Донесение начальника Калужского отделения Корпуса жандармов Б. Ф. Гринфельда шефу жандармов генерал-адъютанту князю В. А. Долгорукову о пребывании Шамиля в Калуге
22 января 1861 г.

Секретно
№5
Бывший Имам Чечни и Дагестана Шамиль, сын Мухаммеда, ведет в г. Калуге совершенно уединенный образ жизни, не делая шагу за порог своей квартиры и даже у начальника губернии и у пристава своего Руновского давно не был. Он только молится Богу и читает книги, от такой недеятельной жизни ноги у него пухнут, и хотя при пособии наружных средств она временно проходит, но потом опять возобновляется . Доктор Кричевский неоднократно советовал ему во избежание подобных припадков прогулки на свежем воздухе в экипаже, а еще лучше пешком, но Шамиль, постоянно уповая на Бога, не слушает добрых советов, он сверх того страдает ревматизмом в правой руке, которая некогда была вышиблена из плеча упавшею под ним лошадью.
Говорят, что, когда Шамиль жил еще в Дагестане на свободе, то также по нескольку недель кряду вел затворническую жизнь и, кроме мечети, никуда из дому не отлучался, но там была другая цель, там нужно было подвластный ему суеверный народ уверить в своей благочестивой беседе с Богом и его пророком Мухаммедом.
Шамиль, несколько месяцев тому назад постоянно принимавший в своей квартире всех и каждого, кто желал его видеть, и находя, по-видимому, в этом пищу своему тщеславию, ныне весьма редко и с заметной разборчивостью это делает.
Тот же доктор Кричевский неоднократно советовал Шамилю позволять прогулки хотя в закрытом экипаже своим женам и малолетним детям, которые, тоже лишенные свежего воздуха и движения, бывают нередко больны, на это Шамиль отвечал, что будто бы они сами этого не желают, а принуждать их к тому он не хочет.
Младший сын Шамиля и два его зятя только днем бывают дома, а вечера, иногда за полночь, по приглашению и без оного они проводят в городе, в кругу семейств своих знакомых. Эти молодые горцы сделались очень развязными, очень часто танцуют французскую кадриль или народный свой танец лезгинку, играют в фанты и в иные подобные игры и во всем показывают большую наклонность к нашему образу жизни и скучают только тогда, как приходит им время возвращаться домой. Более всего они предпочитают беседу с дамами и девицами. Нельзя предполагать, чтобы Шамиль не знал об частых этих отлучках из квартиры, но он, по-видимому, смотрит на это сквозь пальцы и никогда о том не говорит.
Старший сын его Кази-Магома, хотя тоже не прочь повеселиться и провести приятно время в гостях, но, любя страстно свою жену, реже других отлучается из своей квартиры.

Генерал-майор Гринфельд

Помета: Доложено его Величеству 29 января [1861 г.]

ГА РФ. Ф. 109.1-я эксп. 1859 г.Д. 210. Л. 42-44 об. Рукопись. Подлинник.