.
ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
Статья 63.
Президент Чеченской Республики является высшим должностным лицом Чеченской Республики и возглавляет исполнительную власть Чеченской Республики.
Статья 64.
1. При вступлении в должность Президент Чеченской Республики приносит многонациональному народу Чеченской Республики следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Чеченской Республики уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать права многонационального народа Чеченской Республики и верно служить ему, соблюдать и защищать Конституцию Чеченской Республики и законы Республики».
2. Присяга приносится в торжественной обстановке на совместном заседании палат Парламента Чеченской Республики, в присутствии членов Правительства Чеченской Республики, судей Конституционного Суда Чеченской Республики, представителей политических партий, общественных объединений и движений.
Статья 65.
Президент Чеченской Республики избирается гражданами Чеченской Республики, достигшими на день голосования 18 лет и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 66.
Президентом Чеченской Республики может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет.
Статья 67.
1. Президент Чеченской Республики избирается на четыре года и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.
2. Президент Чеченской Республики, избранный в соответствии с федеральными законами и настоящей Конституцией, вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента Чеченской Республики, избранного на предыдущих выборах Президента Чеченской Республики, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента Чеченской Республики, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента Чеченской Республики, — на тридцатый день со дня официального опубликования избирательной комиссией Чеченской Республики общих результатов выборов Президента Чеченской Республики.
Статья 68.
В случае признания выборов Президента Чеченской Республики несостоявшимися, недействительными или в случае, если ни один из баллотировавшихся кандидатов не был избран, исполнение обязанностей Президента Чеченской Республики временно осуществляется Председателем Правительства Чеченской Республики на период до вступления в должность вновь избранного Президента Чеченской Республики. При этом повторные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев после официального объявления результатов предыдущих выборов.
Статья 69.
Президент Чеченской Республики не может быть одновременно депутатом Парламента Чеченской Республики, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Статья 70.
1. Президент Чеченской Республики непосредственно или через органы исполнительной власти Чеченской Республики обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере социально-экономического развития Чеченской Республики, а также в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.
2. Президент Чеченской Республики:
а) представляет Чеченскую Республику в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических и международных связей;
б) подписывает и обнародует законы Чеченской Республики либо отклоняет законы, принятые Парламентом Чеченской Республики, подписывает договоры и соглашения от имени Чеченской Республики;
в) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иных органов государственной власти Российской Федерации проекты актов, принятие которых находится в их компетенции;
г) назначает на должность с согласия Народного Собрания Председателя Правительства Чеченской Республики, его заместителей, министров, осуществляющих полномочия в сфере финансов, экономики, промышленности и сельского хозяйства, а также освобождает их от должности; назначает на должность и освобождает от должности других министров и руководителей иных органов исполнительной власти Чеченской Республики в соответствии с республиканским законом;
д) по предложению Председателя Правительства Чеченской Республики формирует Правительство Чеченской Республики;
е) представляет Совету Республики кандидатуры для назначения на должности председателя, заместителей председателя и судей Конституционного Суда Чеченской Республики, согласовывает кандидатуры для назначения на должности мировых судей в Чеченской Республике;
ж) принимает решение о досрочном прекращении полномочий Парламента Чеченской Республики (роспуске указанного органа) в случае принятия данным органом закона или иного нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и Чеченской Республики, конституции Чеченской Республики, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Парламент Чеченской Республики не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения;
з) назначает дату внеочередных выборов в Парламент Чеченской Республики (палату парламента) в случае досрочного прекращения полномочий Парламента Чеченской Республики (палаты парламента);
и) обладает правом законодательной инициативы;
к) не реже одного раза в год представляет доклады Парламенту Чеченской Республики (на совместном заседании его палат), обращается с посланиями к народу и Парламенту Чеченской Республики;
л) представляет Совету Республики кандидатуру для назначения на должность Председателя Национального банка Чеченской Республики, ставит перед Советом Республики вопрос об освобождении от должности Председателя Национального банка Чеченской Республики;
м) согласовывает кандидатуру Прокурора Чеченской Республики. Представляет Парламенту Чеченской Республики кандидатуру на должность прокурора Чеченской Республики, внесенную Генеральным прокурором Российской Федерации, для получения согласия на его назначение Генеральным Прокурором Российской Федерации;
н) назначает половину состава Избирательной комиссии Чеченской Республики;
о) вправе требовать созыва внеочередных заседаний палат Парламента Чеченской Республики, а также созывать вновь избранные палаты Парламента Чеченской Республики на первое заседание ранее срока, установленного для этого Конституцией Чеченской Республики;
п) вправе участвовать в работе палат Парламента Чеченской Республики с правом совещательного голоса;
р) формирует свой Аппарат и назначает его руководителя;
с) назначает на срок своих полномочий представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от исполнительного органа государственной власти Чеченской Республики; назначает на должность и освобождает от должности полномочного представителя Президента Чеченской Республики в Парламенте Чеченской Республики;
т) приостанавливает действие нормативных и иных актов органов исполнительной власти Чеченской Республики и отменяет их, если они противоречат Конституции Чеченской Республики;
у) награждает государственными наградами Чеченской Республики, представляет в установленном порядке к награждению государственными наградами Российской Федерации;
ф) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами и Конституцией Чеченской Республики.
3. Президент Чеченской Республики издает указы и распоряжения.
4. Указы и распоряжения Президента Чеченской Республики обязательны к исполнению на всей территории Чеченской Республики.
Статья 71.
Президент Чеченской Республики при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Конституцию Чеченской Республики и законы Чеченской Республики, а также исполнять указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
Статья 72.
Полномочия Президента Чеченской Республики прекращаются досрочно в случае:
а) его смерти;
б) его отставки в связи с выражением ему недоверия Парламентом Чеченской Республики;
в) его отставки по собственному желанию;
г) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации;
д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
ж) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства, утраты им гражданства Российской Федерации.
Статья 73.
Парламент Чеченской Республики вправе выразить недоверие Президенту Чеченской Республики в случае:
а) издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Чеченской Республики, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Президент Чеченской Республики не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
б) иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Чеченской Республики и законов Республики, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.
Статья 74.
Решение Парламента Чеченской Республики о недоверии Президенту Чеченской Республики принимается в каждой из палат двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети голосов от установленного числа депутатов Народного Собрания.
Статья 75.
1. Решение Парламента Чеченской Республики о недоверии Президенту Чеченской Республики влечет за собой немедленную отставку Президента Чеченской Республики и Правительства Чеченской Республики.
2. Решение Президента Российской Федерации об отрешении Президента Чеченской Республики от должности влечет за собой отставку Правительства Чеченской Республики.
Статья 76.
Во всех случаях, когда Президент Чеченской Республики не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Чеченской Республики.
Статья 77.
1. В случае досрочного прекращения полномочий Президента Чеченской Республики Председатель Правительства Чеченской Республики, временно исполняющий обязанности Президента Чеченской Республики, назначает внеочередные выборы Президента Чеченской Республики. Указанные выборы назначаются и проводятся в сроки, установленные федеральным законом.
2. Председатель Правительства Чеченской Республики, временно исполняющий обязанности Президента Чеченской Республики, не вправе распускать Парламент Чеченской Республики, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Чеченской Республики.
ГЛАВА 5. ПАРЛАМЕНТ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
Статья 78.
1. Парламент Чеченской Республики является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Чеченской Республики.
2. Парламент Чеченской Республики состоит из двух палат — Совета Республики и Народного Собрания.
Статья 79.
1. Совет Республики состоит из 21 депутата, представляющих административно-территориальные единицы республики (города республиканского значения и районы), избираемые по одномандатным избирательным округам на основе прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Народное Собрание состоит из 40 депутатов, избираемых на основе прямого избирательного права при тайном голосовании.
3. Статус депутатов Парламента Чеченской Республики, порядок подготовки и проведения выборов депутатов Парламента Чеченской Республики регулируются федеральными законами, настоящей Конституцией и законами Республики.
Статья 80.
1. Депутаты Парламента Чеченской Республики избираются сроком на 4 года гражданами Чеченской Республики, обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Депутатом Парламента Чеченской Республики может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года.
3. Депутаты Парламента Чеченской Республики могут работать на профессиональной постоянной основе, на профессиональной основе в определенный период или без отрыва от основной деятельности в соответствии с законом Чеченской Республики.
4. В течение срока своих полномочий депутат Парламента Чеченской Республики не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Чеченской Республики или государственные должности государственной службы Чеченской Республики, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
5. В случае если деятельность депутата Парламента Чеченской Республики осуществляется на профессиональной постоянной основе, он не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом.
6. Депутат Парламента Чеченской Республики не вправе использовать свой статус в деятельности, не связанной с осуществлением своих депутатских полномочий.
7. Депутат Парламента Чеченской Республики в течение всего срока его полномочий обладает неприкосновенностью в соответствии с федеральным законом.
Статья 81.
Депутаты Парламента Чеченской Республики вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий.
Статья 82.
1. Парламент Чеченской Республики является правомочным, если в состав каждой из палат Парламента избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Если не менее двух третей от установленного числа депутатов избрано в состав только одной из палат Парламента, данная палата является правомочной в части, касающейся ее исключительной компетенции. Правомочность заседаний палат Парламента Чеченской Республики определяется их регламентами.
2. Палаты Парламента Чеченской Республики заседают раздельно. Их заседания являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, Конституцией Чеченской Республики, законами Чеченской Республики, а также регламентами палат Парламента Чеченской Республики.
3. Парламент Чеченской Республики созывается на первое заседание избирательной комиссией Чеченской Республики не позднее 15 дней после избрания.
4. Первое заседание каждой из палат Парламента Чеченской Республики открывает старейший по возрасту депутат и ведет его до избрания Председателя соответствующей палаты Парламента.
5. Со дня начала работы вновь избранного Парламента Чеченской Республики (вновь избранной палаты Парламента) полномочия Парламента Чеченской Республики (соответствующей палаты Парламента) прежнего созыва прекращаются.
6. Палаты Парламента Чеченской Республики обладают правами юридического лица, имеют гербовую печать, самостоятельно решают вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
7. Расходы на обеспечение деятельности палат Парламента Чеченской Республики утверждаются Парламентом Чеченской Республики и предусматриваются отдельной строкой в бюджете Чеченской Республики.
Статья 83.
1. Парламент Чеченской Республики:
а) вносит предложения о поправках к Конституции Чеченской Республики в Конституционное Собрание Чеченской Республики;
б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Чеченской Республики и предметам совместного ведения Российской Федерации и Чеченской Республики в пределах полномочий Чеченской Республики;
в) образует для осуществления контроля за исполнением бюджета Чеченской Республики Счетную палату Чеченской Республики, состав и порядок деятельности которой определяются законом Республики;
г) осуществляет право законодательной инициативы по внесению законопроектов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
д) избирает в соответствии с федеральным законом на срок своих полномочий представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Чеченской Республики;
е) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Конституцией Чеченской Республики и законами Республики.
2. Совет Республики:
а) назначает и освобождает от должности Председателя Национального банка Чеченской Республики;
б) по представлению Президента Чеченской Республики назначает судей, председателя и заместителей председателя Конституционного Суда Чеченской Республики и мировых судей в Чеченской Республике;
в) назначает и освобождает от должности заместителя председателя Счетной палаты Чеченской Республики и половину состава ее аудиторов;
г) назначает и освобождает от должности четвертую часть членов Избирательной комиссии Чеченской Республики;
д) согласовывает кандидатуру на должность прокурора Чеченской Республики;
е) назначает референдум Чеченской Республики в случаях, предусмотренных законом Республики;
ж) назначает дату выборов в Парламент Чеченской Республики, а также дату выборов Президента Чеченской Республики.
3. Народное Собрание:
а) дает согласие Президенту Чеченской Республики на назначение Председателя Правительства Чеченской Республики, его заместителей, а также министров, осуществляющих полномочия в сфере финансов, экономики, промышленности и сельского хозяйства;
б) назначает на должность и освобождает от должности председателя Счетной палаты Чеченской Республики и половину состава ее аудиторов;
в) назначает и освобождает от должности четвертую часть членов Избирательной комиссии Чеченской Республики;
г) назначает и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике.
Статья 84.
Законом Чеченской Республики:
а) утверждается бюджет Чеченской Республики и отчет о его исполнении, представленные Президентом Чеченской Республики;
б) устанавливаются в соответствии с Конституцией Чеченской Республики основы организации и деятельности палат Парламента Чеченской Республики;
в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Чеченской Республики, определяется порядок их деятельности;
г) утверждаются программы социально-экономического развития Чеченской Республики, представленные Президентом Чеченской Республики;
д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению Чеченской Республики, а также порядок их взимания;
е) утверждается бюджет территориального государственного внебюджетного фонда Чеченской Республики и отчет о его исполнении;
ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью Чеченской Республики, в том числе долями (паями, акциями) Чеченской Республики в уставных капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно — правовых форм;
з) утверждаются заключение и расторжение договоров Чеченской Республики;
и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума Чеченской Республики;
к) устанавливается порядок проведения выборов в палаты Парламента Чеченской Республики, а также выборов Президента Чеченской Республики;
л) устанавливается административно-территориальное устройство Чеченской Республики и порядок его изменения;
м) определяется система органов исполнительной власти Чеченской Республики и порядок формирования структуры указанных органов;
н) утверждается соглашение об изменении границы Чеченской Республики;
о) устанавливается статус, полномочия, порядок назначения на должность и освобождения от должности, а также порядок деятельности Уполномоченного по правам человека Чеченской Республики;
п) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Чеченской Республики и законами Республики к ведению и полномочиям Чеченской Республики.
Статья 85.
Президент Чеченской Республики вправе издавать указы, восполняющие пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным и республиканским законам, а их действие ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов.
Статья 86.
Палаты Парламента Чеченской Республики принимают постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Чеченской Республики и законами Республики.
Статья 87.
Палаты Парламента Чеченской Республики в пределах и формах, установленных Конституцией Чеченской Республики и законами Республики:
а) обеспечивают наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов Чеченской Республики, исполнением бюджета Чеченской Республики, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Чеченской Республики;
б) осуществляют иные полномочия, установленные федеральными законами и законами Чеченской Республики.
Статья 88.
1. Право законодательной инициативы в Народном Собрании принадлежит Президенту Чеченской Республики, Правительству Чеченской Республики, Совету Республики, депутатам Совета Республики и Народного Собрания, представительным органам местного самоуправления. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Чеченской Республики, Верховному Суду Чеченской Республики, Арбитражному Суду Чеченской Республики, прокурору Чеченской Республики и Избирательной комиссии Чеченской Республики по вопросам их ведения.
2. Законопроекты вносятся в Народное Собрание. Законопроекты, внесенные в Народное Собрание Президентом Чеченской Республики, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
3. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Чеченской Республики, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Чеченской Республики, рассматриваются Народным Собранием по представлению Президента Чеченской Республики либо при наличии заключения указанного лица. Данное заключение представляется в Народное Собрание в месячный срок.
Статья 89.
1. Предложения о внесении поправок к Конституции Чеченской Республики принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов каждой из палат Парламента Чеченской Республики.
2. Законы Чеченской Республики принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов каждой из палат Парламента Чеченской Республики, если иное не предусмотрено настоящей Конституцией.
3. Постановления палат Парламента Чеченской Республики принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов каждой из палат Парламента, если иное не предусмотрено настоящей Конституцией.
4. Проект закона Чеченской Республики рассматривается Народным Собранием не менее чем в двух чтениях (за исключением проектов законов об утверждении (заключения и расторжения) договоров Чеченской Республики). Решение о принятии либо отклонении закона оформляется постановлением Народного Собрания.
Статья 90.
1. Законы Чеченской Республики, принятые Народным Собранием, в пятидневный срок направляются на рассмотрение в Совет Республики, который рассматривает их в течение четырнадцати дней. Не рассмотренные в указанный срок законы Чеченской Республики считаются одобренными Советом Республики.
2. Обязательному рассмотрению в Совете Республики подлежат принятые Народным Собранием законы Чеченской Республики по вопросам, предусмотренным пунктами «а», «д», «е», «ж», «з», «л» и «н» статьи 84 настоящей Конституции.
3. Отклоненный закон подлежит повторному рассмотрению Народным Собранием. В случае несогласия Народного Собрания с решением Совета Республики закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов Народного Собрания.
4. Принятый закон в пятидневный срок направляется Президенту Чеченской Республики для подписания и обнародования. Президент Чеченской Республики обязан в течение четырнадцати календарных дней со дня поступления указанного закона обнародовать закон, удостоверив обнародование закона путем его подписания, либо в этот срок отклонить закон. В случае отклонения Президентом Чеченской Республики закона Чеченской Республики указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов каждой из палат Парламента Чеченской Республики.
5. Закон Чеченской Республики, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Президентом Чеченской Республики и подлежит подписанию и обнародованию в течение четырнадцати календарных дней со дня поступления указанного закона.
6. Конституция Чеченской Республики и законы Республики, а также постановления палат Парламента Чеченской Республики нормативного характера вступают в силу со дня их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты Чеченской Республики, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Порядок официального опубликования законов и иных нормативных правовых актов Чеченской Республики устанавливается законом Чеченской Республики.
7. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Конституция и законы Чеченской Республики подлежат государственной защите на территории Чеченской Республики.
Статья 91.
1. Полномочия Парламента Чеченской Республики могут быть прекращены досрочно в случаях:
а) принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом решение о самороспуске принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов каждой из палат Парламента Чеченской Республики;
б) роспуска указанного органа Президентом Чеченской Республики по основаниям, предусмотренным настоящей Конституцией;
в) вступления в силу решения Верховного суда Чеченской Республики о неправомочности данного состава депутатов Парламента Чеченской Республики, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий;
г) вступления в силу федерального закона о роспуске указанного органа.
2. Полномочия палаты Парламента Чеченской Республики могут быть прекращены досрочно в случае вступления в силу решения Верховного суда Чеченской Республики о неправомочности данного состава депутатов палаты Парламента Чеченской Республики, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий.
3. В случае досрочного прекращения полномочий Парламента Чеченской Республики (палаты Парламента) Президентом Чеченской Республики назначаются внеочередные выборы в Парламент Чеченской Республики (палату Парламента). Указанные выборы назначаются и проводятся в сроки, установленные федеральным законом.
ГЛАВА 6. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
Статья 92.
1. Правительство Чеченской Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Чеченской Республики.
2. В Правительство Чеченской Республики входят Председатель Правительства Чеченской Республики, его заместители и министры.
3. Правительство Чеченской Республики обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Чеченской Республики, законов и иных нормативных правовых актов Республики на ее территории.
4. Правительство Чеченской Республики обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
5. Финансирование Правительства Чеченской Республики и возглавляемых им органов исполнительной власти Чеченской Республики осуществляется за счет средств бюджета Чеченской Республики, предусмотренных отдельными статьями.
Статья 93.
1. Правительство Чеченской Республики разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Чеченской Республики, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.
2. Правительство Чеченской Республики:
а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
б) разрабатывает для представления Президентом Чеченской Республики в Народное Собрание проект бюджета Чеченской Республики, а также проекты программ социально-экономического развития Чеченской Республики;
в) обеспечивает исполнение бюджета Чеченской Республики и подготавливает отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Чеченской Республики для представления их Президентом Чеченской Республики в Народное Собрание Чеченской Республики;
г) формирует иные органы исполнительной власти Чеченской Республики;
д) управляет и распоряжается собственностью Чеченской Республики в соответствии с законами Чеченской Республики, а также федеральной собственностью, переданной в управление Чеченской Республике в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
е) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты, в случае если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Конституции Чеченской Республики, законам и иным нормативным правовым актам Республики, а также вправе обратиться в суд;
ж) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;
з) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Конституцией Чеченской Республики, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.
Статья 94.
1. Акты Правительства Чеченской Республики (постановления и распоряжения), принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Чеченской Республике.
2. Акты Правительства Чеченской Республики не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и Чеченской Республики, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Конституции Чеченской Республики, законам Республики и актам Президента Чеченской Республики.
Статья 95.
Правительство Чеченской Республики слагает полномочия перед вновь избранным Президентом Чеченской Республики, уходит в отставку в случаях принятия Парламентом Чеченской Республики решения о недоверии Президенту Чеченской Республики или отрешения Президента Чеченской Республики от должности, по решению Президента Российской Федерации. В случаях отставки (сложения полномочий) Правительства Чеченской Республики, предусмотренных настоящей Конституцией, оно продолжает действовать до сформирования нового Правительства Чеченской Республики.
ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРОКУРАТУРА, АДВОКАТУРА И НОТАРИАТ.
Статья 96.
1. Правосудие в Чеченской Республике осуществляется только судом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных федеральным конституционным законом, не допускается.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. На территории Чеченской Республики действуют Конституционный Суд Чеченской Республики, мировые судьи, а также федеральные суды: Верховный Суд Чеченской Республики, Арбитражный Суд Чеченской Республики, районные и специализированные суды.
4. Никакой другой орган, должностное или иное лицо не вправе брать на себя функции судебной власти.
Статья 97.
1. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом полномочиями осуществлять правосудие и осуществляющие свои обязанности на профессиональной основе.
2. Все судьи обладают единым статусом, установленным федеральным конституционным законом и федеральным законом. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях ими предусмотренных, — также законами Чеченской Республики.
3. Республиканскими законами могут быть установлены дополнительные требования к судьям Конституционного Суда Чеченской Республики и мировым судьям Чеченской Республики.
Статья 98.
1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, а также руководствуются Конституцией Чеченской Республики и законами Республики.
2. Судьи несменяемы, они назначаются на должность в установленном федеральным законом порядке, а мировые судьи назначаются (избираются) также в порядке, установленном законом Чеченской Республики. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
3. Судьи неприкосновенны, они не могут быть привлечены к уголовной ответственности иначе как в порядке, установленном федеральным законом.
Статья 99.
1. Разбирательство дел в судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
2. Судопроизводство в Чеченской Республике ведется на русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право ознакомления с материалами дела и участия в процессуальных действиях вместе с переводчиком, а также право выступать в суде на родном языке.
Статья 100.
1. Конституционный Суд Чеченской Республики создается для рассмотрения вопросов о соответствии законов Чеченской Республики, нормативных правовых актов Парламента Чеченской Республики, Президента Чеченской Республики, Правительства Чеченской Республики, иных органов исполнительной власти Чеченской Республики, органов местного самоуправления Чеченской Республики Конституции Чеченской Республики.
2. Конституционный Суд Чеченской Республики:
а) разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Чеченской Республики и между органами государственной власти Чеченской Республиками и органами местного самоуправления;
б) дает заключение о соответствии вопроса, выносимого на референдум Чеченской Республики Конституции Чеченской Республики;
в) по запросам Президента Чеченской Республики и палат Парламента Чеченской Республики дает толкование Конституции Чеченской Республики.
3. Финансирование Конституционного Суда Чеченской Республики производится за счет средств республиканского бюджета.
4. Конституционный Суд Чеченской Республики рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом Чеченской Республики.
5. Решение Конституционного Суда Чеченской Республики, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.
6. Порядок наделения полномочиями председателя, заместителей председателя, других судей Конституционного Суда Чеченской Республики устанавливается федеральными законами и законом Чеченской Республики.
Статья 101.
1. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции Чеченской Республики и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются федеральными законами, а порядок их деятельности — также законами Чеченской Республики.
2. Мировые судьи в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
3. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами Чеченской Республики.
Статья 102.
Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов на территории Чеченской Республики устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом, иными федеральными законами.
Статья 103.
1. Прокуратура Чеченской Республики входит в единую централизованную систему прокуратуры Российской Федерации с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
2. Полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются федеральным законом.
Статья 104.
1. Прокурор Чеченской Республики назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Президентом Чеченской Республики и Советом Республики, а освобождается от должности — Генеральным прокурором Российской Федерации. Иные прокуроры Чеченской Республики назначаются на должности и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.
2. Прокурор Чеченской Республики, прокуроры районов и городов осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было органов государственной власти Чеченской Республики и органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Статья 105.
Адвокатура в Чеченской Республике представляет собой независимое профессиональное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Организация и порядок деятельности адвокатуры регулируются федеральным законом и законом Чеченской Республики.
Статья 106.
Нотариат в Чеченской Республике призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Чеченской Республики защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации. Организация и порядок деятельности нотариата определяется федеральным законом и законом Чеченской Республики.
ГЛАВА 8. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ.
Статья 107.
1. Местное самоуправление в Чеченской Республике обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 108.
1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с законом.
2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Статья 109.
1. Порядок формирования органов местного самоуправления Чеченской Республики и организация их деятельности определяются федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления, законами Чеченской Республики о местном самоуправлении и уставами муниципальных образований.
2. Особенности организации и осуществления местного самоуправления в городе Грозном могут быть установлены законами Республики.
Статья 110.
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом Чеченской Республики отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна органам государственной власти.
Статья 111.
Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Конституцией Чеченской Республики и законами Республики.
ГЛАВА 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ.
Статья 112.
1. Конституция Чеченской Республики принимается на референдуме Чеченской Республики.
2. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Чеченской Республики могут вносить в Конституционное Собрание Чеченской Республики Президент Чеченской Республики и Парламент Чеченской Республики.
Порядок внесения в Конституционное Собрание Чеченской Республики предложений о поправках и (или) пересмотре положений Конституцию Чеченской Республики, а также статус, порядок формирования и деятельности Конституционного Собрания Чеченской Республики устанавливается законом Чеченской Республики.
3. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Чеченской Республики, противоречащие Конституции Российской Федерации, нарушающие права и свободы гражданина и человека, посягающие на республиканскую форму правления и основы конституционного строя Чеченской Республики, не могут быть приняты Конституционным Собранием Чеченской Республики к своему рассмотрению и вынесены на референдум.
4. Конституционное Собрание Чеченской Республики вправе принимать в порядке установленном законом Республики поправки к главам 4 — 7 Конституции Чеченской Республики. Указанные поправки принимаются Конституционным Собранием Чеченской Республики не менее чем двумя третями голосов от общего числа его членов.
5. Поправка и (или) предложение о пересмотре положений Конституции Чеченской Республики выносится на республиканский референдум, если за их вынесение на референдум проголосовало не менее двух третей от установленного числа членов Конституционного Собрания Чеченской Республики.
6. В случае изменения наименования административно-территориальной единицы Чеченской Республики ее новое наименование подлежит включению в Конституцию Чеченской Республики указом Президента Чеченской Республики.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1. Конституция Чеченской Республики вступает в силу со дня ее официального опубликования по результатам голосования на референдуме Чеченской Республики.
В Конституцию Чеченской Республики в течение года после вступления ее в силу не могут вноситься поправки.
2. Глава Администрации Чеченской Республики со дня вступления в силу Конституции Чеченской Республики и до вступления в должность избранного Президента Чеченской Республики исполняет полномочия Президента Чеченской Республики, предусмотренные Конституцией Чеченской Республики.
До избрания Народного Собрания исполняющий полномочия Президента Чеченской Республики и затем после выборов Президент Чеченской Республики назначает на должность и освобождает от должности Председателя Правительства Чеченской Республики.
3. На период до принятия Парламентом Чеченской Республики соответствующих законов Чеченской Республики органы государственной власти Чеченской Республики руководствуются федеральным законодательством и издаваемыми на их основе в пределах республиканской компетенции актами исполняющего полномочия Президента Чеченской Республики и затем после выборов актами Президента Чеченской Республики. На период до избрания Парламента Чеченской Республики акты исполняющего полномочия Президента Чеченской Республики и затем после выборов Президента Чеченской Республики по вопросам, требующим законодательного регулирования, в том числе о республиканском бюджете и административно-территориальном устройстве, подлежат обязательному рассмотрению Государственным Советом Чеченской Республики. Указанные акты вступают в силу после их одобрения Государственным Советом. Государственный Совет также готовит и (или) рассматривает проекты законов Чеченской Республики для последующего внесения их в установленном порядке в Народное Собрание Чеченской Республики. В Государственный Совет входят по должности в качестве членов Государственного Совета главы администраций городов Грозный, Аргун и Гудермес, районов Республики, а также по одному представителю от названных административно-территориальных образований, избираемому проживающими на их территории гражданами на сходах граждан. Государственный Совет избирает на срок до окончания своих полномочий представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Государственный Совет прекращает свои полномочия с началом работы палат Парламента Чеченской Республики.
4. На период до принятия законов о местном самоуправлении в Чеченской Республике и образования на их основе органов местного самоуправления полномочия указанных органов осуществляют администрации районов и населенных пунктов Чеченской Республики, формируемые исполняющим полномочия Президента Чеченской Республики и затем после выборов Президентом Чеченской Республики.
Указанные администрации на основании решений сходов граждан, проживающих в населенных пунктах соответствующего района, формируют списки народных заседателей районных судов, расположенных на территории Чеченской Республики. Исполняющий полномочия Президента Чеченской Республики и затем после выборов Президент Чеченской Республики по представлению Государственного Совета утверждает общий список народных заседателей районных народных судов, а после выборов депутатов Совета Республики — по представлению Совета Республики.
5. Избирательная комиссия Чеченской Республики в своем составе на день проведения референдума по Конституции Чеченской Республики осуществляет полномочия до истечения срока, на который она была сформирована.
6. Настоящая Конституция Чеченской Республики принимается на основе федеральных законов и изданных в соответствии с ними актов Президента Российской Федерации.
7. Выборы Президента Чеченской Республики проводятся не ранее шести месяцев с момента принятия настоящей Конституции.
8. Выборы первого состава палат Парламента Чеченской Республики проводятся не ранее трех месяцев с момента избрания Президента Чеченской Республики.
9. Выборы Президента Чеченской Республики и первого состава палат Парламента Чеченской Республики проводятся на основе федеральных законов и актов Президента Российской Федерации, а также законов Чеченской Республики, принимаемых на референдуме Чеченской Республики одновременно с голосованием по Конституции Чеченской Республики. Поправки в законы, принимаемые на референдуме Чеченской Республики одновременно с голосованием по Конституции Чеченской Республики, вносятся в порядке, предусмотренном для внесения изменений в законы Чеченской Республики.
10. Президент Чеченской Республики, впервые избранный в соответствии с федеральными законами и настоящей Конституцией, вступает в должность на десятый день со дня официального опубликования избирательной комиссией Чеченской Республики общих результатов выборов Президента Чеченской Республики.