Справка в Президиум Верховного Совета СССР о положении чеченцев и ингушей в Казахской и Киргизской ССР
Август 1956 г.
В феврале–марте 1944 г. чечено-ингушское население в количестве 105,7 тысячи семей общим числом 496,5 тысячи человек было выселено из Чечено-Ингушской АССР и отдельных районов Северного Кавказа, главным образом в Казахскую и Киргизскую ССР.
В настоящее время чеченцы и ингуши проживают в 14 областях Казахстана и в некоторых областях Киргизии. В июле-августе 1956 г. было проведено ознакомление с жизнью и работой граждан этих национальностей. Подавляющее большинство чеченцев и ингушей занято в сельскохозяйственном производстве, значительно меньше в промышленности, главным образом в угольной, свинцово-цинковой, еще меньше в других отраслях народного хозяйства.
В первые годы после выселения значительная часть бывших спецпоселенцев из числа чеченцев и ингушей, преимущественно в северных и восточных областях Казахстана, подвергалось частым заболеваниям, и вследствие этого * наблюдался значительный* процент смертности среди этого населения.
В первые годы, примерно до 1948 г., режим для спецпоселенцев был довольно гуманным, многие люди работали соответственно их способностям и знаниям. С 1948 по 1953 г. условия жизни спецпоселенцев были отягощены различного рода ограничениями, которые не вызывались серьезными причинами с точки зрения поведения самих спецпоселенцев. Многих чеченцев сняли с работы, исключили из партии, арестовывали и затем осуждали на длительные сроки тюремного заключения. Со стороны местного населения начало проявляться неправильное отношение, имевшее оскорбительный характер. Грубые выходки и оскорбление человеческих достоинств вызывало со стороны некоторой части чечено-ингушского населения ответную реакцию.
Несмотря на тяжелые условия жизни, основная масса этих людей приобщилась к общественно-полезному труду в колхозах и промышленных предприятиях. Семьи, проживающие в сельской местности, почти все имеют собственные дома, приусадебные участки, коров, коз, птицу. По обеспеченности скотом они находятся в значительно лучшем положении, чем местные колхозники. Так, в Киргизии количество колхозных дворов чеченцев и ингушей, не имеющих никакого скота, составляет 9,2 %, а количество колхозных дворов, не имеющих никакого скота, в целом по республике 26,3 %. Многие семьи обзавелись хорошей домашней обстановкой и другими ценными вещами. Значительное количество из них приобрело легковые машины и мотоциклы. В Акмолинской обл., например, у них насчитывается 150 автомобилей и 614 мотоциклов, в Карагандинской обл. – 247 автомашин и 740 мотоциклов.
Вместе с тем следует сказать, что некоторая часть чеченцев и ингушей плохо устроилась на новых местах. Например, в г. Кзыл-Орде из 527 семей чеченцев 354 семьи живут в землянках, временных ветхих домах, не имеют огородов. В чеченском поселке «Овечий ключ» в районе Усть-Каменогорска, где проживают 540 чел., нет электричества, бани, кино, радио. Водой пользуются из загрязненного источника. Продукты питания завозятся с перебоями. Такое положение и в некоторых других населенных пунктах.
Несмотря на то что решением ЦК ВКП(б) от 29 июня 1955 г. все парторганизации обязывались улучшить политико-массовую работу среди спецпоселенцев, заметных сдвигов в этом деле не было достигнуто. Лишь в августе 1956 г. ЦК КПСС Казахстана принял некоторые меры к исправлению серьезных недостатков и даже ошибок в работе среди чечено-ингушского населения. Многие чеченцы и ингуши до сих пор не выдвигаются на руководящую работу в партийных, советских и хозяйственных организациях, в колхозах и совхозах и используются на рядовой работе, несмотря на то что некоторая часть товарищей из числа чеченцев и ингушей имеет большой опыт партийной и хозяйственной работы и вполне способны были бы с большей пользой выполнять более ответственную работу. Так, например, член партии Моллаев, бывший председатель Совнаркома Чечено-Ингушской АССР, работает в кооперативной артели по заготовке камыша в Алма-Атинской области. Бывший зам. наркома внутренних дел республики Исаев работает агентом-заготовителем сельпо в Талгарском районе Алма-Атинской обл. Там же в качестве чернорабочей работает член партии Дачаева, бывший нарком соцобеспечения. Подобного рода примеров можно было бы привести во много раз больше, но достаточно и этих, чтобы сказать, насколько неправильным является отношение к членам партии и беспартийным – чеченцам и ингушам. Неправильное отношение к чеченцам и ингушам проявлено и в вопросах приема в кандидаты и члены КПСС из числа лучших людей. Были факты необоснованного отказа в приеме чеченцев и ингушей в партию. Слабостью политико-воспитательной работы среди этой части населения в значительной степени объясняется сохранение в его среде реакционных обычаев и всякого рода вредных пережитков и сильного влияния так называемых родовых и религиозных авторитетов. Все еще бытуют среди чеченцев и ингушей дикие законы кровной мести и обычаи купли-продажи в жены несовершеннолетних девочек, многоженство, запрещение женщине принимать участие в колхозном труде, а также в работе культурно-просветительских учреждений и других общественно-политических организациях.
Национальная культура чеченцев и ингушей за время нахождения их на спецпоселении пришла в упадок. Обучение детей в школах на родном языке не проводилось. Родной язык не изучается чечено-ингушскими детьми также в русских, казахских и киргизских школах. Более того, значительная часть детей вообще не охватывается школой. В 1955/56 уч. г. из 61 тыс. детей школьного возраста обучалось только 50 тыс., или 81 %. Особенно плохо обстоит дело с обучением девочек, которые, как правило, оставляют школу с четвертого класса, и лишь единицы из них учатся в старших классах. Среди чеченцев и ингушей много неграмотных, по некоторым районам количество их достигает 40-50 %. Рассредоточенность чеченцев и ингушей по многочисленным населенным пунктам, отсутствие преподавателей, учебников и учебных пособий не позволяют создать для них в большинстве сел национальные школы или учебные классы. В результате молодежь не знает своей письменности и не может читать газеты и книги на своем родном языке. Очень мало чеченцев и ингушей учится в высших и средних учебных заведениях. В прошлом учебном году обучалось всего 187 чел. В последнее время партийными и советскими органами Казахской ССР начали проводиться некоторые мероприятия по работе среди спецпоселенцев. Так, например, организована радиопередача на чеченском языке четыре раза в неделю по 15 минут. Создана секция чеченских писателей при Союзе писателей Казахстана. Разрабатывается ряд мероприятий по организации обучения чеченских и ингушских детей в школах на родном языке. Выпускается республиканская газета на чеченском языке. В середине августа на бюро ЦК КП Казахстана обсуждался вопрос о работе среди чеченцев и ингушей и принято решение об организации работы с тем, чтобы создать им все необходимые условия для нормальной работы и жизни в направлении дальнейшего их закрепления в колхозах и на предприятиях Казахской республики.
Несмотря на то, что очень многие чеченцы и ингуши заявляют о своем желании возвратиться на Северный Кавказ, при правильной организации взаимоотношений, при более чутком и справедливом отношении можно было бы окончательно закрепить в Казахстане большинство чечено-ингушского населения. Немало колхозников заявляют о том, что они и теперь хорошо живут и не особенно стремятся в горы Кавказа. Многие хотят вернуться на прежнее местожительство, если будет принято соответствующее решение об их организованном переселении.
Из поездки в Казахстан наиболее ясным стало то, что чеченцы, ингуши и другие народы (балкарцы и карачаевцы) в основной своей массе являются честными тружениками и были переселены без достаточных к тому оснований. В настоящее время они прочно вошли в экономику тех районов, где они проживают, и есть много данных к тому, чтобы они могли и дальше жить и работать в районах Казахстана.
Для более успешного развития их национальной культуры, искусства, для организации национальных школ, создания национальных кадров, для развития их национальной автономии и государственности можно было бы рассмотреть вопрос об образовании автономии в одной из южных областей Казахстана.
Ст. консультант В. Кравцов
Помета: 1-й экз. передан тов. Горкину. 10. X. 56.
ГА РФ. Ф. P-7523. On. 75. Д. 359. Л. 16-19. Копия.