Из записки Императора Николая I о положении дел на Кавказе и программе дальнейших действий по завоеванию и колонизации края
г. Санкт-Петербург 1841 г.

Положение дел наших на Кавказе в военном отношении представляется мне в следующем виде:
[…]
По левому флангу до Каспийского моря
Сей фланг есть та часть всей линии, которую считаю в наименее надежном состоянии и которая требует усиленных, безотлагательных мер, дабы решительно положить конец опасному ее положению.
Сие достигается, когда:
1. Докончится Сунженская линия, упираясь правым флангом к Владикавказу, а левым загибаясь от Грозной, Герзель-Аула к Внезапной.
2. Основательным выбором промежуточных постов между сими тремя точками, или
3. Ежели полезнее признано будет устройство сильных двух или трех укреплений, примерно: в Герменчук или Шали, Артан-Кале или Бене, дабы более запереть долины.
4. С сей мерой нераздельна другая, т. е. постепенное заселение станиц на занятых пространствах.
5. Усиление линейных казачьих полков переселением казенных крестьян и добровольным вывозом из Малороссии и с Дона. Таким образом, пространство по Тереку от Ново-Гладковской станицы до Кизляра должно быть совершенно закрыто и безопасно.
По Северному Дагестану
По сей части Кавказа мысли мои не столь ясны; полагаю, что занятие Чиркея должно считаться весьма полезным для успокоения собственно пространства от Сунженской линии, Терека до Каспийского моря и владений Тарковских.
Но далее к Мехтулинскому и Аварскому владениям не считаю сделанного достаточным; надо ближайше на месте обсудить, какие точки нужно занять; кроме Хунзаха, чтобы владычество наше и спокойствие края считать прочным.
Из сего изложения явствует, что главное внимание, по моему мнению, обратить должно на центр и левый фланг, и сюда обратить все способы, чтобы скорее и основательнее достичь желаемой цели.
Остаться в оборонительном, или правильнее сказать, в наблюдательном положении на береговой линии, нужно дать способы генералу Анрепу приступить к возведению укрепления на Гостогае. Полагаю, что два батальона Тенгинского полка и два резервных линейных батальона Черноморских с приличным числом артиллерии и, может быть, один пеший и один конный Черноморские полки для сего достаточны. Собственно же заселение новых станиц последовать может только по возведении сего укрепления.
На Лабе, как выше сказано, кончить начатое и довершить линию; на сие шесть батальонов или одна бригада 14-й дивизии с нужным числом артиллерии и казаков.
В центре ввиду общего резерва у Владикавказа 6 батальонов 2-й бригады 14-й дивизии.
На левый фланг 12 батальонов Навагинских, Кабардинских и Куринских, собственно для того, чтобы докончить начатое, или, если полезнее признается приступить к занятию пространства между Грозной и Внезапной; но непременно одно или другое, а не пустая экспедиция без цели, без конца и без последствия.
В Северном Дагестане не могу решить покуда, что делать; полагаю, однако, что 8 батальонов Апшеронского и К[онстантино]-Варшавского полка могут употреблены быть особым отрядом, для улучшения занятия края, или возведением нового укрепленного поста, или для наказания мятежников. Сие предоставить усмотрению генерал-лейтенанта Фези ; ибо действие сие отдельно.
Действие же центрального фланга по сему начертанию, поручить генерал-адъютанту Граббе , оставя центр или резерв в команде генерал-лейтенанта Ширмана.
За ними, не говоря о пяти батальонах, остаться должны за Кавказом свободными Тифлисский и Мингрельский егерские полки и вся Гренадерская бригада. Войска сии употребить собственно для работы по дорогам, где нужно будет.

ГА РФ. Ф. 672. On. 1. Д. 83. Л. 1-8 об. Копия.