[Как из грешного человека сделались кабан и свинья]

Один человек вышел из дому, поклявшись: «Клянусь создавшим меня богом, что не вернусь домой, пока не убью своего врага [такого-то] в течение дня». В поисках прошел весь день, а когда солнце стало заходить, то он сильно перепугался, так как не нашел врага. Ангел божий, находившийся неподалеку, спросил его. «Почему ты так испугался? Я не видел ни одного человека или зверя, который был бы перепуган, как ты». Человек ответил: «Как же мне не пугаться? Я поклялся убить врага, которого ненавижу, и не могу найти его». Ангел указал на молившегося тут же человека и сказал: «Вот он! Отчего же ты не убиваешь его?»
«Пусть моя клятва не пропадет даром!» – воскликнул человек и разрубил молившегося шашкой пополам. Из верхней части тела убитого тотчас же образовался кабан, а из нижней [ниже поясницы] – свинья, и они побежали в лес. Убийца был изумлен этим происшествием и снова испугался. «Не бойся, – сказал ангел. – Теперь мне некогда объяснять случившееся; завтра пойди в [такую-то] пещеру, и там скажут тебе». На следующий день убийца отправился в указанную пещеру. В ней было темно, но потом стало светлее; в конце ее он увидел мужа и жену; тут же поблизости была привязана за дверями черная сука. Он поздоровался с хозяевами. «Что же ты сидишь и не угощаешь гостя?» – обратился муж к жене. Но на блюде у них не было ничего. «Я слушала, что вы говорите», – ответила жена и, открыв двери, достала баранью голову и грудь на блюде. Когда муж и гость наелись досыта, она накормила суку, а уже после поела сама. Несмотря на все это, блюдо ничуть не истощилось. «О боже, какое великое чудо!» – воскликнул гость. «Чему ты удивляешься? Знаешь, где ты находишься?» – «Не знаю, но мне сказали, чтобы я пришел сюда и узнал, как из человека сделались кабан и свинья». Хозяин сказал: «Когда муж знает, что его жена спит с другим, и ничего не говорит и не делает, то по смерти бог обращает его в кабана и свинью. А то, что ты видишь здесь, мне бог дал в удел загробной жизни». – «Хорошо, если бог тебе дал такую часть. Но что это значит: сука стоит за дверями?» Хозяин ответил: «Это моя мать, родившая меня». – «Хорошо, а что это за чудо: мы с тобой поели, сука поела, жена поела, а блюдо не уменьшилось?» Хозяин ответил: «Когда я был еще на Дяли-Малхи, у нас была баранта. Раз я пошел стричь баранту и одного барана взял домой, чтобы из курпея его сделать себе папаху. Привел я этого барашка домой, зарезал его. Жена стала варить мясо. Когда она начала делать галушки, пришла незнакомая женщина и попросила одолжить ей котел. Жена, ни слова не говоря, сняла с цепи котел и отдала ей. И я не спросил, кто это была, и жена ничего не сказала. За такой поступок бог и сделал нашего барана неистощимым. Мать же моя была скряга, и ее бог превратил в суку . Чтобы она не кусалась, мы привязали ее на цепь».
Если кто врет, то дай бог, чтобы этот человек стал на том свете сукой, которая была бы там привязанной на цепи! – [прибавил рассказчик Ганыж].