Заявление главного агронома, инспектора Министерства сельского хозяйства Казахской ССР X. У. Арсанукаева на имя председателя Совета министров СССР Н. А. Булганина о злоупотреблениях при выдаче пропусков на возвращение в Чечено-Ингушскую АССР
г. Алма-Ата 27 августа 1957г.

Председателю Совета Министров СССР товарищу Булганину Н. А.
от главного агронома – инспектора по техкультурам Министерства сельского хозяйства Казахской ССР Арсанукаева X. У., проживающего по адресу:
Алма-Ата, 32, ул. Овчарова, д. 9.
Заявление
Совсем недавно мы были свидетелями больших бедствий, нанесенных чечено-ингушскому населению, не стихийных, а происшедших в результате неправильных, жульнических и спекулятивных действий членов и руководства Оргкомитета ЧИАССР при раздаче разрешений на въезд в ЧИАССР.
Оргкомитетом ЧИАССР была разыграна одна из тех печальных и трагических комедий, какие только знает история человечества, когда подвергались варварскому ограблению целые народы. Так, раздача пропусков была организована с тем расчетом, что ставленники членов Оргкомитета, да и сами они, изрядно наполнили свои чемоданы деньгами – один пропуск ими продавался в среднем за 2 тыс. руб. Но зато трудовому чечено-ингушскому народу эти преступно-жульнические проделки обошлись очень дорого – они вновь, это во второй раз, были обездолены и разорены. «Во время нашего выселения Берия и то не нанес такой большой материальный ущерб нашему народу, как это нынче нанес нам Оргкомитет ЧИАССР», – говорят чеченцы и ингуши.
Между тем спекулянты и праздношатающиеся люди получили разрешения на въезд в ЧИАССР, нашли там приют и покровительство у членов и руководства Оргкомитета ЧИАССР.
Пострадавший народ и до сих пор надеется, что виновные в этих преступлениях члены Оргкомитета, а также и сам председатель Оргкомитета за его бездеятельность и неумение организовать работы по переезду будут сурово наказаны.
В июле сего года пожинать свои плоды работы прибыл в Казахстан председатель Оргкомитета ЧИАССР Гайрбеков Муслим в сопровождении своего заместителя Тонгиева и «почетных» стариков. Как это выяснилось теперь, оказывается, Гайрбеков и его сподвижники были встревожены не тем, что народ страдает на станциях и других местах исключительно из-за их спекулятивных и жульнических действий, а их беспокойство касалось только того, каким манером им перебросить своих людей в ЧИАССР и сохранить свою шкуру, переложив свою вину на других. И вот такая лазейка ими была найдена. Пользуясь своим служебным положением, спекулируя на вопросе о нуждах республики в кадрах-специалистах, Гайрбеков и его сообщники воспользовались представившимся им благоприятным временем.
Вопреки постановлению ЦК КПСС о временной приостановке переезда чеченцев и ингушей в ЧИАССР, по заданию Гайрбекова его заместитель Тонгиев и член Оргкомитета Дукузов составили списки на всех своих родственников и друзей, приписав им (Исламовым, Эльбиевым, Хамдиевым, Умановым и другим), что они являются специалистами с высшим образованием и большим опытом работы, и, следовательно, восстанавливающаяся республика нуждается в них; а поэтому возбудили ходатайство перед Советом Министров Казахской ССР о даче пропусков на этих специалистов, которые в действительности в большинстве своем являются торгашами.
Таким образом, 18 июля сего года за № 31-6 управляющий делами Совета Министров Казахской ССР дал указание всем облисполкомам, где только проживают родственники и друзья членов и руководства Оргкомитета ЧИАССР, выдать разрешение на выезд в ЧИАССР для работы по вызову Оргкомитета. В одном из этих указаний только по одной Алма-Атинской обл. указывалось отправить в г. Грозный 15 семей. Попутно с этим следует отметить, что местные органы власти (облисполкомы и Совет Министров Казахской ССР) не проверяют этих лиц как специалистов, а сразу выписывают им разрешения.
В настоящее время идут усиленные слухи среди чеченцев о том, что вызовы продаются и покупаются каждый за одну тысячу рублей. И эти слухи не без основания. Снова эти ненасытные шкурники – члены Оргкомитета ЧИАССР и их сообщники воспользуются также представившимся случаем, и немало посыплется денег в их карманы при проведении этой кампании. И вот один за другим поступают персональные и коллективные вызовы на «специалистов» из Оргкомитета ЧИАССР. Так, например, 10 августа 1957 г. за № 1622/29 за подписью Тонгиева поступил в Совет Министров Казахской ССР список учителей – чеченцев и ингушей, вызываемых для работы в школах ЧИАССР. Из 35 чел., числящихся в этом списке, только 10 чел. когда-то являлись или частично являются учителями, а остальные 25 чел. никакого отношения к учительству не имеют. Конечно, за единичным исключением, эти люди и не станут работать в школах. Тем не менее, видимо, Оргкомитет не постесняется оплатить подъемные за счет государства на вызываемых людей на работу.
Оргкомитет снова создает недовольство среди населения и рабочих, из личных интересов возбуждает чеченцев и ингушей прибегать к нежелательным для нас поступкам, как это имело место при выдаче пропусков Оргкомитетом.
Случайно очутившийся во главе Оргкомитета ЧИАССР Гайрбеков сформировал Оргкомитет из преданных ему людей, подобрав их вовсе не по деловым качествам. Гайрбеков окружил себя подхалимами, карьеристами, морально опустившимся и дорожащими своими личными интересами лицами, как-то: Мальсагов, Цутиев, Дукузов, Яндиев и другими.
Слабохарактерный и беспринципный по своей натуре, не обладая никакими другими положительными качествами, председатель Оргкомитета ЧИАССР Гайрбеков не сможет и в дальнейшем на деле осуществить руководство так, чтобы обеспечить выполнение задач, определенных партией и правительством на современном этапе нашего поступательного движения вперед к коммунизму, так как он не является специалистом ни одной из отраслей народного хозяйства. В отношении его идейности можно сказать, что Гайрбеков опирается в своей работе главным образом на «авторитетных» стариков и членов семей шейхов. В прошлом, будучи комиссаром Кавдивизии и вторым секретарем Чечено-Ингушского обкома КПСС, не оправдал Гайрбеков доверия народа и правительства, являясь одним из главных виновников переселения чеченцев и ингушей в 1944 г.
Поэтому Гайрбеков, и его подбор Оргкомитета, не пользуется и не может пользоваться доверием и любовью чечено-ингушского народа. По нашему мнению, в интересах дела следовало бы распустить нынешний состав Оргкомитета ЧИАССР, как не справившийся с возложенными на него задачами, а виновных в использовании служебного положения в личных интересах наказать.
Прошу Вас:
1) Принять соответствующие меры по данному вопросу.
2) По личному вопросу вызвать меня в Москву.
К сему:
Арсанукаев
(Член КПСС с 1929 года, п/б № 07377815)
27 августа 1957 г., г. Алма-Ата.
ГА РФ. Ф. А-259. On. 7. Д. 9230. Л. 27-29. Рукопись. Подлинник.