Канава Темира Хромого

Отец Темира был овцевод, почему Темир с малолетства приучался к этому же роду хозяйства. Однажды, когда Темир пас баранов, он поймал зайца и пустил его в свое стадо, полагая, что заяц – козленок. Возвратясь со стадом домой, Темир показывал отцу зайца, которого он принял за козленка.
– Ну, поймай же мне этого козленка, – говорит ему отец.
Темир, сделав несколько быстрых и ловких прыжков, поймал зайца и передал его отцу. «Э, – подумал отец, – он с такой ловкостью и быстротой не будет у меня долго жить», – и переломил сыну ногу. Говорят, с этого времени Темир сделался хромым.
Односельцем Темира был какой-то кузнец, который жил на конце аула. Однажды Темир сидел в кузне этого кузнеца, и кузнец как-то, опершись головой на ручку молота, заснул. В это время Темир заметил, что из ноздрей кузнеца вышло какое-то маленькое насекомое, направившееся вниз по ручке молота на наковальню и затем в посуду, наполненную водой. Через несколько времени насекомое обратно возвратилось в ноздри кузнеца. «Уф!» – сказал, проснувшись, кузнец. – Какой я сейчас сон видел!» «Какой же ты видел сон? – спросил его Темир. – Расскажи». – «Вообрази себе, снилось мне, будто бы я отправился по узкому хребту какой-то горы к железному холму, а оттуда в море, но что я видел на дне морском! О, это необыкновенное чудо!» – «Ну, что ж ты видел там?» – спросил его Темир. «Видел я, – продолжает кузнец, – золото и серебро, и этих дорогих металлов хватило бы на целый свет». Темир сейчас же разъяснил себе этот сон; он смекнул, что под кузней находится клад, и говорит кузнецу: «Перенеси свою кузню в другое место, ведь тебе ‘все равно, где бы она ни находилась, а мне, хромому, удобнее жить на конце аула». Кузнец согласился на предложение Темира и перенес свою кузню на другое место, а Темир начал строить на том месте дом. Когда Темир начал возводить фундамент, он нашел целые груды серебра и золота. Темир скрыл свое богатство от всех.
В это самое время пропал у Темира сын, которого нигде не могли отыскать, вследствие чего Темир, не жалея богатства, принялся проводить громадную канаву. Для этого он нанял множество народу, думая, что работающие распространят по всему свету слух о причине этой работы, и, наверное, дойдет слух этот до сына его, если он жив, и, авось, он прибежит к нему.
Впоследствии оказалось, что сын его был куплен Баркимом. Барким поклялся при покупке его, что он будет смотреть на него, как на родного сына. Сын Темира, в свою очередь, тоже дал клятву Баркиму, что и он будет жить у него до тех пор, пока он, Барким, не скажет ему: «Ступай домой».
Сын Темира обладал таким секретом, что мог узнавать магнитную шашку и турпул-лошадь. Однажды, когда он и Барким ехали вместе, они нашли череп лошади. Сын Темира, остановившись около этого черепа, сказал: «Тебя, лошадь, убили, вероятно, потому, что не знали о твоей сверхъестественной силе и что ты турпул». «Разве ты можешь отличить турпул от обыкновенных лошадей?» – спросил его Барким . «Да, я могу узнать лошадь этой породы и отличить магнитную шашку от простой», – ответил сын Темира. «Хорошо, – сказал Барким, – мы отправимся на самых красивых конях, с лучшим оружием на большую дорогу и будем поджидать человека, имеющего подобную лошадь и магнитную шашку».
Они стали на большой дороге и следили за каждым проезжим. Наконец заметили они несколько человек с навьюченными лошадьми. Как только увидел их сын Темира, сказал: «Вон у того, который едет последним, лошадь – турпул и шашка – магнитная». Когда эти путники поравнялись с ними, Барким и сын Темира остановили ехавшего последним и предложили ему за лошадь красивого коня с серебряной сбруей, а взамен шашки – оправленную золотом и серебром саблю. Путник был удивлен этим предложением и даже, приняв это за насмешку, сказал им: «Вы не смейтесь над моей лошадью и шашкой, не заставляйте меня отставать от моих товарищей». Барким и сын Темира уверяли его, что они серьезно хотят с ним поменяться лошадью и шашкой, и, конечно, тот, не зная достоинств своей лошади и шашки, с радостью поменялся.
Сын Темира пустил эту лошадь с тремя кобылицами в горы на вольное пастбище. В конце года он поймал одну из кобылиц и зарезал ее, но, посмотрев на мозг костей ее, сказал, что нужно, чтобы приобретенная им лошадь еще паслась вольно, и с этими словами опять пустил ее с остальными двумя кобылицами на пастбище. В конце следующего года он поймал кобылицу и, зарезав ее, нашел, что его лошади еще нужно пастись на вольном пастбище. Через год сын Темира зарезал и третью кобылицу; по мускулам ее он определил, что уже можно ездить на приобретенной им лошади.
Сын Темира и Барким отправились однажды на одни общественные скачки, куда съезжались самые лучшие наездники . В этом состязании отличился, как своим удальством, так и быстротой своего коня, сын Темира. Когда он сделал последний круг, Барким сказал ему: «Довольно, ты первым отличился на этих скачках, ступай себе домой». Как только Барким произнес эти слова, сын Темира поскакал в ту сторону, где, как он слышал, отец его проводил канаву. Барким понял, что дал промах, забыв клятву, данную сыну Темира, что тот будет жить у него до тех пор, пока он не скажет ему: «Ступай домой».
Барким послал за ним погоню. Сын же Темира, видя, что его уже почти догоняет всадник, сидящий на серой лошади, пустил своего коня по каменистой почве. Тогда догонявший его отстал, но его стал догонять другой всадник, у которого была лошадь с белым пятном на лбу. Сын Темира стал скакать по направлению к солнцу- – и этот всадник отстал от него. Спустя немного стал его догонять третий всадник. На этот раз сын Темира направил свою лошадь против ветра, после чего и третий всадник стал отставать от него.
Последний всадник, видя, что его погоня за сыном Темира напрасна, крикнул ему: «Остановись на короткое время и ответь на мои вопросы». Темиров сын остановился и обернулся к нему. Всадник спросил: «Почему, когда один из нас, сидящий на сером коне, стал догонять тебя, ты стал скакать по каменистой почве?» – «А потому, что у серой лошади бывают слабые копыта и она не -в состоянии скакать по камням, а моей же все равно, так как она турпул». – «А почему ты направился к солнцу, когда один из нас, сидящий на коне с белым пятном на лбу, догонял тебя?» – «Потому, что у лошади с белым пятном на лбу кости бывают тоньше и солнечные лучи сильно нагревают мозг ее, и вследствие этого лошадь ослабевает и не может скакать, как моя». – «Почему ты направил свою лошадь против ветра, когда я тебя догонял?» – «Потому, что у твоей лошади хвост и грива слишком густые, ветер ослабляет силу твоей лошади, а для моей же это все равно».
После этого всадник возвратился назад, а сын Темира поехал дальше к отцу. Он приехал ночью в лагерь своего отца, который все еще проводил канаву, потихоньку вошел в один шалаш и повесил свою магнитную шашку. Все шашки, которые находились в шалаше, притянулись к шашке сына Темира. Повесив шашку, он вышел оттуда, расседлал свою лошадь и пустил ее между лошадьми своего отца. Лошади эти, как только к ним присоединился конь сына Темира, стали ржать.
Темир, хотя узнал (так как он был шейх), что сын его прибыл в лагерь, никому не сказал об этом. Только рано утром он собрал своих приближенных и дал им мешок с золотом, чтобы они пронесли его по лагерю, показали бы каждому человеку для оценки его. Приближенные Темира пронесли этом мешок по лагерю, каждому показывая. Одни говорили, что золото – вечный кусок хлеба, другие говорили, что с золотом можно достичь всего, чего душе человека угодно. Одним словом, всякий оценивал золото различно.
Когда показали мешок с золотом всем в лагере, приближенные Темира явились к нему и рассказали о мнении каждого. Темир спросил: «Всех ли спросили вы о цене золота?» «Всех, – отвечали посланные, – за исключением одного молодого человека, который приехал вчера ночью и лег спать недалеко от палаток, укрывшись своей буркой». – «Ступайте и спросите этого юношу, во что он оценит мешок». Те оправились к юноше и спросили его, как он ценит это золото. Юноша отвечал с улыбкой [в смысле иронии], что оно не стоит куска хлеба. Ответ этот показался приближенным Темира смешным, и они с хохотом возвратились к Темиру и передали, что они слыхали от юноши. «Да, – сказал Темир, – правду говорит этот юноша. Мешок с золотом, который вы показывали ему для оценки, не стоит куска хлеба, потому что без золота человек может обойтись, но без хлеба он не в состоянии прожить. Подобный ответ может дать только мой сын. Приведите этого юношу ко мне».
Приближенные привели юношу к Темиру, который узнал в нем своего сына, а юноша узнал в Темире отца. От сына своего Темир узнал, что тот находился у Баркима, – и с войском своим двинулся против него. Барким должен был бежать из Дяттахо в Галгаевское ущелье, где он основал нынешний аул Озик. Впоследствии этот аул Барким тоже оставил и переселился в Шуанское ущелье, где устроил аул Макале, а оттуда он переселился в Кистинское ущелье, где, между нынешними аулами Ляжг и Оббоно, основал новый аул. Затем Барким оставил и этот аул, перешел в Джераховское ущелье на левый берег реки Терека и устроил нынешний аул Чми. Здесь он и умер .