Из докладной записки министра госбезопасности Казахской ССР А. П. Бызова министру госбезопасности СССР В. С. Абакумову «О выселенцах»
г. Алма-Ата 12 августа 1950 г.
№ 0475 Совершенно секретно
Министру государственной безопасности Союза ССР
товарищу Абакумову В. С.
Докладываю, что согласно Вашему приказу МГБ Казахской ССР производит прием от органов МВД контингентов выселенцев и аппаратов спецпоселений.
** Ввиду большего количества взрослых выселенцев, подлежащих приему по фактическому наличию, и рассредоточенности их по всей территории республики, закончить работу по приему в установленный Вами срок – 1 августа с. г. не представилось возможным.
Для окончания работы по приему потребуется еще 7-9 дней* .
В Казахстане расселено 250 897 семей, *895109 чел.* выселенцев, из них взрослых 546 337 человек, что составляет около 13 % населения республики и. примерно, одну треть всех выселенцев, имеющихся в Советском Союзе .
По контингентам взрослые выселенпы распределяются следующим образом: немцев – 264 395 чел., с Северного Кавказа (чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев) – 204 961, из Крыма (татар, болгар, греков) – 4379, из Грузии (турок, курдов) – 15 880 чел., с Черноморского побережья (греков, турок) – 23 516 чел., поляков – 22 001 чел., калмыков – 1607 чел., иранцев – 2920 чел., «оуновцев» – 5432 чел., «власовцев» – 1245.
Выселенцы расселены *во всех 16 областях республики в 173 районах, 5029 населенных пунктах и обслуживаются 878 спецкомендатурами*.
Ликвидированные органами МГБ агентурные разработки и материалы некоторых действующих дел на выселенцев свидетельствуют *о стремлении и попытках активно-враждебных элементов из этого контингента развернуть организованную антисоветскую работу, причем в некоторых случаях объединяются выселенцы разных национальностей*.
Следствием по вскрытой УММБ по Павлодарской области повстанческотеррористической группе, разрабатывавшейся по агентурному делу «Блок», установлено, что руководство группы: немец Кирихкеснер и завербованные им выселенцы-немцы, чеченцы и ингуши – готовились, на случай развязывания англо-американскими империалистами войны против Советского Союза, поднять восстание, перебить руководящий партийно-советский актив города, а затем, опираясь на поддержку остальных выселенцев и других враждебных элементов, развернуть повстанческие движения по всей области.
[…]
** Всего в Казахстане за антисоветскую деятельность органами МГБ арестовано за 1949 г. и 7 месяцев 1950 г. 874 выселенца, из них агентов иноразведок – 100** , изменников Родины – 229, *участников повстанческих, террористических и других антисоветских групп – 173, прочих антисоветских элементов – 372*.
Сопоставление наших агентурных и следственных материалов по делам о выселенцах с данными, имеющимися в принимаемых нами аппаратах УСП и УОР, убеждает нас в том, что **/*наиболее* озлобленной частью их являются *выселенцы с Северного Кавказа, особенно чеченцы и ингуши*/** .
В июне 1950 г. У МГБ по Павлодарской области вскрыта антисоветская молодежная группа из числа выселенцев-чеченцев, разрабатывавшаяся по агентурному делу «Мстители». Группа была создана возвратившимся из лагерей после отбытия наказания чеченцем Межидовым. Последний ставил перед участниками группы задачу быть готовыми к выступлению против Советской власти сразу же после того, как Америка и Англия нападут на СССР, проводить широкую вербовочную работу среди чеченской молодежи и обрабатывать ее в духе непримиримой борьбы с Советской властью.
МГБ Казахской ССР по централизованному агентурному делу «Кавказцы» разрабатывается группа бывших руководящих работников Чечено-Ингушской АССР. Основной объект этого дела, один из руководителей националистической организации, ликвидированной в 1937 г. в ЧеченоИнгушской АССР, *бывший второй секретарь обкома ВКП(б) Вахаев Хаси , находясь в лагерях, с 1946 г. начал предпринимать* попытки к сколачиванию националистического подполья из чеченцев и ингушей, бывших руководящих работников партийных и советских органов. Будучи этапированным в конце 1949 г. к нам, Вахаев на следствии признал, что, являясь участником националистической организации, он действительно установил письменную связь с рядом бывших работников Чечено-Ингушетии, привлекавшихся в 1937 г. с ним по одному делу и впоследствии освобожденных, и в письмах к ним в завуалированной форме излагал свои антисоветские замыслы, имея целью направить их на сколачивание националистического подполья.
Разработкой этих лиц установлено, что они, в своем большинстве, злобно антисоветски настроены, высказывают резкую обиду на свое выселение, связывают свои надежды на возвращение к местам прежнего жительства с гибелью Советской власти в результате американо-английской агрессии против СССР.
Даже среди коммунистов из числа чеченцев и ингушей широко распространены высказывания озлобленности на «совершенную по отношению к чеченскому и ингушскому народу несправедливость».
**В этом отношении характерны настроения проходящих по связям объектов дела «Кавказцы» *бывшего секретаря Чечено-Ингушского обкома ВКП(б) по пропаганде Гайрбекова и быв. председателя Совета Министров ЧИ АССР Моллаева*, которые в тесном кругу своих близких заявляют, что «спасителями» чеченцев и ингушей могут стать только американцы и англичане, нападение которых на СССР надо приветствовать. С их стороны высказывается также стремление добиться организации самостоятельной Чечено-ингушской области в составе Казахстана** .
Значительную антисоветскую активность проявляют муллы и родовые авторитеты из числа чеченцев и ингушей. Эта активность проявляется в форме антисоветской панисламистской пантюркистской пропаганды, распространения анонимных писем, якобы получаемых из Мекки, в которых чечено-ингушское население призывается верить, что Турция совместно с Америкой и Англией скоро уничтожат Советскую власть и освободят выселенцев-мусульман.
Среди чеченцев и ингушей чрезвычайно сильны внутренние родовые (тейповые) связи. До настоящего времени адат является основой жизненного и бытового уклада, чему в сильной мере подвержена молодежь и даже коммунисты.
Муллы и родовые авторитеты стараются закрепить религиозный фанатизм и феодально-родовые традиции в быту чеченцев и ингушей, всячески пороча лиц, в какой-то степени отходящих от религии и феодально-родовых
обычаев. Насколько сильны эти пережитки до настоящего времени, свидетельствует хотя бы то, что девушки, посещающие кинотеатры и клубы, общающиеся с русской молодежью, и чеченцы, женившиеся на русских женщинах, рассматриваются как «отступники», и с ними прекращают общение даже ближайшие родственники.
Чечено-ингушская интеллигенция, бывшие партийные и советские работники, члены партии, в своем большинстве, не только не оказывают сопротивления этому, но сами исполняют религиозные обряды и придерживаются феодально-родовых обычаев.
Положение женщины в чеченской и ингушской общине почти не претерпело никаких изменений. *К записке прилагаю копию письма девушкичеченки, адресованного т. Швернику* . Оно ярко характеризует нравы, процветающие среди чеченцев и ингушей.
**Со стороны значительной части чеченцев и ингушей имеют место враждебные отношения к лицам других национальностей, особенно к русским, которых они считают «виновниками» своего выселения** .
Отмечаются факты угроз местью русским, а иногда и заявления «надо напиться русской крови».
Вызывающее поведение чеченцев и ингушей по отношению к местному населению, в значительной мере спровоцировавшее известный инцидент, имевший место в Лениногорске , – таким образом, не может быть признано случайным.
Характерно, что особенно изолированно и подчеркнуто замкнуто чеченцы и ингуши держатся там, где они расселены крупными группами, занимая компактную территорию, на которой образовались поселения с установившимися названиями «чеченгородки» (Лениногорск, Усть-Каменогорск).
*В Караганде (в самом городе) размещено чеченцев и ингушей свыше 16 тыс., немцев 35 тыс.* В Лениногорске 6500 чеченцев и ингушей. В АлмаАте, Акмолинске по 4 с половиной тысячи, в Павлодаре и Кзыл-Орде – по 3 тыс. чеченцев и ингушей, а на свинцовом руднике Миргалимсай – свыше 4 тыс. греков.
Это способствует сохранению среди выселенцев националистических настроений, родовых пережитков и отсталых обычаев, а также создает благоприятную почву для вражеской работы.
Наряду с положительными сторонами вовлечения выселенцев в промышленность – ряд обстоятельств, и в частности изложенные выше, *заставляют серьезно задуматься над тем, насколько целесообразно размещение выселенцев такими большими количествами в местах расположения ответственных промышленных объектов, где* (так, как в Караганде) живет значительное число политических и уголовных ссыльных, освобожденных из лагерей, репатриантов и прочих сомнительных лиц и где дислоцированы крупные ИТЛ МВД, заключенные которых используются на промышленных стройках и в самой промышленности. **Таким образом, создается большая концентрация неизбежно контактирующих между собой разнообразных враждебных элементов** .
Хотя побеги выселенцев с мест поселений (по отчетным данным УСП) по сравнению с прошлым годом сократились, положение с побегами неблагополучно.
**В 1949 г. бежало с мест поселений, по этим данным, 613 спецпоселенцев и за первое полугодие текущего года – 123.
По состоянию на 1 июля с. г. числится в розыске 542 чел.
В процессе приема наличия выселенцев эти данные будут проверены и уточнены** .
Особенно неблагополучна по побегам Карагандинская область, давшая в первом полугодии с. г. 56 % всех побегов по республике. Подавляющая масса этих побегов падает на спецкомендатуры г. Караганды за счет учащихся школ ФЗО и молодых рабочих – выпускников этих школ, совершающих побеги из-за тяжелых материально-бытовых условий и неправильного их трудоиспользования на предприятиях угольной промышленности.
За полугодие разыскано и задержано 860 беглецов, из них 76 бежавших в 1950 г.
** Широко распространены среди выселенцев уголовные преступления, за которые в первом полугодии с. г. привлечено к ответственности 1397 выселенцев** .
В процессе приема выселенцев и ознакомления с положением дел в аппаратах спецпоселений **обнаруживается ряд серьезных нерешенных вопросов* * :
1. Генеральный прокурор Союза ССР в августе прошлого года дал прокурору Казахской ССР разъяснение (копия прилагается) по вопросу о привлечении к уголовной ответственности за побеги с мест поселения.
**По смыслу этого указания считаются беглецами и подлежат привлечению к уголовной ответственности только те выселенцы, которые после совершения побега будут задержаны в местах их прежнего жительства до выселения* * . Выселенцы же, совершившие побеги из одной области в друiyro внутри Казахстана, а также за пределы Казахской ССР в другие республики, края, области, являющиеся местами спецпоселения, беглецами не считаются.
Эта директива Прокуратуры СССР находится в явном противоречии с понятием побегов, определенным правительственными решениями.
**По Постановлению СНК СССР № 35 от 8 января 1945 г. всякая самовольная отлучка выселенца за пределы района расселения, обслуживаемого спецкомендатурой, рассматривается как побег и влечет за собой ответственность в уголовном порядке** .
•Указание Генерального прокурора в практике работы на местах создало неясность и разнобой в действиях прокуратуры и наших органов*.
Прокуратура Казахской ССР, руководствуясь указанной директивой Генерального прокурора, прекратила большое количество дел на беглецоввыселенцев, аресты которых в свое время производились с ее же санкции, отказывает в даче санкции на привлечение к уголовной ответственности за побеги с мест поселения по большинству дел на задержанных беглецов.
Несмотря на то, что с сентября прошлого года по этому вопросу велась переписка с МВД СССР, никаких дополнительных указаний по линии Прокуратуры и МВД СССР не последовало .
2. […]
3. […]
Штат аппаратов спецпоселений *состоит из 2941 единиц*, в том числе: Управление спецпоселений министерства – 63, отделы спецпоселений УМВД, аппараты спецпоселений горрайорганов и спецкомендатур – 2878 .
Общий некомплект по аппаратам спецпоселений 56 единиц.
Штаты аппаратов спецпоселений нуждаются в доработке.
В 1948 г., после известного постановления Совета Министров СССР, отметившего наличие антигосударственной практики в работе административных органов по борьбе с побегами выселенцев , МВД СССР приказом № 001445 в качестве одной из основных мер улучшения работы по выселенцам предусмотрело нормы штатной положенности аппаратов спецпоселений.
**По этому приказу на каждые 500 взрослых выселенцев полагалось организовать спецкомендатуру со штатом один комендант и один пом. коменданта и на каждые 100-200 взрослых выселенцев один надзиратель.
Приказ *№ 001445* в части штатной положенности не был реализован, и к моменту передачи аппаратов спецпоселений органам МГБ штаты оказались примерно **на 2500 единиц** меньше против норм, установленных приказом.
Из 878 действующих в Казахской ССР спецкомендатур имеют в обслуживании свыше 500 взрослых выселенцев – 618 спецкомендатур** , из них *146 спецкомендатур обслуживают свыше 800 чел. Отдельные спецкомендатуры имеют в своем обслуживании по 1300-1500 взрослых выселенцев*.
[…]
Одновременно будем производить тщательную перепроверку и пересмотр всего состава спецкомендатур, чтобы постепенно (но не затягивая сроки) заменить малопригодных, разложившихся, неустойчивых работников из числа комендантов, их помощников и надзирателей.
Приложения: по тексту.
Министр госбезопасности Казахской ССР А. Бызов
Приложение
17 ноября 1949 г.
Москва, Кремль
товарищу Швернику
Мы, девушки-переселенки, от имени всех девушек и женщин-ингушек просим Вас, т. Шверник, помочь нам стать настоящими людьми любимой Родины.
Все мы живем в Советском Союзе, в стране, где нет и не должно быть никаких национальных разногласий, в стране, где все равноправны, в стране, где каждый гражданин имеет право на образование, на труд и на отдых.
И вот из-за сохранившихся до сих пор старых национальных законов мы, девушки-ингушки, не видим этого. Среди ингушек и чеченок очень мало грамотных, девочки не учатся, девушки не бывают в кино, имеющие образование не работают потому, что запрещают мужчины. Нам закрывают дорогу к большому будущему. Разве не смогла бы каждая из нас дать Родине, вырастившей нас, то, что дают другие девушки. Разве среди нас нет девушек способных, которые могли быть инженерами, врачами, техниками и др.
Почему мы из-за сохранившихся национальных обычаев и законов не можем продвигаться вперед. Наоборот, эта национальная, сильно сохранившаяся полоса среди ингушей, чеченов, балкаров тормозит процветание полноценной культуры в Советской стране. Старые кавказские узконациональные обычаи говорят о том, что девушка или женщина не имеет права учиться, выходить одна на улицу, не должна бывать в кино, разговаривать с мужчиной, а в особенности, если он русский, спрашивается – русский человек мужчина или женщина – не человек?
Почему среди этих небольших национальных народов не ведут политикомассовую работу, почему среди них нет агитационной работы, которая смогла бы разбить до сих пор сохранившиеся адаты и обычаи.
Эти царствующие законы мешают учащимся и рабочим продвигаться вперед, принимать активные участия в широких кругах общества , благодаря которым каждый гражданин нашей Родины показывает силу, знания и любовь к стране.
Дорогой товарищ Шверник, мы надеемся в Вашей помощи, в основном в ликвидации старинных обычаев, законов, адатов, которым нет места в развитии культуры нашей страны, которые преграждают путь к великому будущему.
АДРЕС: от имени всех девушек-националок.
Талды-Курганская область, Талды-Курганский район, Кировское заводоуправление «Сельхозмука» Джамбуловой Лидии Хазбулатовне .
Резолюция: Тов. Шиян. С[еливановский]. 29. VIII.
Т[ов]. Захарову. Шиян. 7. IX. [19]50 г.
Помета: Т[ов]. Трофимову П. Л. Зам. министру т. Селивановскому доложено. 6. IX. [19J50. Шиян.
ГА РФ. Ф. P-9479. On. 1. Д. 548. Л. 28-43. Подлинник.