Чеченское национальное право (Чеченское государство)

Чеченская интернет-библиотека Пашкова Романа

Search

Friday April 20, 2018
  • Home
  • О сайте
  • Об авторе
  • Фотографии
  • Уложение
  • Цивилизация

Рубрики

  • Авторские научные материалы (правовая реконструкция и правовая футурология) (16)
    • Исследования (3)
    • Исторические документы (9)
    • Проекты (2)
    • Хрестоматия по истории (2)
  • Героический эпос чеченцев и ингушей (115)
    • Алмасы, лесные мужи (8)
    • Вампалы-Великаны (10)
    • Героические сказания о местных богатырях (11)
    • Мифы и предания о мифических существах (5)
    • Предания о памятниках нарт-эрстхойцев (7)
    • Сказания о борьбе за землю (15)
    • Сказания о Нарг-орстхойцах (50)
    • Сказания об одноглазых великанах (3)
    • Сказания, отражающие деформацию эпоса (2)
    • Сказки о нарт-орхойцах (4)
  • Знаменитые родственники (4)
  • История государства и права Чеченской республики (150)
    • 1990-1991 (23)
    • 1991 Газета Барт (20)
    • 1992 (12)
    • 1993 (22)
    • 1994 (5)
    • 1995 (3)
    • 1996 (6)
    • 1997 (4)
    • Гражданская война (18)
    • Настоящее время (8)
    • Начало-19 век (12)
    • Советская эпоха (17)
  • История нахов (51)
  • Книга "Вайнахи и власть" (176)
    • 1917-1922 гг. (28)
      • Документы (25)
      • Материалы (3)
    • 1922-1941 гг. (33)
      • Документы (32)
      • Материалы (1)
    • 1941-март 1944 г. (14)
      • Документы (13)
      • Материалы (1)
    • 1944-начало 1950-х гг. (24)
      • Документы (23)
      • Материалы (1)
    • XIX -начало ХХ в. (39)
      • Документы (36)
      • Материалы (3)
    • Март 1953-начало 1960-х гг. (38)
      • Документы (37)
      • Материалы (1)
  • Чеченское правовое наследие (история чеченских государств) (126)
    • Ингушская страница Харсиева (14)
    • Кавказский имамат (20)
    • Корпус источников права (11)
    • Советское время (15)
    • Современный период (25)
    • Тарикат (8)
    • Царское время (адаптационный период) (8)
    • Чеченская страница Акаева (2)
    • Чеченская страница Бугаева (4)
    • Чеченская страница Гапураева (11)
    • Чеченские кодексы (4)
    • Чеченские сказки (4)

Архивы

  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Сентябрь 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Февраль 2017
  • Ноябрь 2015
  • Июнь 2015
  • Февраль 2015
  • Январь 2015
  • Декабрь 2014
  • Август 2014
  • Февраль 2014
  • Декабрь 2013
  • Август 2013
  • Июль 2013
  • Март 2013
  • Февраль 2013
  • Январь 2013
  • Май 2012
  • Март 2012
  • Февраль 2012
  • Январь 2012
  • Ноябрь 2011
  • Октябрь 2011
  • Сентябрь 2011
  • Апрель 2011
  • Март 2011
  • Февраль 2011
  • Январь 2011
  • Декабрь 2010
  • Ноябрь 2010
  • Сентябрь 2010
  • Август 2010
  • Июль 2010
  • Июнь 2010
  • Май 2010
  • Апрель 2010

Последние записи

  • Гумба. Нахи
  • Путешествие трех князей
  • О Хане Гаммалте
  • Нарт-эрстхоевец и кровник
  • Лял-Султа
  • Сеска Солса и волк
  • 60 орхустойцев и Цазик
  • Тимар с обгоревшим боком
  • Путешествие нарта
  • Зарваш, или Семиголовый минотавр
  • Ялхой-мохкское сказание
  • Эшк и Сеска Солса
  • Чтобы котел говорил о нас
  • Хамчи Патриж
  • Урузман, Орзми, Солса и Патараз, сын Хамчи

Ссылки

  • Всемирная исламская политико-правовая мысль
  • Всеобщая история государства и права (источники права)
  • История государства и права США — Проект "АВАЛОН"
  • История России и русского мира
  • История Украины и украинского государства
  • Иудаика (евреи и Израиль)
  • Конституции государств мира
  • Лаборатория обычного права ДагГУ
  • Правовое наследие Кавказа (Архивы Кавказа)
  • Российский правовой портал: Библиотека Пашкова
  • Юрист Пашков Роман Викторович

Ялхой-мохкское сказание

22 Jan
2018

Ялхой-мохкское сказание

В прежние времена аул Ялхой-Мохк против нынешнего был гораздо больше. В нем жили семь братьев богатырей, отличавшихся силой и молодечеством. Все их очень боялись, так как они мужчин убивали, а женщин подвергали насилию. Была у братьев единственная сестра такой красоты, что, пожалуй, красивее всех на свете. Однажды она пошла к роднику и стала мыть в нем вату. Вату она положила на серебряную доску и, поливая ее водой из родника, била потом золотыми палками. В то время, когда она это делала, подошли к роднику пастухи с гор и заметили, что у нее сквозь разорванное платье что-то белеется, как молоко или как только что выпавший снег. Пастухи остановились и спросили сестру богатырей: «Девушка, что это у тебя белеется: лоскуток платья или тело твое?» Она сказала: «Тело». – «Ой-ой! какое белое тело!» – удивились пастухи и ушли себе. Сестра богатырей окончила свое дело и пошла домой, а вскоре после того умерла от дурного глаза пастухов Братья выкопали могилу и похоронили сестру. Потом младший из них пошел на речку Гумс и отыскал каменный столб для памятника на могиле. Столб был такой тяжелый, что восемь пар быков не могли бы стронуть его с места, но младший брат взвалил его себе на плечи да один и принес на кладбище. Потом он один же и сразу воткнул столб в землю около могилы сестры. Стоит этот памятник и теперь, и на нем ясно видны пальцы богатыря .
Покончив с похоронами сестры, братья сказали друг другу: «Теперь нам нечего делать здесь, пойдемте путешествовать по свету». И пошли они путешествовать по свету. Шли очень долго и почувствовали сильный голод. Тогда они завернули в аул и зашли в саклю одной бедной вдовы . Вдова приняла их, как гостей, попросила сесть отдохнуть и начала готовить для них еду. Сначала она разложила огонь и повесила над ним котел, да такой большой, что в нем, наверное, можно было бы сварить целого быка или лошадь, а потом взяла и бросила в котел такой маленький кусочек мяса, что видеть нечего было. Заметив это, братья говорят один другому: «Что нам в этом кусочке мяса? Она хочет нас оставить голодными». Между тем мясо сварилось, и вдова стала просить кого-нибудь из братьев снять котел с огня. Пошел старший брат: бился, бился он, но снять котел не мог. Пошел к нему на помощь второй брат, потом третий, потом четвертый, но и вчетвером они ничего не смогли сделать. Тогда вдова пошла сама и одной рукой сняла котел с огня. Начала она выкладывать из котла мясо и выложила его столько, как будто в него был положен целый бык. Затем она бросила в котел галушки, приготовленные из горсточки муки, и опять повесила его над огнем. Когда же и галушки сварились, вдова выложила их вместе с мясом на несколько огромных блюд и предложила гостям закусить. Гости наелись досыта, а мяса и галушек осталось еще столько, что хватило бы на сто человек. Утолив голод, братья спрашивают хозяйку: «Как это ты сделала, что из положенных в котел маленького куска мяса и горсточки муки у тебя наварилось так много мяса и галушек?» Вдова не знала, что гости ее богатыри , и на вопрос их ответила так: «Дай бог погибнуть всем нынешним богатырям! С тех пор, как эти люди появились на свет, все в мире стало оскудевать. Теперь уже нет и не будет ни той пшеницы, ни того мяса, которые были прежде, и то, чем я вас накормила, это последние остатки прежней благодати». И еще раз сказала: «Пусть будет проклято народившееся племя богатырей!».
Печально выслушали братья проклятье старухи и, простившись с ней, отправились обратно в свой аул Ялхой-Мохк, а когда пришли, то почувствовали, что им стало тяжело жить на свете. Подумали они и решили умереть. Отправившись на ялхой-мохкское кладбище, братья вырыли себе там одну общую могилу и натаскали к ней с Гумса много камней. Потом, возвратившись в аул, они собрали все аульное население и объявили ему о своем решении умереть, завещав, чтобы после смерти их всех положили в одну могилу и над могилой сделали курган из заготовленных ими камней. После этих распоряжений братья расплавили в огромном котле красную медь и начали пить ее из огромных чашек. Младший брат наполнял чашки и угощал шестерых старших, а когда шестеро старших, напившись меди, попадали на пол сакли, он поднял котел и сам выпил все, что в нем оставалось. Но не сразу умерли братья. Они еще долго мучились, восклицая один за другим: «Ой, все кипит у меня внутри, ой, все кипит!» И сказали они собравшемуся народу: «Пусть дно котла будет вечно напоминать вам, как кипит у нас внутри». После смерти братьев народ исполнил их завещание: положил их всех в одну общую могилу и воздвиг на ней курган из заготовленных раньше камней.
Так умерли ялхой-мохкские богатыри, предки нынешних ялхой-мохкцев, и дно котла доныне напоминает всем об их страданиях перед смертью. Налейте в котел воды и поставьте его на огонь. Когда огонь разгорится, в котле начнется шум. Этот шум и напоминает нам о том, какой смертью умерли наши [ялхой-мохкцев] предки.

  • In: Героический эпос чеченцев и ингушей|Сказания о Нарг-орстхойцах

Comments are closed.